22 лютого 2016 21:08
1

Виллиан – лучший игрок "Челси". Как это получилось?

Вадим Лукомский разбирает игру самого эффектного бразильца АПЛ.


Штрафные


Самый яркий компонент прогресса Виллиана. Полузащитник подробно объяснил, как именно ему удалось выйти на новый уровень: «После каждой тренировки я наношу по 5-6 ударов из одной точки. В первую очередь меня сильно вдохновили штрафные удары Марселиньо Кариоки, еще – Жуниньо Пернамбукано, Дэвида Бекхэма, Роналдиньо и Андреа Пирло. Пытаюсь анализировать этих футболистов, их идеи и методы, перенося их в свою игру».

Что именно делает Виллиан? «Постепенно у меня начало получаться бить по мячу с особой силой. Я нашел способ закручивать его с левого фланга так, чтобы он летел с достаточной скоростью и динамичностью на случай легкого касания кого-то из партнеров, но при этом все равно шел в ворота, даже если если касания не случится».


Это очень похвальный прогресс, но почему штрафные (при прочих равных – полезный инструмент, но никак не объяснение общего прогресса) выделены как один из главных факторов? Потому что в данном случае побочный эффект от них напрямую повлиял на общую игру футболиста. Сейчас верится с трудом, но на старте сезона Виллиан вообще не играл полных матчей (первый раз провел 90 минут на поле с «Порту» в конце сентября), а в СМИ его умудрялись называть «Эмилом Хески среди вингеров».

Именно после серии голов со штрафных («Маккаби», «Ньюкасл», «Порту») Виллиан стал полностью основным игроком, а в его случае это уже немало. В первые сезоны в Англии его сильно недооценивали (речь тут не только о черновой работе) – во многом потому, что недостаточно видели или просто стеснялись перехвалить полуосновного игрока. Например, в первом английском сезоне Виллиан по количеству передач, после которых наносились удары в среднем за 90 минут, занял второе место во всей лиге, уступив лишь Давиду Сильве (!!!).

В его случае прогресс и более высокая оценка при увеличении игрового времени – абсолютно закономерное явление. Для того чтобы оставить позитивное впечатление в нынешнем «Челси», от него, по сути, требовалось лишь делать то, что отлично получалось раньше. Однако он этим не ограничился.
Работоспособность

В «Челси» за Виллианом быстро закрепилось странное, на первый взгляд, прозвище «PlayStation player». Если поинтересоваться, откуда оно пошло, вам пояснят, что Виллиан напоминает игрока из футбольного симулятора с вечно зажатой кнопкой ускорения. «Именно так я играю, и это никогда не изменится», – с улыбкой сказал Виллиан, когда его познакомили с забавной характеристикой.

За пределами клуба у него тоже появилась репутация трудяги. Это верно, но ошибочно считать, что его игра без мяча никак не изменилась за годы в Англии. Раннего Виллиана четко характеризует удаление в матче с «Астон Виллой» в первом английском сезоне – фолы, приводившие к красным карточкам, вытекали не только из огромного желания, но и нехватки оборонительных навыков: бразилец оказывался в нужной позиции, но явно фолил. Ему даже слегка повезло, что такая манера игры в тот год не оборачивалась против него чаще.

Под руководством Моуринью он здорово прибавил в оборонительной работе, что косвенно признал в интервью FourFourTwo: «Когда команда хорошо организована, игроки не расходуют слишком много сил даром. В Бразилии мы назваем это «бесполезной беготней». Когда команда недостаточно компактна, игроки вынуждены больше бегать без должной эффективности – как следствие, они устают быстрее. Опытные игроки знают, когда лучше прессинговать, когда – атаковать, когда – обороняться, как экономить силы. Молодые, как правило, показывают слишком много амбиций, но в итоге это играет против них».


Слова Виллиана находят отражение в его оборонительной статистике. Сперва бразилец избавился от чересчур рискованных попыток отбора, что также помогло ему меньше фолить. После он стал более эффективным в рамках новых показателей:



Попытки отбора в среднем за 90 минут


Отношение к делу


В прошлом сезоне Моуринью подметил: «Со мной сейчас работает доктор Пако Биоска, который провел много лет с Виллианом в донецком «Шахтере». Он говорит, что не узнает Виллиана – как игрока, как профессионала, как целеустремленного человека. Единственное, что не изменилось – это его талант».

«Я сейчас на той стадии карьеры, когда большинство игроков достигает пика. Для большинства футболистов лучшие моменты приходятся на отрезок между 27 и 30 годами», – считает сам Виллиан. Вероятно, некоторую роль в его текущей форме играет уверенность в этом тезисе – будучи убежденным в этом вплоть до подсознательного уровня, он, вероятно, пытается выжать максимум именно из данного отрезка.


Не сдать на фоне проблем команды бразильцу, возможно, помогло другое его качество – вера в Бога. «В Библии есть отрывок о том, что не хлебом единым жив человек. Следовательно, не победами едиными должны жить футболисты. Нужно понимать суть поражений. Только так можно стать лучше и начать снова выигрывать», – отметил Виллиан.


Умное движение


«Футбол сильно изменился. В наши дни от плеймейкеров требуется не только работа с мячом. У атакующих игроков стало намного больше обязанностей. Они должны усердно работать без мяча, помогать обороне и также знать, как играть на каждом из флангов. Чтобы преуспеть, нужно быть максимально универсальным игроком. Лучшие плеймейкеры понимают тактику, отлично обращаются с мячом, могут сами завершать атаки и находятся в превосходной физической форме», – сказал Виллиан.


Прочитайте еще раз выделенную курсивом часть цитаты – именно в этом Виллиану нет равных в «Челси». И совсем мало конкурентов во всей лиге. Эффективность Оскара, Азара и Педро напрямую коррелирует с позицией, что даже в этом сезоне ставило тренеров «Челси» перед некоторыми неловкими дилеммами. Виллиан – исключение. Главная причина этого – его движение. В отличие от многих других игроков своего типа, он не смещается в центр только ради смещений, а точно чувствует, когда от него требуется больше ширины, а когда – больше поддержки партнерам.


Хороший пример – движение, которым он увел защитника в эпизоде с голом Роберто Фирмино в ворота сборной Чили. Или более очевидный, но тоже полезный маневр, которым он дезориентировал Джолеона Лескотта при голе Диего Косты в ворота «Виллы». А так Виллиан чувствует момент для оголения опорной зоны. Конечно, пара эпизодов не передаст всю вариативность и грамотность решений бразильца, но, пожалуй, именно эти качества – залог его универсализма.
Спад команды

Дело не только в банальном «Виллиан выделяется на фоне бедствующей команды». Спад некоторых партнеров значительно повлиял на его роль.


Еще одна важная цитата от бразильца (кстати, откровенность в разговорах о футболе – дополнительный повод для уважения): «Жозе Моуринью помог мне прибавить в тактическом плане. Я стал лучше играть без мяча, понимая, когда опекать игрока, а когда – прессинговать. Теперь я понимаю, как управлять пространством и вынуждать соперников ошибаться. Также за время в Англии я научился лучше читать игру, лучше понимать, когда стоит идти в обводку, а когда – быстро отдать мяч партнеру».


Виллиан был вынужден сильно адаптировать игру после перехода в «Челси». В этом процессе он приобрел много нового, но на время утратил качество, которое делало его уникальным игроком для российской и украинской лиг – удивительный талант создавать пространство партнерам с помощью диагонального дриблинга. Пример:




Получает мяч против находящегося в неплохой оборонительной схеме соперника



Стягивает на себя игроков, не теряя при этом мяч, чем создает пространство партнеру



Отдает передачу вразрез


Аналогичный пример из матча УПЛ – 1, 2, 3.


В премьер-лиге он лишился возможности блистать таким образом по трем основным причинам: 1) уровень игроков и организация команд (хотя против команд, играющих по мячу даже на своей половине поля, вариации могут быть актуальны); 2) в «Челси» есть еще более искусный дриблер по диагонали – Азар; 3) Азар занимал позицию, с которой правоногому футболисту исполнять подобное наиболее удобно.

Сейчас, с учетом спада Оскара и – особенно – Азара, а также покупки Педро (как более профильного футболиста на правый фланг), Виллиан, во-первых, забрал часть обязанностей Эдена, во-вторых, стал чаще выходить в роли десятки (откуда вышеупомянутый прием исполнять тоже удобнее, чем с правого фланга).


Ко всему этому добавилась зрелость («Лучше понимать, когда стоит идти в обводку, а когда – быстро отдать мяч партнеру»). Неудивительно, что показатели его дриблинга улучшились как количественно, так и качественно:



Обводки и заработанные фолы в среднем за 90 минут

Грамотний аналіз, дякую автору