17 лютого 2016 20:21
5
"Не покидает ощущение холодного расчета Тарасова". Андронов о выходке полузащитника "Локомотива"
Известный комментатор Алексей Андронов в своей колонке, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассуждает о природе поступка Дмитрия Тарасова после матча с «Фенербахче» и рассказывает, почему футболисты большие дети на примере сборной России времен Валерия Газзаева.
Когда я только пришел работать на телевидение (из «Спорт-Экспресса»), Василий Уткин сразу попросил меня снять сюжет об альма-матер для его «Футбольного Клуба». В числе прочего, там было и интервью Елены Вайцеховской. Одна фраза из него врезалась мне в память, и приходит на ум все чаще. «Самую сложную и неблагодарную работу в газете выполняет отдел футбола - они вынуждены много и часто писать о тех, кто этого совершенно не заслуживает».
«Локомотив»безвольно и безнадежно проиграл в Турции «Фенербахче»в 1/16 Лиги Европы. Проиграл и «Зенит», на пару команды выдали худший старт в весеннем раунде еврокубков чуть ли не за всю историю нашего футбола. Но если «Зенит» играл и проиграл, то «Локомотив» - постоял и проиграл. Что произошло с командой - понять сложно. Если так сказалась продажа Умара Ньясса в Англию то, что же это была за команда, где все держалось на одном игроке?
Однако сегодня «Локо» в топе новостей не только спортивных сайтов. И даже не он, а один отдельный его игрок. Дмитрий Тарасов, снявший после матча игровую майку и продемонстрировавший всем портрет президента России Владимира Путина. В Стамбуле. УЕФА уже открыл дисциплинарное расследование, клуб, вероятно, ожидает штраф, а самого Тарасова - дисквалификация. И всероссийская слава. Заслуженно ли? Все-таки он футболист, который свою работу сделал вчера плохо. Но, благодаря майке, все это ушло на второй план. Никто не говорит о плохой игре «Локо» и самого Тарасова, все обсуждают майку.
Прошла половина следующих суток - и Тарасов не только не высказал сожаления о произошедшем, но и пообещал в следующий раз показать другой принт. Он так и не понял, что натворил. В том числе благодаря реакции общества, его хвалят даже с телеэкранов, те, кто серьезно считает что «в биатлоне немцы и норвежцы не могут простить нам 1945-й», интернет полон различных фотоколлажей, а новость о возможной дисквалификации воспринимается как нечто несуразное, вроде надоедливо жужжащей у окна мухи.
Нет смысла обсуждать, что именно было на майке. Дмитрий Тарасов - взрослый гражданин страны, он имеет право на свое мнение. В Лиге Европы «Локомотив» представляет не только самого себя, но и страну, выражение своей гражданской позиции на международном матче - вроде бы, понятно. Непонятно только одно - в курсе ли Тарасов, что не он устанавливает правила игры? На майке мог быть изображен любой политик, суть дела не в персоне. Суть - в политической акции. Недопустимой по правилам организации, проводящей турнир.
ЧТО БЫ СДЕЛАЛ ТАРАСОВ, ЕСЛИ БЫ ЗАБИЛ ГОЛ?
Футболисты вообще - как правило, большие дети. Футбол - наименее требовательная дисциплина из всех игровых видов спорта. Как-то Олег Романцев сказал все той же Елене Вайцеховской, что «дублер «Спартака» - более популярен, чем олимпийский чемпион по каким-нибудь прыжкам». Гонорары в футболе большие, слава, и в самом деле, приходит рано. Выкладываться в таком ритме, как хоккеистам или баскетболистам, мастерам «ногомяча» не приходится. Все это порождает разнообразные формы инфантильности, с которыми приходится сталкиваться. Случай Тарасова весьма показателен. Он действительно «не понимает», в его системе координат ничего необычного не произошло. Ну, майка. Ну, вот мне так хочется.
В 2002-2003 годах я работал пресс-атташе сборной России по футболу. Этот год дал мне колоссальное понимание того, как устроен на самом деле российский футбол. Насколько в нем естественно «получать удовольствие и ни о чем не думать». В Швейцарии за считанные минуты до начала отборочной игры, когда команды уже выстроились в туннеле, вдруг выяснилось, что в ряду россиян два игрока с номером «9». Один из них болтал по телефону во время установки и раздачи маек, а потом просто взял запасную «девятку», надел, да и пошел... Другой - во время товарищеского турнира, в регламенте которого было прописано, что основной состав выходит под номерами от 1 до 11, требовал выдать ему ту же «девятку», несмотря на то, что был заявлен в запас. Третий - зачем-то отдал администратору команды паспорт, полученный в европейской стране, что привело в замешательство немецкую бригаду судей. 17 красных паспортов, и один синий. «Ну а что? Я же границу по нему пересекаю»... Кстати, не последнюю роль в печальном финале работы того штаба сборной, сыграло именно «бурное детство» в раздевалке. После поражения в товарищеском матче от Израиля, игроки с хиханьками-хаханьками обсуждали, в какой клуб поедут отдыхать. Валерий Газзаев смотрел на это и чернел буквально на глазах...
Еще один - совершенно роскошный случай, как раз и был связан с «акциями». У футболиста умерла любимая бабушка. Он приготовил черную ленту (майки с принтом тогда делались не так просто), и сообщил (хорошо, что сообщил!), что выйдет на матч в ней. Все аргументы, объясняющие недопустимость подобной самодеятельности, разбивались о стену непонимания - как так, у меня траур, я хочу почтить память...
Дмитрий Тарасов, судя по всему, считает так же. «Как так, я хочу поддержать...». Да ради Бога, Дмитрий! Но на все есть время и случай. И есть правила игры... Которые нарушены. Причем ситуация еще и усугубляется «особым контролем УЕФА» по этой игре, связанным с напряженностью в отношениях двух стран. Иначе как провокацией, показ подобного аксессуара гардероба именно в Стамбуле - воспринять трудно. Хорошо еще, что турецкие болельщики не обратили на это внимания, и не закидали Тарасова всем подручным хламом, как они это умеют делать именно на арене «Шукрю Шарачоглу». Интересно, кстати, что было бы, если бы Тарасов забил гол? Сорвал бы майку и побежал к трибунам? «Локомотив», заметим, уже не в первый раз в этом розыгрыше Лиги Европы «попадается» на политической теме, а к ней, после случая с дроном в Белграде и «флагом великой Албании» отношение скрупулезное.
Самое печальное для Тарасова, да и всех нас - его дисквалификация с большой долей вероятности коснется и Евро-2016. Благо, проводит этот турнир все тот же УЕФА. И за прецедентом далеко ходить не надо. Хорват Йосип Шимунич был дисквалифицирован ФИФА на 10 игр за перекличку с болельщиками, содержавшую неприемлемые, с точки зрения этой организации, лозунги. А если отвлечься от футбола, то как не вспомнить Милорада Чавича, сербского пловца, вышедшего на церемонию награждения в майке с надписью «Косово је Србија», и немедленно отстраненного от дальнейшего участия в чемпионате Европы-2008.
И не стоит искать аналогий, вроде маек с портретом Антонио Пуэрты, или прогулявшегося вчера же по полю стамбульского стадиона вратаря «Фенербахче», в руках которого был флаг с портретом Кемаля Ататюрка. В случае с Пуэртой все, безусловно, было согласовано, и не раз, а флаг вратарь взял у болельщиков, и если он провисел там весь матч, значит, это было «пропущено» УЕФА. Да и Ататюрк, чье имя носит не только аэропорт Стамбула, но и Олимпийский стадион, все же воспринимается несколько иначе. Примерно, как Гарибальди. Он вообще воспринимается не как политический деятель, а как «отец турок». И, в принципе, никто не мешал Тарасову предъявить майку до игры именно с такой аргументацией. Вообще механизм подобного согласования весьма прост - это обсуждается на предматчевом совещании. Тут, правда, мы приходим к вопросу о профессионализме клубных сотрудников, ведь не мог же никто не видеть этой майки на Тарасове до игры? Значит, или решили, что «не наше дело», или, что гораздо хуже, сознательно пошли на подыгрывание. Или не объяснили, или не проверили. И теперь в официальном заявлении каются и обещают применить к Тарасову санкции.
И самое грустное в этой истории - не покидает ощущение ее спланированности и холодного расчета. Тарасову далеко не 22 года, его карьера имеет естественный возрастной порог. Теперь о нем знают абсолютно все, и не благодаря его умению играть в футбол. Недавно Тарасов записал песню, он постоянно участвует в различных нефутбольных активностях. «Все, что не является некрологом - есть реклама», так говорил футбольный тренер Виктор Прокопенко. И судя по развитию ситуации, хороший парень Дима Тарасов отлично знает, зачем и почему эта майка оказалась на нем, и как дальше капитализировать свой «рейтинг цитируемости». Коли так - нет смысла говорить собственно, о футболе, и о проявлениях патриотизма в своей основной работе. Выбор между внешним эффектом и результатом - всегда труден, и соблазнителен. А грань между лицедейством и спортивным успехом - тоньше, чем кажется. Жаль, только, что он все же не забил гол... Ведь если я правильно понял то, что хотел сказать Тарасов - это все же лучше говорить, добившись успеха. А не покидая стадион «на щите». Хотелось, - как говорил классик, - как лучше, а получилось, как всегда...
Алексей Андронов специально для «БИЗНЕС Online».
Коментарі
Красиво начесал, что значит толковый комент. На "плюсе" со Стогниенко для меня самые "слушиваемые" коментораторы.