Почему в Бундеслиге нет команд из бывшей ГДР
Алексей ЧЕРНЯК
Клубы из Восточной Германии славятся отличными базами, перспективными игроками и безумными фанатами, но никак не своими результатами. Последний клуб из бывшей ГДР вылетел из бундеслиги шесть лет назад. Почему восточная часть страны сейчас живет фактически без большого футбола?
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОБЕДЫ
За всю свою недолгую историю сборная Восточной Германии не смогла добиться значительных успехов на футбольном поприще. «Золото» на Олимпийских играх в Монреале вряд ли можно считать чересчур весомым достижением, учитывая, что соседи с Запада уже дважды на тот момент выиграли чемпионат мира.
Хотя у этой кратковременной сборной есть своя большая победа. На единственном для ГДР чемпионате мира 1974 года, который проходил в соседней ФРГ, в первом, и последнем, официальном матче между двумя частями Германии победу одержали восточные немцы.
Конечно, это поражение в рамках группового этапа не сильно помешало Герду Мюллеру и компании расправиться с остальными командами и завоевать трофей. Однако для ГДР та победа в западной части Берлина стала исторической. Единственный гол, забитый Юргеном Шпарвассером, впоследствии транслировался в идеологических целях на всех экранах ГДР, а выражение Sparwasser-Tor («гол Шпарвассера») стало в немецком языке устойчивым.
«ОБЪЕДИНЕННЫЙ ЧЕМПИОНАТ»
В начале 1990-х у Западной Германии появилась возможность поквитаться с соседями за поражение 1974 года. В рамках отборочного турнира к Евро-1992 и ГДР, и ФРГ попали в одну группу, но уже к началу турнира стало ясно, что реванш так и не состоится. Осенью 1990 года было объявлено о полноценном воссоединении немецких земель.
Для футбольных федераций настало время непростого обсуждения формата проведения следующего регулярного чемпионата. Итогом дискуссий стало решение о прямом включении двух лучших команд из ГДР в первую бундеслигу и еще шести команд – во вторую бундеслигу. Первыми участниками бундеслиги от Восточной Германии стали последний чемпион и обладатель Кубка ГДР ростокская «Ганза» и дрезденское «Динамо». Стоит отметить, что последним удалось даже остаться в турнире по итогам чемпионата, тогда как резко стартовавшая «Ганза» (команда лидировала аж до седьмого тура, по пути одолев дортмундскую «Боруссию» и «Баварию») вылетела.
В дальнейшем именно ростокцы чаще всего оказывались в первой бундеслиге. На их счету – 12 сезонов со старта объединенной бундеслиги и лучший показатель среди всех команд с Востока (шестое место в сезонах 1995/96 и 1997/98). Последним клубом из бывшей ГДР стала коттбусская «Энерги», вылетевшая в 2009 году.
НЕВИДИМАЯ «СТЕНА»
В чем же причины столь неудачных выступлений этих клубов? Во-первых, это деньги, а точнее, их отсутствие. Сразу после воссоединения Германий самые успешные и талантливые игроки из Оберлиги (так назывался чемпионат ГДР) подписали хорошие контракты с клубами из ФРГ. Маттиас Заммер и Ульф Кирстен уехали из дрезденского «Динамо» в 1990 году, будущая звезда обороны «Баварии» Йенс Йеремис – в 1995-м.
Для многих клубов из ГДР удержать своего таланта от соблазна выгодного контракта трудно и по сей день. Братья Кроосы (Тони и Феликс) еще в детском возрасте сменили школу «Ганзы» на «Вердер» и «Баварию», Марселя Шмельцера из «Магдебурга» переманила дортмундская «Боруссия».
Неравномерное развитие экономики внутри самой страны и отсутствие штаб-квартир больших компаний на Востоке практически не дают возможности командам привлечь крупных спонсоров. Восточная Германия – это аграрный регион, там преобладают предприятия малого и среднего бизнеса, почти все крупные корпорации находятся по западную сторону границы.
Сложно восточным командам рассчитывать и на доходы от болельщиков. Немецкие статистики к 25-летию объединения страны проанализировали, в чем сейчас разница между Западом и Востоком. Оказалось, что доход жителей земель бывшей ГДР до сих пор на 25% ниже, чем у соседей и составляет 2800 евро. Особенно Востоку не повезло с миллионерами. Из 500 самых богатых немцев только 20 живут в экс-ГДР, да и то 14 из них – в Берлине. Среднее состояние жителя Западной Германии составляет 153 тыс. евро, Восточной – вдвое меньше. И так получилось, что на Востоке большая часть населения – люди пожилого возраста, и клубам не с руки строить расчет на 60-летнего болельщика.
Тем не менее иногда команды бывшей ГДР вправе рассчитывать на помощь своих и чужих поклонников. Так, например, дрезденское «Динамо» в начале этого сезона провело благотворительный матч против «Баварии». Два собранных миллиона евро пошли на оплату долгов восточного клуба. Десять лет назад самая богатая команда Германии уже помогала «Динамо»: кредит в два миллиона евро спас Дрезден от банкротства.
ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А МНОГО – НЕ ОЧЕНЬ
С другой стороны, если даже скромным по бюджету «Падерборну» и «Дармштадту» удалось попасть в бундеслигу, то, значит, дело не только в финансах. Помимо отсутствия денег, на результатах команд из Восточной Германии сказывается отсутствие эффективных менеджеров. Воспитанные в социалистических устоях, клубы из ГДР до сих пор не привыкли грамотно решать возникающие проблемы.
Постоянное недопонимание между руководством клуба и тренерским составом, игроками и тренерами и менеджерами приводит к разногласиям во всех сферах деятельности. Так, например, из-за управленческого хаоса в третий дивизион скатились дрезденское «Динамо», все те же «Ганза» и «Энерги», а ранее знаменитый «Карл Цейсс» вообще рухнул в любительские лиги.
Помимо прочего, важно понимать, что для любой немецкой команды вылет в третий дивизион светит большой дырой в финансовой отчетности, так как доход от ТВ-трансляций падает в разы. Эта разница порождает пропасть в зарплатных ведомостях клубов и даже может грозить банкротством.
КРАСНАЯ ТРЯПКА «РЕД БУЛЛА»
Единственный, кто на Востоке может похвастать хорошей спонсорской поддержкой и неплохим составом менеджеров, является переизданный, как новая часть «Звездных войн», скромный «Маркранштадт» из Лейпцига, теперь носящий название «РБ Лейпциг».
РБ – это сокращенно от RasenBallsport. Но две буквы часто воспринимают как аббревиатуру владельца клуба – компании «Ред Булл». Сделано это специально. Согласно немецким законам производитель энергетического напитка не может официально вставить свое имя в название клуба. «Ред Булл» пообещал вкачать в свой очередной футбольный проект 100 млн евро и за восемь-десять лет вывести команду из Оберлиги (5-й дивизион) в бундеслигу. Пока все идет с опережением графика: восхождение «Лейпциг» начал в 2009 году и сейчас лидирует во второй бундеслиге.
КОМУ ПРОДАТЬ ДУШУ
Излишние поощрения от «энергетического» гиганта недолюбливают многие. Начиная от простых болельщиков и заканчивая руководством некоторых команд, «Лейпциг» постоянно подвергается критике и среди болельщиков служит примером отошедшего от традиционных устоев немецкого клуба. Так, например, берлинский «Унион» во время поисков спонсоров в 2011 году провел рекламную кампанию: «Мы продаем нашу душу, но не для всех». В ее рамках клуб распечатал постеры с Зеппом Блаттером, Сильвио Берлускони и раздавленной банкой «Ред Булла», тонко намекая на клуб из Лейпцига.
Что касается других команд, то у них все не так гладко. Дрезденское «Динамо», несмотря на невероятную для третьей лиги посещаемость (около 30 тысяч болельщиков на любом домашнем матче), борется с финансовыми трудностями и пытается вернуться во вторую бундеслигу. Те же задачи решают и «Эрцгебирге Ауэ» и «Магдебург». Про остальных и вспоминать страшно.
Болельщикам этих команд остается лишь надеяться на то, что когда-нибудь и их любимцы преодолеют все проблемы и найдут свой путь для возвращения в бундеслигу. Пусть для этого и придется кому-то продать душу. Другого пути у клубного футбола Восточной Германии, похоже, нет.