Сергей ШМАТОВАЛЕНКО: "Диалоги с Лобановским в тренерской комнате были скоротечны"
На этой неделе украинской сборной предстоит первый тайм двухраундового противостояния против Словении в борьбе за путевку на Евро. О шансах дружины Михаила Фоменко «КОМАНДА» пообщалась с экс-защитником киевского «Динамо» и сборной Украны 48-летним Сергеем ШМАТОВАЛЕНКО.
— Сергей Сергеевич, как вам перспективы сборной Украины поехать на Евро-2016?
— Не хочу загадывать, а очень хочу пожелать ребятам прервать черную полосу, когда нашей сборной на протяжении полутора десятков лет не удавалось в стыковых играх сделать последний шаг на пути к большому форуму.
— Результат жеребьевки обнадежил?
— Я присоединяюсь к армии поклонников нашей команды, которые считают Словению хорошим вариантом при жеребьевке стыковых матчей. Даже при том, что команды из стран бывшей Югославии всегда считались крепкими, а отдельные игроки добивались на международной арене больших успехов. Считаю, балканцы по зубам дружине Михаила Фоменко во встречах плей-офф 14-го и 17 ноября.
— Словенцы в присущем им стиле будут «сушить» игру, осторожничать и не лезть на рожон?
— В первой встрече во Львове, думаю, соперник попробует действовать вторым номером в надежде обезопасить свои ворота. Но это не значит, что украинцам следует лететь сломя голову вперед с первых минут. И Михаил Иванович (Фоменко. — Прим. авт.) скажет об этом на установке. Может быть, стоит постепенно прощупать противника и найти слабые места. Конечно, нам бы очень помог быстрый гол, который наверняка заставит словенцев перестроиться и где-то раскрыться.
— Как вам игра сборной Украины?
— Мне импонирует сильнейший подбор исполнителей в сборной Украины, микроклимат в коллективе. В команде хорошая атмосфера — это один из основных факторов успеха!
— А что разочаровывает в игровых аспектах, какие изъяны нужно устранить?
— Шероховатости имеются у любой сборной мира, в том числе и у нас, но из этических соображений я воздержусь от комментариев (улыбается).
— В каких компонентах украинцам следует прибавить, чтобы разобраться со Словенией?
— Нужно включать скорость, поддерживать высокий ритм игры и поднимать КПД при исполнении стандартов. Вы же знаете, как украинцы действовали после подачи угловых на протяжении всего отборочного цикла (1 гол Люксембургу после 66-ти корнеров. — Прим. авт.). Мало забиваем. Стандарты надо подтягивать однозначно — это основа сегодняшнего футбола.
— В свое время вы дважды сыграли за сборную Украины против Словении в отборе к Евро-1996. В Киеве «сине-желтые» добились сухой ничьей, а в Любляне потерпели поражение — 2:3. Чем памятны те встречи для вас?
— В гостевом матче мы вели — 2:0 после первого тайма, но проиграли. Этим и памятен поединок. Где-то произошла расконцентрация, плюс, по-моему, у нас случилось раннее удаление, но уже не помню деталей (Игорь Жабченко получил красную карточку на 18-й минуте. — Прим. авт.). Не имели права так действовать. Дома же так и не смогли вскрыть плотную оборону соперника.
— Вы так и не сыграли на больших форумах за сборную СССР и Украины. Остался неприятный осадок?
— Есть такое. В 1990 году я готовился ехать со сборной Советского Союза на чемпионат мира, но в последний момент меня и еще некоторых ребят «отцепили» тренерским решением... Не хочу называть фамилии, но в Италию тогда отправились люди, которые изначально даже не фигурировали в списках. Признаться, я жутко расстроился.
— Вообще ваша карьера за сборную СССР как-то не сложилась — всего два матча. Может, негативный след оставил дебют в 1988 году в поединке против ФРГ?
— Намекаете на то, как я «отличился» голом в свои ворота, и мы проиграли — 0:1? (Улыбается.) Ничего, с каждым могло случиться подобное, поэтому претензий после игры мне никто не высказывал.
— Мандражировали?
— Естественно, до выхода на поле волновался, ведь нам противостояли звезды европейского футбола, но после стартового свистка дрожать некогда — надо играть. Жаль, дебют в товарищеском матче получился смазанным.
— Помните тот курьезный гол?
— Была подача с фланга, мяч чиркнул по бедру и юркнул в сетку. Неудобная траектория была, наш вратарь Витя Чанов вряд ли мог среагировать на тот полет мяча.
— О чем сожалеете в своей карьере?
— Не до конца осуществил то, что желал. Например, поехать поиграть за границу. Однако от меня тогда ничего не зависело. Другое было время, другие обстоятельства.
— Какой совет, фраза или установка на игру Валерия Лобановского засели в памяти до этого времени?
— Валерий Васильевич слыл психологическим тактиком, а крылатых фраз особо не изрекал. Восхищало умение тренера доходчиво вложить в две-три фразы все то, что другие могли бы объяснять около часа! Так что диалоги с Лобановским в тренерской комнате были скоротечны.
— В 1990 году Сергей Шматоваленко сделал своеобразный хет-трик: с «Динамо» оформил золотой дубль, выиграв чемпионат и Кубок СССР, а с молодежной сборной СССР триумфовал на чемпионате Европы! В каких красках вам вспоминается советский период футбола?
— В первую очередь важно то, что я выступал в одной команде с футбольными личностями. Хорошая атмосфера была не только в «Динамо», но и в сборной, куда съезжались представители дружественных и недружественных нам лагерей. Имею в виду «Спартак». Однако вне поля мы отлично ладили, никогда не возражали друг другу и поддерживали отношения. Например, я до сих пор дружу с Александром Мостовым, Игорем Шалимовым, Алексеем Прудниковым... Да, в фанатской среде царила вражда между лагерями, но у футболистов все эмоции бурлили только в рамках футбольного поля.
Были принципиальные матчи, но никакой вражды. Теплые отношения сложились почти у всех динамовцев со спартаковцами. Это одно из главных воспоминаний той поры.
— В советском футболе существовал лимит на ничьи — десять за сезон. Глупость или катализатор прогрессивного футбола?
— Лично мне такая система розыгрыша не нравилась. Глупо, когда за 11 ничьих с команды снимают очки, и она потом вылетает в первую лигу. Я с таким столкнулся в ЦСКА, когда выступал за москвичей.
— Как думаете, украинская Премьер-лига созрела для реформ? Вы бы что поменяли в главном дивизионе нашего футбола?
— Сокращать лигу не надо, а вот лимит на легионеров я бы ужесточил — не больше четырех иностранцев на поле. Да, легионеры привносят изюминку, но украинцев должно быть больше. Это мое мнение.
— Вы отыграли за «Динамо» 12 лет! Назовете три самых памятных матча в составе киевлян?
— А четыре можно? Естественно, это премьерная встреча с минским «Динамо» (2:0) в чемпионате СССР. Тогда о том, чтобы попасть в киевский клуб, даже мечтать не приходилось, а тут вдруг я в одной раздевалке с кумирами миллионов — Белановым, Протасовым, Блохиным, Кузнецовым... Мне повезло: Игорь Беланов, как одессит над одесситом, взял надо мной шефство. Потом выделю кубковый успех в 1990 году в Москве в матче с «Локо мотивом» (6:1) и фееричную игру в 1993 году на Республиканском стадионе против звездной «Барселоны» (3:1).
Ну и знаменитая победа над «Спартаком» в Лиге чемпионов (3:2) также из разряда особенных. Можно ее даже на второе место по значимости поставить.
— Как же вы не упомянули чемпионский поединок против ЦСКА (4:1) в 1990 году?
— В предыдущем вопросе мы отмечали отдельно взятые игры, а победа в чемпионате складывается из 30-ти матчей, венцом которых стал поединок с ЦСКА. Конечно, триумф в чемпионате СССР — самое запоминающееся мгновение моей игровой карьеры! Чувство гордости тогда переполняло, и шампанское мы заслужили по праву (улыбается).
— Кто из динамовцев являлся для вас образцовым футболистом?
— Если я назову фамилии Бессонова, Баля, Демьяненко, Кузнецова, Заварова или Яковенко, то могу обидеть других ребят. А это неправильно. Вся команда была образцовой — это правда!
— Самый сложный период в вашей жизни?
— Случился как-то период разногласий с Валерием Васильевичем Лобановским, когда меня перевели во вторую команду «Динамо». Немного некомфортно чувствовал себя в этой ссылке. Может, имела место моя ошибка, может, руководство не так поняло... Не думаю, что нужно было так поступать и переводить в дубль, ведь я ничего сверхсеръезного не сотворил.
— Так что все-таки стряслось?
— Конфликта не было. Скажем так: не сошлись во мнениях, где-то не поняли друг друга или не хотели понять.
— Штрафам подвергались?
— Бог миловал. Да и раньше как таковых материальных наказаний не было. Стояли горой друг за друга, ручались исправиться, если что, потом вместе выходили отрабатывать на поле друг за друга. Это уже потом ввели перечень штрафов.
— Вспомните последнюю авантюру, в которую ввязались?
— Давно это было, еще в первой половине 90-х, когда бизнесмены начали подниматься… К счастью, мне удалось выйти из рискованной ситуации без потерь. Все обошлось.
— У вас сложилась отличная карьера игрока, а вот на тренерском мостике похвастаться нечем. Или я ошибаюсь?
— Действительно, похвастать нечем. Пока в ассистентах хожу.
— Что не срослось в тренерском ремесле?
— Увы, серьезных предложений относительно самостоятельной работы главкомом не поступало, поэтому и проявить себя не удалось.
— Сейчас вы — тренер киевского «Динамо» (U-21). Удовлетворены местом работы?
— Да! Для меня всегда было честью трудиться в структуре «Динамо». У нас добротная молодежь, есть перспективные ребята, но есть и такие, кто недорабатывает на тренировках. Однако тренерский штаб на то и нужен, чтобы замечать недостатки и искоренять их из тренировочного процесса.
— На карандаше у главного тренера основного состава «Динамо» Сергея Реброва есть футболисты молодежной команды?
— Думаю, да. Мы работаем по одному плану с первой командой, и время от времени Сергей Станиславович (Ребров. — Прим. авт.) приглашает на свои тренировки трех-четырех молодых футболистов, особенно когда игроки основы разъезжаются в сборные. В общем, готовим смену для основного состава в хорошей внутрикомандной атмосфере!
Источник — Газета Команда