14 жовтня 2015 17:39

Кто хочет купить "Марсель"?

Прописавшийся в Лиге чемпионов с 2007 по 2011 гг. «Марсель» сейчас переживает непростой период с точки зрения спортивных результатов. Разумеется, болельщики мечтают о прибытии нового инвестора. Это именно то, что нужно нынешней владелице, Маргарите Луи-Дрейфюс.


Марсельский «Олимпик» выставлен на продажу. Никто не получил полномочия вести это дело, но юристы группы компаний «Louis-Dreyfus» уже несколько месяцев пристально следят за развитием событий в этом направлении. В окружении владелицы клуба, Маргариты Луи-Дрейфюс, уже не скрывают её желание уступить клуб. С момента смерти её мужа в июне 2009 г., МЛД (прим.: Маргарита Луи-Дрейфюс) вложила только 40 млн. евро на ликвидацию бюджетного дефицита без учёта ежегодных вложений в казну клуба. Как мы могли убедиться на летнем трансферном рынке, когда команду покинули Жиньяк, Андре Айю, Морель, Фанни, Пайет, Товен и Имбула (почти 2/3 основного состава прошлого сезона), тенденция заключается в том, чтобы не тратить много.


Всё сходится, но ведь тезис о продаже клуба далеко не первой свежести: главный акционер уже высказывала идею о возможной продаже в октябре 2011 г. на страницах издания «Le Monde». После двух лет успеха — в частности чемпионского титула 2010, который закончился триумфальным парадом в районе Старого Порта Марселя — «ОМ» (прим.: марсельский «Олимпик») Дидье Дешама начал откровенно клевать носом. Маргарита, решившая всё-таки продолжить дело мужа при условии, что тот не будет приносить ей больших проблем (судебных в большей степени), пришла от этого в бешество. В семье Луи-Дрейфюс самым большим фанатом клуба безусловно остаётся один из сыновей МЛД, 17-летний Кирилл, способный наброситься в социальных сетях на Жана-Мишеля Оласа (прим.: президент «Лиона») в защиту «Марселя». «Кирилл слишком молод, чтобы взяться за правление клубом», делится мнением один из приближённых к группе компаний «Louis-Dreyfus». «Если однажды он встанет во главе этой империи, а "ОМ" всё ещё не найдёт нового инвестора, тогда что-то может измениться. А пока, нет».


Почему Лябрюн мечется эти четыре года


«Оздоровление» зарплатной ведомости, приобретение клубом «Коммандри» (прим.: учебно-тренировочный центр «ОМ») в собственность в 2013 году, намерение забрать право распространять абонементы на виражи у фанатских группировок: всё это не что иное, как зелёный свет возможной продаже клуба, а не случайность. Венсану Лябрюну даны вполне чёткие указания: уменьшить расходы, увеличить доходы, а также улучшить имидж клуба и облагородить окружающую его среду. В июне счета «ОМ» достигли финансового баланса, к концу сезона бюджет должен иметь профицит, таким образом клуб сможет стать более привлекательным.


Диалог с фанатскими ассоциациями о политике продажи абонементов на виражи тоже является частью стратегии Лябрюна. Экономически мера далека от того, чтобы её называли определяющей. А вот с точки зрения обеспечения безопасности это не может не нравиться потенциальному инвестору, даже если этот пункт не будет являться решающим. Уже в другой области Лябрюн хотел отдалить от клуба некоторых футбольных агентов с запятнанной репутацией. Вот ещё один параметр, который может если не привлечь, то задержать внимание преемника. Открываем инструкцию на пункте «Сомнительные трансферы», коих в «Марселе» было много, и из-за которых Венсана Лябрюна поместили под стражу в ноябре 2014 г. Вместе с ним тогда под подозрение попали и его предшественники, Пап Диуф и Жан-Клод Дассье (недавно его дело вновь стали расследовать). Всё это могло бы стать препятствием для будущей продажи «ОМ».


Сколько стоит «Марсель»?


В окружении группы компаний «Louis-Dreyfus» «Марсель» оценивается в 100 млн. евро. Но цена продажи не станет препятствием в возможных переговорах. Особенно если покупатель будет надёжным и амбициозным. Два или три раза в год интерес от потенциальных инвесторов доходит до руководителей клуба. Но большинство из них похожи на Джека Кашкара, того самого канадского бизнесмена, который давал 115 млн. евро за клуб в 2007 году, хотя у него не было собственных счетов. Только вложения в «Qatar Sports Investments», нынешнем собственнике «ПСЖ».


Потенциальный преемник должен выйти с «Марселем» на новый уровень. Говоря более конкретно, после покупки будущий владелец клуба должен будет инвестировать в команду как минимум 150 млн. евро в первый сезон. Далеко не каждый встречный имеет такую возможность. Особенно с учётом того, что прибыль с этих инвестиций выглядит несерьёзно на фоне высоких социальных выплат и невысоких на фоне английской Премьер-Лиги доходов с показа на ТВ. Речь пока даже не идёт о финансовом фэйр-плей, введённом УЕФА и ограничивающим возможности команд, участвующих в еврокубках.


Были ли контакты?


Да. Но до настоящего момента никаких переговоров никто даже не начинал. «Были попытки со стороны представителей стран Персидского залива, но критерии поиска не требуют массивных инвестиций с их стороны», отмечает приближённый к группе компаний «Louis-Dreyfus». «Китайцы сосредоточены на внутреннем рынке, а русские охладели к Франции. Они знают, что если они купят клуб, то на следующий день к ним придёт финансовая проверка». Велись разговоры с американской компанией, но они не подошли по критериям, обозначенным МЛД, а именно по возможности инвестировать много и сразу. Последний раз интерес происходил из Индии, но группа компаний «Louis-Dreyfus», кажется, не была убеждена в серьёзности их намерений. В последнее время также всплывало имя Мохаммеда аль-Мактума, эмира Дубаи и отчима шейха Мансура, который владеет «Манчестер Сити». Кандидатура, которая предоставляет все необходимые гарантии. В клубе подтверждают интерес из Дубаи несколько месяцев тому назад, но он касался партнёрства в области воспитания молодых игроков «Марселя». «Говорилось о построении таких средне- и долгосрочных отношениях, которые позволяли бы молодёжи иметь альтернативу получения игровой практики», обозначили в «ОМ». Азиатские и африканские спонсоры, нефтяные компании: интерес войти в капитал клуба есть, вот только брать над ним контроль пока никто не стремится. Лябрюн не исключает какого-либо краткосрочного решения, хотя бы для того чтобы получить больше средств на укрепление команды. Но это не является стратегией его начальницы. Открытие капитала миноритарному акционеру может усложнить переговоры о продаже клуба. Для Маргариты Луи-Дрейфюс это и есть первоочередная цель.


Марсельский «Олимпик» продолжает терять места в списке самых богатых клубов мира. Согласно исследованиям агентства Deloitte, которое каждый год публикует подобный отчет, «Марсель» скатился с 13-го на 23-е место с момента, когда МЛД встала во главу клуба. Не прибыль клуба снизилась (133,2 млн. евро в 2008/2009 и 130,5 млн. евро в 2013/2014), а окружающий мир изменился. С приходом денег, например, из стран Персидского залива, России и Азии, которыми имеют возможность пользоваться в «ПСЖ» и «Монако», нынешнему «ОМ» тяжело выдерживать конкуренцию.


Мнение единодушно: если Маргарита Луи-Дрейфюс хочет уступить клуб другому инвестору, то сейчас идеальный для этого момент. «Всё расставлено по местам», уверяет Кристоф Буше, бывший президент клуба, который сегодня работает на компанию «Infront», оперирующую в сфере спортивного маркетинга. «Клуб имеет активы после покупки «Коммандри». Дамоклов меч в руках болельщиков теряет силу с тем планом, что Лябрюн недавно воплотил в жизнь. А мэрия, которая всегда ранее была препятствием, поскольку она могла бояться появления сильной личности во главе «Марселя», не так вовлечена в процесс, т. к. нынешний мэр Жан-Клод Годен заканчивает свой последний срок в своей должности».


Наведение порядка в счетах клуба играет также в пользу плана последующей передачи клуба. «Расставание с дорогостоящими активами, такими как Пайет, Имбула и Товен, логично, если мы говорим о логике человека, который хочет продать клуб», говорит Бастьен Дрют, экономист, специализирующийся на операциях в области футбола. «Это убирает губительную для переговоров неуверенность. Если бы эти игроки остались, клуб не получил бы доход с их продаж (54 млн. евро). Также существовал бы риск падения ценности футболистов, например, по причине травмы, а это в свою очередь повлекло бы за собой снижение ценности клуба. Они были проданы летом в нужный момент по хорошей цене. Решение ситуации с виражами также благоприятно для продажи клуба. Потенциальный покупатель мог бы быть сдержанным при мысли о том, что клуб не контролирует свои трибуны».


Решительное послание акционера


Так существует ли этот преемник? «У меня нет какой-то информации об этом, но я думаю, что есть ещё кандидаты в странах Персидского залива и Ближнего Востока, готовые приехать сюда ради того, чтобы сделать себе необходимый имидж», продолжает Бастьен Дрют. «Для того, чтобы сделать клуб конкурентоспособным в Лиге 1, не нужно вкладывать астрономические суммы. 100–150 млн. евро могли бы значительно повысить уровень результатов клуба».


Но перед этим нужно, чтобы от акционера исходило решительное послание. «Для того, чтобы клуб был выставлен на продажу, необходимо, чтобы у акционера появилось настоящее желание выйти из дела», предупреждает Люк Дэйан, специалист по реструктуризации и продаже профессиональных клубов. «Необходимо участие инвестиционного банка. Так это работало с Сержем Дассо в случае с "Нантом", "Canal+" в случае с "ПСЖ" и "Crédit agricole" в случае с "Лансом". Нужно, чтобы акционер передал юридические и финансовые элементы. В случае с "Марселем" я не слышал ни о подобном процессе, ни о привлечении инвестиционного банка. Хотя это не говорит о том, что переговоры не ведутся. Дела по продажам клубов всегда не простые. Нужно, чтобы все детали пазла действительно сошлись, тогда сделка состоится». В то же время Поль Комето, аналитик «News Tank Football» отметил: «Во Франции найти серьёзных и достойных инвесторов очень тяжело».


Венсан Лябрюн: «Как только…»


На следующий день после поражения на «Парк де Пренс» — 8-го подряд от «ПСЖ» и 5-го в девяти матчах нынешней Лиги 1 — Венсан Лябрюн, президент марсельцев, подвёл итог экономической ситуации в клубе. Также он затронул тему продажи «ОМ», ставшей возможной в следствие наведения порядка в банковских счетах и на трибунах.


— Регулярно появляется информация о якобы желании Маргариты Луи-Дрейфюс, владелицы клуба, продать марсельский «Олимпик». Насколько это правда?


— Для того, чтобы продать клуб, нужны покупатели, которых пока нет. На сегодня нет никакой конкретики. Есть желание оптимизировать организацию, поднять профессиональный уровень клуба на всех уровнях и привлекать инвесторов и спонсоров. На текущий момент остальное — вымысел. Но если однажды плоды работы по реорганизации клуба позволят нам привлечь инвестора, как у «ПСЖ», это было бы очень хорошо. Но я повторяю: на данный момент мы говорим о том, чего нет.

— Какова финансовая ситуация в «Марселе»?


— На 30 июня мы вывели наши банковские счета в ноль (годом ранее был дефицит бюджета в 12,5 млн. евро). Мы входим в более благоприятный для клуба цикл с повышением дохода со стадиона, повышением дохода с телевизионных ресурсов (права на показ Лиги 1 составляют 607 млн. евро в этом сезоне и достигнут 748,5 млн. евро в сезоне 2016/2017), облегчением нашей зарплатной ведомости и снижением трат. Клуб абсолютно здоров и не имеет долгов. Все экономические показатели отмечены зелёным.


— Вы ищете нового титульного спонсора?


— Мы хотим, чтобы с точки зрения имиджа клуб был более привлекательным. Мы ведём переговоры с новым титульным спонсором на будущий сезон. К концу ноября надеемся достигнуть соглашения.


— Вы также работаете с болельщиками. Это действительно жизненно необходимо для развития «Марселя»?

— Я подтверждаю, что нашей приоритетной задачей был диалог с фанатскими объединениями на тему коммерциализации абонементов. Мы хотим сделать клуб более привлекательным, а это единственный способ увеличить наши доходы.


— Нужно также достичь хороших спортивных результатов для того, чтобы сезон можно было назвать хорошим…


— Мы слегка опаздываем. Мы делаем в сентябре то, что должны были делать на предсезонной подготовке. Отъезд нашего тренера (Марсело Бьелсы) 8 августа никак не упростил нашу работу. Но мы входим во вторую четверть чемпионата. На «Парк де Пренс» мы убедились, что у нас есть команда. В прошлом сезоне мы стали зимними чемпионами, но в конце всё растеряли. В этом сезоне можно попробовать сделать всё с точностью да наоборот».