Премьер-лига: портал для двоих
На место объявившего о своем банкротстве донецкого «Металлурга» в сезоне-2015/16 в равной степени претендуют «Сталь» и «Ильичевец», у которых появляется почти магическая возможность мгновенно проникнуть в портал, соединяющий первую и высшую лиги прямо здесь и прямо сейчас
ХРОНИКА ОДНОГО СУИЦИДА
Официальная страница «Металлурга» в интернете не функционирует вот уже около месяца. Сначала любознательным сообщалось, что на сайте ведутся работы. Сейчас - просто белый фон, напоминающий то ли обложку знаменитого альбома «Битлз» 1968 года, то ли негатив «Черного квадрата» Казимира Малевича. Очередной клуб стерли резинкой с футбольной карты Украины. Начисто. Набело. До основ.
Юридический суицид «Металлург» совершил в субботу, когда акционеры клуба Олег Мкртчан и Сергей Тарута написали на имя первого вице-президента ФФУ Александра Бандурко и исполнительного директора федерации Владимира Генинсона письмо следующего содержания: «В связи с проведением военных действий на территории, где дислоцируется футбольный клуб, а также тяжелым материальным положением и сложной экономической ситуацией, ФК «Металлург» Донецк не может принять участие в чемпионате Украины 2015-2016 и объявляет себя банкротом».
Еще полтора месяца назад такая кульминация сюжета считалась бы запредельно банальной: донецкий клуб никогда не ассоциировался с финансовыми проблемами, но вместе с тем, все понимали, что будущее «Металлурга» отчетливо не более чем траектория движений ежика в тумане. Клуб распродавал или просто терял сильнейших игроков и отправил в творческий отпуск главного тренера Владимира Пятенко. Симптомы, в общем-то, знакомые…
Свет в конце туннеля появился 10 июня - после того, как в первой половине июня тот же Сергей Тарута объявил о весьма вероятном слиянии двух клубов - «Металлурга» и «Стали», после чего команда под днепродзержинским брендом должна была войти в премьер-лиге с парадного входа.
ПРОЛЕТАРИИ НЕ ОБЪЕДИНИЛИСЬ
Учитывая то, что сам Тарута, как, кстати, и Мкртчан, являлся представителем компании «Индустриальный союз Донбасса», а значит, по сути, и главным акционером обоих клубов, такое решение выглядело понятной и достаточно грамотной оптимизацией бизнес-проекта в форс-мажорных экономических условиях. 21 июня спортивный директор «Металлурга» Вардан Исраелян подтвердил, что в предстоящем сезоне объединенную команду возглавит выведший «Сталь» на второе место в первой лиге Владимир Мазяр. Более того, вроде бы между руководителями обоих клубов был найден компромисс по урегулированию долга «Металлурга» перед УЕФА.
Примерно в те же дни, стало известно, что команда все-таки будет выступать в премьер-лиге под донецким названием, так как вопрос о переименовании команды в «Сталь» столкнулся с техническими проволочками на уровне премьер-лиги и ФФУ. Более того, несмотря на уже состоявшийся факт банкротства, утвержденный календарь нового сезона на сайте УПЛ по-прежнему черным по белому гласит: в воскресенье 19 июля в матче 1-го тура «Металлург» Д примет «Динамо».
На этом наша стройная и логичная ретроспектива обрывается, и мы на долгих три недели попадаем в определенный информационный вакуум. Пока Владимир Мазяр собирал игроков и готовил команду к новому сезону, на более высоком уровне шли переговоры между серьезными людьми, которые и привели к тому, о чем мы узнали в минувшую субботу.
Сложно сказать, что стало основной причиной невозможности слияния двух лун, но вот так навскидку напрашиваются две версии. Первая - принципиальная позиция стремившегося сохранить бренд и развивать свой проект президента днепродзержинцев Максима Завгороднего. Вторая - невозможность «Стали» увязывать свой клуб с длительной жизнью «Металлурга», у которой есть масса всяких последствий, под которыми следует понимать серьезные задолженности перед УЕФА, вызванные трансферными штрафами.
«Клуба «Металлург» существовать не будет, я об этом говорил в самом начале», - резюмировал Завгородний несколько дней назад и подчеркнул, что занимаясь стадионом и не отказываясь от финансирования, он и его коллеги ожидают решения на этот счет исполкома ФФУ.
ГОНКА БЕЗ ПОУЛ-ПОЗИЦИИ
У чиновников федерации, в свою очередь, тоже есть два варианта: либо открыть двери для «Стали», либо установить шлагбаум, подняв его для покинувшего премьер-лигу «Ильичевца». Интересы мариупольского клуба сейчас активно лоббирует, в частности, генеральный директор «Шахтера» Сергей Палкин.
Оценивая шансы обоих претендентов, нужно честно ответить на главный вопрос: что говорит о таких ситуациях регламент премьер-лиги? На этот счет мнения существуют разные. В частности, некоторые СМИ ссылаются на пункт 8.3 статьи 5: «Если команда Премьер-лиги исключена из соревнований, и она заняла в итоговой таблице место выше последнего, тогда в премьер-лиге остается участник, главная команда которого заняла последнее место в турнирной таблице».
Вице-президент «Стали» Николай Колючий уверен в правомерности амбиций своего клуба, полагая, что конструкция «исключили из соревнований» к «Металлургу» отношения не имеет: мол «исключили» и «снялся» - это разные вещи. Кроме того, «Ильичевец» уже стал командой ПФЛ и включен в календарь соревнований первой лиги на сезон-2015/16. Колючий считает, что возвращение «Ильичевца» в первую лигу нарушает спортивный принцип и требования УЕФА и ФИФА о справедливой ротации между дивизионами.
В случае возникновения непредвиденных регламентом ситуаций, решение о составе участников премьер-лиги принимает исполнительный комитет ФФУ на основе предложений УПЛ. И, как подчеркивает президент федерации Андрей Павелко, перед стартом этой гонки ни «Сталь», ни «Ильичевец» поул-позицией похвастаться не могут, а «их судьбу решит общее собрание членов лиги или исполком ФФУ, проведенный в факсовом режиме». По словам Павелко, оба клуба соответствуют всем аттестационным критериям, и оба заявили для проведения домашних матчей днепропетровский «Метеор».
От себя добавим, что, несмотря на казуистику регламента, очень хотелось бы увидеть решение вопроса по букве закона. Тогда как общее собрание чревато очередными проявлениями фракционизма, войны компроматов и прочими рудиментами нашего футбольного закулисья.
А вот на это у нас уже выработалась стойкая идиосинкразия - как у Штирлица на поэзию. Хотя именно поэт метко сказал: «В слове «закулисье» чую что-то лисье...».
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, Спорт-Экспресс в Украине