Юрий КАЛИТВИНЦЕВ: "Хотел бы работать в Украине, но я не тот человек, который будет звонить и напрашиваться"
Экс-капитан «Динамо» в разговоре с «Вестями» вспомнил об одном из самых ярких сезонов для клуба и сборной Украины.
— Сегодня многие считают, что «Динамо» легко давались победы в чемпионатах лет 20 назад, — говорит Калитвинцев. — Было тяжело, ведь основная масса футболистов играла на несколько фронтов. Это и еврокубки, и матчи за сборную. К тому же мы всегда были хорошим раздражителем для других команд.
— А вы на кого-то по-особенному настраивались?
— Такие команды, как «Шахтер» и «Днепр», тоже претендовали на высокие места в турниной таблице. Они были интересными соперниками для нас, поэтому в чем-то матчи выходили даже легче. А вот отобрать очки у тернопольской «Нивы», «Черноморца», «Карпат» или «Ворсклы» оказывалось сложнее. Автобусов, как сейчас говорят, не ставили, но играть мешали, не давали принимать мяч, люди не смотрели на авторитет и били по ногам.
— Чем для вас были победы над «Барселоной» в ЛЧ?
— Не скажу, что это был великий праздник. Нам эти победы нужны были, чтобы выйти из группы. Мы практически год готовились к матчам с «Барселоной», еще до того, как узнали о результатах жеребьевки. Валерий Васильевич почему-то очень часто рассказывал нам о «Барсе», наверное, чувствовал, что нам с ней играть придется. И когда мы вышли на поле, то эта команда для нас не была загадкой, мы знали, что делать. Сейчас, правда, некоторые любят говорить о том, что это были не те каталонцы, которых мы видим сейчас. Но я хочу им ответить, что «Барселона» всегда оставалась великим клубом. Перед матчами с нами они ведь считались фаворитами, правда, как потом оказалось, только на бумаге. После 0:3 в Киеве они рассказывали, что им помешал выиграть сумасшедший мороз, хотя температура была плюсовая. А потом в Испании нам подсовывали газеты, которых и читать не нужно было, чтобы понять, как все настроены на ответный матч. Чего только стоила фотография Луиша Фигу с опущенным вниз большим пальцем. Такими вот материалами испанские журналисты сделали «Барселоне» только хуже. После матча мы ехали в автобусе и спрашивали: «А есть кто-то посильнее? А то неинтересно играть».
— Посильнее оказался «Ювентус»...
— Кривить душой не буду. Мы хотели, чтобы нам достались «Бавария» или «Реал». «Ювентус» в то время был очень мощной командой, с примерно той же философией, что и «Динамо». Хоть мы и сыграли вничью в Турине, но сил осталось разве что дойти до раздевалки. У них было полное преимущество. Счет первого матча оставлял нам хорошие шансы, но мастерство итальянцев и наши ошибки все определили. Считаю, что тогда «Ювентус» по праву нас прошел.
— В 1997-м Украина впервые могла попасть на ЧМ. Поражение от хорватов вспоминаете?
— Прежде всего мы недобрали очки в отборе. В частности, нельзя было играть вничью с Арменией. Так что не надо ставить памятник той сборной. Где-то отскочили, где-то отбились. Здорово сыграть 0:0 с Германией, но они были сильнее нас, как и Португалия, которую мы обыграли. Потом с Арменией почувствовали себя португальцами и наступили на их грабли. А потом были плей-офф и Хорватия. Много говорилось о судьях, да, они не засчитали наш гол, но не запрещали забивать еще. К сожалению, на тот момент Украина еще не стала командой, которую хотели видеть на ЧМ. Хорватия выглядела предпочтительней. И все же мы играли на равных с ребятами, которые потом стали третьими на мундиале. Получается, что мы играли неплохо, а завоевать ничего не удалось. Да, «Динамо» выиграло чемпионат и Кубок, но, пусть не обижаются другие команды, мы в Украине были на две головы сильнее соперников. Сборная же не вышла на ЧМ. А клуб не выиграл ЛЧ. Но у той команды был огромнейший потенциал. Хочется верить, что такой же потенциал будет у нынешнего «Динамо» и сборной.
— А какой потенциал у Калитвинцева-тренера?
— На сегодняшний день я — в длительном творческом отпуске. Могу вот с сыном в футбол сыграть, за одну команду, чтобы не было повода потом травить друг друга. Я не тот человек, который будет звонить и напрашиваться. Были контакты с разными клубами, но, тем не менее, все равно нахожусь дома. Я готов к работе, у меня достаточно опыта в тренерской деятельности. К сожалению, пока спрос небольшой. Я хотел бы работать в Украине, но готов рассмотреть предложения и из других стран.