Игорь СУРКИС: "Шесть лет терпел, работал, вкладывал все больше денег и ни на секунду не сомневался, что золото мы завоюем"
Президент киевского «Динамо» Игорь Суркиc дал обширное интервью сайту Matchday.
Возле входа в один из отелей в центре Берлина собрались около сотни турецких фанов «Фенербахче». Они ждали своих героев. Наш герой сидел в лобби, через несколько столов от Тьерри Анри и Пола Скоулза. У президента Игоря Суркиса хорошее настроение: его «Динамо» прервало эру «Шахтера», наконец-то, после пяти лет без «золота» выиграв чемпионат, а затем и Кубок страны.
- Игорь Михайлович, какие ваши впечатления в целом по итогам нынешнего сезона?
- У меня хорошее настроение. Я удовлетворен. В футболе, что самое главное? Это золотые медали. Мы выиграли чемпионат, а потом медали положили в Кубок. Дошли до четвертьфинала Лиги Европы. Да, «Днепр» поднялся значительно выше в этом турнире, но не забывайте, что мы строим команду с Ребровым всего один год. «Днепр» строился до Маркевича четыре года с Рамосом. Плюс Маркевич опытнее Реброва. Наш тренер свои шишки только набивает. И идет вперед. А Маркевич сам говорит, что ему еще 2-3 года осталось поработать, а потом закат карьеры, пойдет внуков нянчить. А у Реброва вся тренерская жизнь впереди. Поэтому у меня это вызывает определенный оптимизм. Но я бы не прыгал от радости после победы в чемпионате и Кубке. Чемпионат действительно был не таким, каким он должен быть. Но в этом не наша вина, я особо не хочу на этом останавлииться. Когда нас отправили играть на Кипр с «Валенсией», мы тоже хотели добиться положительного результата, но мы уехали и играли свой матч где-то на выезде без наших болельщиков. Пример «Днепра» показателен: до финала Лиги Европы команда дошла, не сыграв дома ни одного поединка в еврокубках. То есть, если наши оппоненты ищут в этом оправдание, то они слабаки. В этом оправданий искать не надо.
Но я признаю, что Кубок, если по справедливости, надо было бы разделить пополам и вручить обеим командам. Была бескомпромиссная борьба. В серии пенальти «Шахтеру» из двух ударов надо забить один гол, но дончане не забивают, а забиваем мы – это уникальный случай, такое в истории бывает, наверное, один раз в 20 лет. Мы выиграли этот Кубок, значит, Богу так было угодно.
На что я нацелен сегодня? Это сохранение состава, лидеров. Укомплектоваться, если нужно, чтобы достойно выглядеть в Лиге чемпионов. Это победа и моя в том числе, потому что у меня хватило терпения. Шесть лет терпел, работал, вкладывал все больше и больше денег и ни на одну секунду не сомневался, что золотые медали рано или поздно мы завоюем. Я искал этого тренера, и наконец-то мне удалось его найти. Слава Богу, нашелся человек, у которого динамовское сердце. Не просто на словах, он не бьет себе в грудь. Я с огромным уважением отношусь к Олегу Блохину, но это не его уже команда, а команда Сергея Реброва. Да, он приглашал футболистов. Но пригласить футболиста и мы с вами можем… Нужно создать коллектив, нужно понимать, как тренировать, чтобы футболисты на поле добивались результата и делали то, что они делают. Чтобы не говорил мистер Луческу, киевское «Динамо» выходит играть против «Шахтера» и не боится его, не садится в свою штрафную. Да, мы могли и уступить, могли и победить. Но мы играем с ними, уже не боясь их бразильцев, ни других футболистов. Мы с ними играем в футбол. В чем нас все время упрекают? Что они сильнее. Даже если мы выигрываем, они - все равно сильнее. Но поймите, у них команда десять лет строится под одного тренера. Каждый игрок знает философию Луческу, все знают, чем он дышит. Они - единое целое. Если, даст Бог, Ребров проработает десять лет в «Динамо», посмотрим, какая у нас будет команда.
- Вы сильно рисковали, назначая Реброва. Говорили, что это может быть новый Гвардиола или Клопп, но люди воспринимали это как риск.
- Я - президент клуба, ответственность все равно на мне. Все равно будут меня…
- Чехвостить…
- Если бы у Реброва не получилось, все забыли бы, что он был плохим тренером, но зато вспоминали бы его блестящую игровую карьеру. Блохина забыли. Имею в виду то, что он был плохим тренером, поверьте мне, забыли. Люди думают, он на пенсии… Но то, что он - футболист великий, никто не забудет. А Суркис не так тратит деньги… Такое впечатление, что это я трачу чужие деньги, а не свои. Как будто мне дают болельщики деньги, и говорят – будь любезен… Как вы думаете, за свои деньги я не хочу результата?! Хотя бы получить удовольствие, поаплодировать, порадоваться пять минут, попрыгать и чтобы меня облили шампанским. И, заметьте, не за маленькие деньги, за огромные. «Динамо» в Лиге Европы дошло до четвертьфинала – все премии выплачены. За чемпионство, когда ребята выйдут из отпуска – будет все выплачено, за Кубок все выплачено. Футболисты не проводят ни одной игры, в которой они не получают премиальные. Финансовая составляющая на сегодняшний день – стучу по дереву – слава Богу, благополучна. Команда укомплектована. Ребров оказался профессионалом, который готов посвятить себя команде и расти дальше вместе с ней, что самое важное. Можно сегодня остановиться на этом уровне, а футбол развивается и идет вперед, как говорил Лобановский. Я часто обращался к Лобановскому. То, что он был великий, гениальный – да. Но, мы же не знаем, как бы работал сегодня Лобановский.
- Ему трудно было работать с иностранцами?
- Мы не знаем. Может, он и с ними нашел бы общий язык. Может, создали бы комфортные условия, и были бы переводчики. Но он всегда говорил: «Меня приглашали тренировать великие клубы, но я не шел по одной простой причине, что не знал язык. И когда я уехал работать в Эмираты и Кувейт, убедился, насколько был прав. Меня не слышат, не понимают. Мой голос, мою интонацию должны услышать, поскольку я себя считаю не только тренером, но еще и психологом». Если эти качества будут у современного тренера, а они, я уверен, есть у Моуринью, Гвардиолы, Клоппа…. Ребров вырастет в большого тренера. Не надо кричать, орать, надрывать голос. Это я в кабинете могу надрывать голос на своих сотрудников, если они что-то не выполнили, кричать на сотрудников, которые отвечают за безопасность стадиона. А с футболистами надо разговаривать на равных, сделав их своими партнерами. А философией, которую исповедует главный тренер, должны проникнуться футболисты. Тогда будет результат. А если эта философия окажется неправильной – не будет результата, а тренер будет другой.
- Вы говорите «не надо орать». Намекаете, что Блохин орал?
- Я ни на что не намекаю. Олег Владимирович… Можно сказать, я попал под его влияние. Когда все не складывается, человек дает интервью и говорит следующие вещи: «Все попробовали, а я - самый легендарный»… Вот, ты попробовал. Третье, четвертое место. Хороший результат?