Великий пост. Почему нельзя было голосовать за Блаттера
Революция отменяется, ФИФА остается собой.
Йозеф Блаттер – опять президент ФИФА. Журналисты резонно задаются вопросом, чем лучше был иорданский принц Али? Он был лучше тем, что представлял собой альтернативу Зеппу. Проголосовать за альтернативу, будь то принц или даже дотракийский кхал, означало призвать к ответственности человека, при котором ФИФА напоминает болото. Куда ни ткни палкой – обязательно вылезет какой-нибудь взяточник, сытый и важный чинуша, как бутон раскроется очередная коррупционная схема. Блаттер же ведет себя так, как будто все происходящее для него откровение. Арестованы чиновники. В двух странах возбуждены дела, а теперь еще и в Бразилии взялись за федерацию. Разоблачены махинации с бэкграундом в два десятка лет. И это не первый громкий скандал. В таких условиях недвусмысленно дать понять, что ФИФА хочет меняться, не желает и дальше сидеть в болоте, можно только одним способом: отказать в поддержке действующему президенту, проголосовать за его оппонента.
Те, кто полагает, что управление зависит исключительно от личных качеств управляющего, остается в рамках логики самодержавия, когда суверен делает все, что хочет, а поэтому главное – выбрать доброго и справедливого. Когда политику (а Блаттер – футбольный политик) отказывают в поддержке на выборах из-за того, что он допустил разгул коррупции, возникает весьма действенный механизм контроля. Следующий президент, быть может, тоже рад бы интегрироваться в какую-нибудь доходную цепочку или склонен закрывать глаза на нечистоплотность чиновников в обмен на их лояльность. Но этот человек уже обогащен опытом предшественника и начинает подсушивать болото, хочется ему этого или нет. Постепенно меняется сама структура. Становится понятно, что репутационные издержки от мздоимства и вымогательства несопоставимы с выгодами. Внимание следственных органов США или Швейцарии, въедливость британской прессы тоже делают свое доброе дело.
Блаттер ведь сказал, если бы хозяйками чемпионатов мира в 2018 и 2022 годах выбрали другие страны, то и нынешнего скандала удалось бы избежать. И он совершенно прав. Только не в том, что разоблачил очередную антироссийскую интригу, которая нам грезится. А в том, что при раздаче слонов задели интересы и англичан, и американцев, и австралийцев, и теперь они не спустят всяким перспективным футбольным деятелям с Каймановых островов. Под таким прессом нет-нет да и начинают пристойнее вести себя чиновники. Наверное, им по-прежнему хочется провернуть что-нибудь эдакое, заполучить рыцарский титул в обмен на протекцию или сумму с многими нулями на счету. Но нет уже былого комфорта, зато страха становится больше. Проходит время, и такие люди начинают терять к ФИФА и работе в футбольных федерациях интерес. И уже возможно появление в этих структурах какого-нибудь достойного, чистоплотного человека. Который воздержался бы. Это не утопические фантазии, это описание пути, который должна пройти ФИФА, чтобы стать более-менее нормальной организацией. В нем нет ничего невероятного, и для этого нужны воля и консолидация, трезвый взгляд на действительность. В России сейчас в политической моде возмущение внешним вмешательством в дела независимой футбольной организации. Но никакого иного способа изменить положение дел к лучшему, похоже, нет. Только аресты в шесть утра, выемки документов, расследования и публикации в СМИ, уход спонсоров.
Большинство голосовавших в Цюрихе никакой воли к переменам не проявили. Не считать же знаком перемен медоточивые речи Блаттера. Конечно, не все, кто поддержал его, являются бенефициарами непрозрачности и коррумпированности ФИФА. Некоторые африканские деятели, некогда известные футболисты, по-моему, вполне искренне пишут в твиттерах, что Блаттер – друг Африки. Хотя в действительности друг Африки – это журналист Джонатан Уилсон, который раз в два года непременно тащится в какую-нибудь Анголу, есть черт-те как, спит черт-те где, но все равно пишет заметки о матчах Кабо-Верде и ДР Конго. Друг Африки – это комментатор Николай Саприн, который знает в лицо футболистов сборной Буркина-Фасо. А Блаттер – никакой не друг Африки. Он пользуется ее комплексами, чтобы упрочить свою власть. И смотрите, как у него ловко получается. В России, видимо, будут праздновать очередную победу над США, которые хотели свергнуть нашего Зеппа, да не смогли. Невероятная и возмутительная, хотя уже привычная, почти родная глупость. Причем глупость политическая. Запрос на очищение ФИФА является всеобщим. Оно не так интересует ФБР и американского генпрокурора, как миллионы (и это не клише) людей, которые любят футбол, играли и играют в него, хотят вкладывать в него свои деньги. Эти люди приветствуют и разоблачения, и расследования. А Россию больше интересуют заговоры против нее, любимой. Блаттер только что показал, как он может отрекаться от соратников, пусть и уличенных в коррупции. Не разделять с ними ответственность. И все равно наш истеблишмент не с теми, кто хочет перемен, а с Блаттером. В Британии крепчает гнев, все громче звучат призывы бойкотировать следующий чемпионат мира. Не потому, что он пройдет именно в России, а потому что он в принципе состоится под эгидой ФИФА, на все действия которой, в том числе и процедуру выбора стран-хозяек ЧМ, легла густая тень коррупции. Гари Линекер уже призвал крупные федерации «отрастить пару футбольных яиц» (footballs) и сказать Блаттеру решительное «нет».
Бойкот, быть может, и возымел бы действие. Например, удалось бы добиться досрочного ухода Блаттера в отставку, новых досрочных выборов президента. Но что, если нет? Что, если власть оказалась бы для Зеппа важнее престижа организации и соревнований? Тогда шишки летели бы в федерации, бойкотировавшие ЧМ. Ведь эта мера – крайняя. Выдающиеся футболисты играют на топ-уровне лет десять-двенадцать. Просто хорошие игроки – и того меньше. Многие из них мечтают выступить на чемпионате мира, а такой шанс им представляется раз или два в жизни. И не должны чиновники отбирать у них надежду и смысл их профессиональной жизни. Это будет злом, пусть и совершенным в ответ на другое зло.
Станислав Минин