7 травня 2015 12:19

"Днепр" — "Наполи": настоящие "хозяева" "Сан-Паоло"

Драки, связи с мафией, вражда с фанатами «Ромы» и дружба с ультрас «Дженоа» — накануне матча «Наполи» — «Днепр» в рамках полуфинала Лиги Европы MatchDay рассказывает о тифози неаполитанского клуба, которые, возможно, одни из самых буйных в Италии.

«Утром мы поехали на „Сан-Паоло“, чтоб немного разогреться. Карлос (Тевес) до этого уже рассказывал мне об этом стадионе, но я ведь к тому моменту успел поиграть за „Барсу“ и сказал сам себе, что все это не играет такой уж большой роли! Как только я ступил ногой на поле, я почувствовал что-то волшебное, что-то невероятное. Вечером, когда уже звучал гимн Лиги чемпионов, и 80 000 зрителей нас откровенно освистывали, я понял, что мы конкретно „попали“. В моей карьере и раньше были важные матчи, но когда я услышал этот рев, впервые в жизни у меня начали трястись коленки! Именно там я осознал, что для всех этих людей это не просто команда, у них существует огромная внутренняя связь, такая, как бывает у матери и сына! Это был единственный раз в жизни, когда я задержался на поле после того, как мы проиграли просто, чтобы насладиться зрелищем», — полузащитник «Манчестер Сити» Яя Туре об атмосфере на «Сан-Паоло»

Пожалуй, вряд ли для кого-то большой секрет, что неаполитанская команда является одной из самых любимых и популярных клубов не только в Италии («адзурри» поддерживают около 13% футбольных болельщиков страны), но и за ее пределами: по приблизительным подсчетам, по всему миру находятся около 5-6 миллионов болельщиков, отдавших свое предпочтение именно «партенопейцам». Страстная, порой даже неистовая любовь к родному клубу фактически берет свое начало с 1920-х годов прошлого века, еще с тех времен, когда цвета «Наполи» защищал Аттилио Саллюстро, чей рекорд в 118 голов за «адзурри» не побит по сей день, а наставником был известный английский специалист Уильям Гарбутт, дважды приведший неаполитанскую команду к бронзовым медалям чемпионата.

Впрочем, настоящая культура боления, которая существует и по сей день, зародилась в Неаполе примерно в 1959-м с переездом команды на «Сан-Паоло», который на тот момент вмещал около 80 000 зрителей. Первая и самая многочисленная группировка неаполитанских тифози — Commando Ultrа Curva B (C.U.C.B.) — была организована в 1972 году, а чуть позднее зародились и меньшие по количеству участников, но нисколько не уступающие в любви и преданности к любимому клубу, объединения, такие как, например, Fedayn, Masseria, Mastiffs, Vecchi Lions, Skizzati, Teste Matte Blue Tiger, Nucleo, Noi del Nord и другие. За исключением тифози из Curva B и группировки Fedayn, остальные фанаты поддерживают «адзурри» на трибуне А (Curva A).

Неаполитанские тифози находятся в отличных дружественных отношениях с болельщиками команд с юга Италии («Палермо», «Катания») и в особенности с «Дженоа»: эта крепкая «дружба» тянется с 16 мая 1982 года, когда ничья 2:2 в матче с «адзурри» позволила генуэзцам остаться в Серии А в то время, как вместо «грифонов» туда во второй раз в своей истории отправился «Милан». В 2007-м и «Наполи» и «Дженоа» синхронно вернулись в элитный дивизион из Серии B, а генуэзские фанаты поддерживали «партенопейцев» приветственными баннерами с надписями «Benvenuto fratello napoletano» (Добро пожаловать, неаполитанский брат).

Совсем по-другому у болельщиков «адзурри» обстоят дела с тифозерией северных команд: закоренелыми недругами неаполитанцев являются поклонники «Вероны», плюс к злейшим врагам «Наполи» начиная с 80-хх можно смело отнести «Интер», «Милан» и «Ювентус». В тех же 1980-х тифози «партенопейцев» очень подружились с болельщиками «Ромы» (особенно этому способствовала ненависть к общему врагу — «Лацио» и команд Севера) и даже называли свои клубы «двоюродными братьями», но в 1987-м после всем известного жеста Сальваторе Баньи в адрес фанатской трибуны римлян, отношения были окончательно и безвозвратно испорчены.

В отличие от клубов Генуи, Милана, Рима и Турина, неаполитанцы не имеют как такового «дерби» в классическом понимании этого слова, но крайне ожесточенными являются поединки «адзурри» против «Ромы», которые называются Derby del Sole (Солнечное дерби), или иногда — «Южное дерби». Плюс, в разряд принципиальнейших противостояний относят матчи против «Вероны», Лацио«, «Сампы» и команд из провинции Кампания — «Авеллино» и «Салернитана», ныне выступающими в Серии B.

Если говорить о Солнечном дерби отдельно, то тут точкой невозврата является 25 октября 1987 года, когда римляне играя «11 на 9» на «Олимпико» не только не сумели удержать минимальное преимущество в счете, но и в концовке пропустили гол от Франкини, которому ассистировал Марадона. Жест, который Баньи продемонстрировал после матча всей Curva Sud, навсегда положил конец дружбе ультрас и лишь разворошил «осиное» гнездо, что имело очень неприятные последствия в будущем, да и имеет до сих пор. «Я извинился за выходку, но было уже поздно», — говорил тогда один из лидеров «адзурри» и в своих был абсолютно прав.

С тех пор и по сей день каждая встреча римской и неаполитанской команд сопровождаются бесконечными стычками и массовыми драками, а многие болельщики «джаллоросси» даже считают, что главным дерби для «волков» является вовсе не поединок против «Лацио», а противостояние с не менее ненавистной командой из Неаполя. В 2001-м самая радикальная группировка тифози «адзурри» -«Teste Matte» (Сумасброды) — устроила невероятно «теплый» прием гостям из Рима, забросав поезд с болельщиками «джаллоросси» бутылками и камнями — многие пассажиры тогда получили серьезные травмы. Во время самого матча в фанатский сектор римлян, который от греха подальше был защищен огромной натянутой по всему периметру железной сеткой, постоянно летели петарды, сигнальные ракеты и камни, а некоторые очевидцы утверждали, что кто-то из ультрас даже додумался бросить в римлян дохлую мышь.

Впрочем, и римские болельщики, разгневанные ничейным результатом, не позволившим «джаллоросси» досрочно стать чемпионами, не остались в долгу, принявшись поджигать и ломать припаркованные возле «Сан-Паоло» автомобили, соревноваться в меткости метания бутылок и камей. Некоторые особо рьяные ультрас даже пытались взорвать самодельную бомбу, но к счастью она не сработала. По дороге в Рим болельщиками была разгромлена железнодорожная станция «Кампи Флегреи» и погиб один офицер полиции.

Накануне кубкового противостояния «Наполи» и «Ромы» в 2005-м фанаты устроили настоящее побоище, в результате которого было ранено 15 полицейских, а на 27 ультрас в итоге завели уголовные дела. Два очных поединка заклятых соперников в 2009-м сопровождались поножовщиной как с одной, так и с другой стороны, множеством раненных и, по традиции, судом. В том же году неаполитанские ультрас разгромили вокзал Термини в Риме, а в мае прошлого года перед финальным матчем Кубка Италии против «Фиорентины» трое болельщиков «адзурри» получили огнестрельные ранения. В июне один из болельщиков Чиро Эспозито скончался в больнице от полученных травм, а полиция завела уголовное дело на фаната «Ромы» (!) Даниэле Де Сантиса.

Одним словом, среди всех итальянских тифози, неаполитанцы — одни из самых неистовых, буйных и порой крайне опасных болельщиков, которые запросто могут разгромить поезд, напасть на автобус со своей же командой, вооружившись дубинками и прутьями, разбить в пух и прах ресторан (как это было в Лондоне в 2013, когда «адзурри» встречались с «Арсеналом» в групповом этапе Лиги чемпионов, и «на орехи» досталось всем, начиная от официантов, заканчивая болельщиком «канониров», которому впоследствии наложили 12 швов на голову), ну а бесконечные массовые драки — это и вовсе обыденное дело среди неугомонных неаполитанских ультрас.

Стоит ли говорить, что отсидевший в тюрьме 37-летний глава ультрас «Наполи» Дженнаро Де Томмазо, известный также как Дженни а’Каронья (которому после фатального финала Кубка Италии в 2014 запретили посещать футбольные матчи в течение пяти лет) является сыном одного из лидеров неаполитанской мафиозной группировки Каммора Чиро Де Томмазо?

Александра Гулордава