Адаменко-гейт: первый вызов для нового руководства ФФУ
Почему резонансное интервью экс-защитника МФК «Николаев», заявившего о своих подозрениях относительно проведения николаевцами матчей, в которых некоторые игроки были заинтересованы в определенном результате, должно стать поводом для расследования.
Каминг-аут экс-защитника МФК «Николаев» Романа Адаменко, в интервью MatchDay рассказавшего о «не чистых» результатах некоторых матчей своей теперь уже бывшей команды — новая «бомба» в украинском футболе. Нет, о том, что в первом дивизионе до сих пор беспросветный мрак, знает, наверное, каждый, кто более-менее предметно сталкивался с этим турнирном. (Да и как иначе воспринимать слова проработавшего не один сезон с клубами первой лиги Олега Федорчука, сказанные в интервью нашему сайту: «Вообще же за последние три-четыре года насмотрелся многого и однозначно надо заниматься очищением нашего футбола от таких явлений».) Другое дело, что Адаменко стал первым действующим футболистом, который позволил себе открыто усомниться в честности некоторых результатов матчей своей же команды! Пусть и бывшей.
Не буду заниматься морализаторством и уж тем более копаться в причинах, побудивших футболиста сделать столь откровенное признание. Во-первых, чужая душа — потемки. Во-вторых — этих самых причин может быть несколько, и, думается, никто, даже сам Адаменко не скажет, какая из них стала определяющей (конечно, если сейчас мои догадки о количестве мотивов верны). В-третьих, на мой взгляд, в данной ситуации это не столь уж и важно. Есть факт: футболист, находившийся в команде, участвовавший в матчах и знавший всю подноготную этих самых игр, заявляет, что по его информации два поединка «Николаева» были «нечистыми». «Под подозрением» два матча чемпионата: «Тернополю» николаевцы уступили в рамках третьего тура в гостях — 1:3, а в 14-м — дома разгромно проиграли «Горняку-Спорт» — 0:5. По словам Адаменко, в этих поединках отдельные футболисты его бывшей команды «играли на букмекерскую контору».
Я не знаю, как в Украине, но мне кажется в других странах, уже само по себе это заявление стало бы основанием для как минимум тщательной проверки. И да, к слову, не настолько формальной, да простят меня уважаемые члены двух комитетов ФФУ предыдущего созыва — «Этики и честной игры» и Контрольно-дисциплинарного, рассматривавшие нашумевший матч второго дивизиона «Оболонь-Бровар» — «Энергия». Тогда тоже, напомним, были подозрения, что футболисты из Новой Каховки «играли на контору». Но все разбирательство по большому счету ограничилось слушанием представителей клубов. В частности, делегат от «Энергии», заявил, что футболисты клуба из-за конфликта с руководством выбрали такую форму демарша, а контракты с бунтовщиками уже разорваны. В итоге все вышли «чистыми из воды».
Но то было, как сейчас модно и принято говорить при «старой власти». Сейчас же украинский футбол, как и вся страна собирается жить по-новому, а в руководстве ФФУ — есть еще и представители старой команды, которые знают, как вести себя в таких случаях. К примеру, нынешний вице-президент Федерации Игорь Кочетов, возглавляя Комитет по этике и честной игре, занимался «делом о матче «Металлист» — «Карпаты», а одним из поводов проведения расследования по этому эпизоду стала видеозапись общения почетного президента львовского клуба Петра Дыминского и на тот момент футболиста команды Сергея Лащенкова.
Не буду подробно рассуждать об этических моментах как появления этой самой видеозаписи, так и обстоятельствах и тем более причинах ее «возникновения», раз уж не стал это делать с интервью Адаменко. Да и смысла на данный момент это не имеет. Отмечу лишь, что тогда дисциплинарные органы не жалели ни сил, ни средств (чего только стоит выезд Игоря Кочетов и Игоря Гатауллина в Баку, где на тот момент в составе «Олимпика» играл Лащенков, для разговора с футболистом). Само же дело длилось довольно долго, дошло до Лозаннского суда, но в итоге было доведено до конца.
Сейчас все гораздо проще и, кажется, понятней. Есть футболист, открыто заявляющий о своих подозрениях касательно «игры на контору» некоторых своих бывших партнеров. Есть конкретные матчи, которые попали под подозрение Адаменко (ну и да, думаю, есть футболисты, готовые подтвердить слова Романа). В конце концов, есть дисциплинарные органы украинского футбола, которым по статусу, да и по названию положено расследовать такие моменты. Надеемся, есть желание очистить украинский футбол. По крайней мере, объективность, прозрачность и жизнь по-новому нам обещали.