Александр СТАРКОВ: "Шевченко может стать большим тренером"
Роман Бебех
Экс-наставник национальной сборной страны, рижского «Сконто» и московского «Спартака», а ныне руководитель комитета тренеров сборных в Федерации футбола Латвии в эксклюзивном интервью MatchDay рассказал о работе с Максимом Калиниченко, конфликте с Дмитрием Аленичевым, оценил перспективы Марьяна Пахаря на посту «рулевого» национальной команды, поделился впечатлениями от игры сборной Украины и пожелал удачи Андрею Шевченко в тренерской карьере.
— Александр Петрович, какие впечатления от Украины и Львова?
— Давно не был у вас. Первое впечатление — инфраструктура очень хорошая и поля приличного качества. Последний раз я был в Львове, когда играл здесь еще в чемпионате Советского Союза. Мы во Львов любили ездить. Даже в то время, приезжая сюда, считали, что едем в Европу. Было много красивых городов — Москва и Киев, но Львов — это нечто особенное.
— Вы здесь и забивали даже...
— Я был нападающим. А нападающий должен забивать. Это не героизм.
— Украинские любители футбола помнят вашу игру, а также — Мариса Верпаковскиса. Кого в сборной Латвии нужно опасаться сегодня? На кого возлагаете большие надежды?
— Если говорить откровенно, то на Валерия Шабалу (в свое время он был на просмотре в киевском «Динамо» вместе с Виталийсом Ягодинскисом — прим.Авт.). Парню всего 20 лет, и он очень хорошо прогрессирует. В 18-ть Валерий дебютировал в национальной сборной. Причем, просто фантастически. В своем первом матче он забил два мяча. Да и сейчас продолжает забивать, закрепившись в основном составе. Он стабилен. На данный момент очень важно, кто будет руководить его карьерой в дальнейшем, в каком клубе он окажется. Например, в хорошем, или отличном. Имею ввиду тот клуб, где занимаются развитием индивидуальных качеств футболиста, а не только заботятся о результате команды. Для Шабалы очень важны ближайшие несколько лет. А по потенциалу он очень сильный футболист.
— Вы хорошо знакомы с футболом, который проповедует наставник нашей команды Михаил Фоменко. Какое впечатление сложилось у вас от сборной Украины?
— Безусловно, у вас футбольная страна. Ваши клубы регулярно играют в Лиге чемпионов и Лиге Европы. У вас очень сильные команды и много квалифицированных футболистов. Стабильные в финансовом плане клубы — «Шахтер», «Днепр», «Динамо», «Металлист». Клубы, которые постоянно на слуху. Из нынешнего состава Украины, конечно же, производит впечатление Ярмоленко. Он провел около 50 матчей за национальную команды и забил около 20 мячей. Это индивидуальное мастерство и стабильность. Кого я еще отмечаю для себя? Люди приходят смотреть на футболистов. Например, на Ротаня, Тимощука, Коноплянку. Повторюсь, у вас много интересных и сильных игроков.
— У нас в стране так и не пришли к единому мнению, кто сильнее: Ярмоленко или Коноплянка. Вы выше поставили Ярмоленко?
— Нет. Даже не знал, что такой спор ведется. Думаю, эти ребята не едут в Европу потому, что клубы, в которых они играют, ставят высокие задачи, до сих пор выступают в еврокубках и продолжают борьбу за трофей. Сейчас не обязательно ехать в Европу. Это лет 10-15 назад, нужно было уезжать, тогда ты по-настоящему был крутым футболистом. Играя в «Шахтере» или «Динамо», выиграй Суперкубок Европы, и ты будешь топ.
— Шевченко уехал и выиграл «Золотой мяч»...
— Шевченко уехал в клуб более высокого класса, который ставит суперзадачи. Из прошлого поколения игроков вашей сборной Андрей вызывал у меня восхищение не только футбольными, но и человеческими и профессиональными качествами. В любой сфере он доказывал, что является неординарной личностью. Шевченко — целостная натура. Сужу по тому, как он поступает и действует, как проходил через взлеты и падения. Андрей — положительный персонаж.
— В «Спартаке» вы работали с экс-полузащитником нашей сборной, а так же участником проекта MatchDay Максимом Калиниченко. Какие у вас впечатления от сотрудничества с этим футболистом?
— Как футболист Максим очень неординарный. Мог с мячом делать на поле феноменальные вещи. Мне запомнился суперударом: с места, с шага, с разбега мог так пробить с 30-ти метров, что мяч со свистом летел в «девятку». Ну и умел отдать острую передачу, видел игру на шаг вперед.
— В Украине ценят за правдорубство. Калиниченко всегда говорит правду и то, что думает...
— Это плюс со знаком вопроса. Он высказывает свое мнения, но правду не знает, как и я. А где истина? Истину люди ищут по сто лет и не могут найти.
— Для тренера не совсем хорошо иметь такого игрока в команде?
— Мне кажется, для любого человека это не всегда хорошо. Я приводил пример Андрея Шевченко. Он все говорит взвешено и продумано. Если ты публичный человек, ты обязан быть взвешен в оценках и суждениях.
— Вы работаете в федерации Латвии. О продолжении тренерской карьеры думаете?
— В мой последний тренерский период я был наставником национальной сборной Латвии на протяжении шести лет. Согласитесь, для тренера национальной сборной это большой срок. Вот уже два года я работаю в Федерации, возглавляя комитет тренеров сборных. Плюс веду один из проектов, касающийся развития молодых талантов. Провожу мастер-классы и тренировки. Участвую, если нескромно сказать, в повышении квалификации латвийских тренеров. Мне интересно, поскольку среди этих специалистов много тех ребят, с которыми я работал как тренер в их бытность футболистами. С некоторыми из них, получается, продолжаю творческий путь. Мне моя работа интересна.
— Вы очень тепло говорили об Андрее Шевченко. Вы думаете, он может стать сильным тренером?
— Мне кажется, да. Далеко не каждый футболист может стать тренером, потому что это разные профессии. С другой стороны, примеров, когда человек достигал больших вершин и будучи футболистом, и перейдя на тренерскую работы, тоже хватает. Думаю, у Шевченко много качеств, которые могут позволить ему стать большим тренером. Я ему этого желаю, и очень многие, кстати, желают.
— Какой игры ожидаете сегодня? Латвия будет делать упор на оборону?
- Все решают футболисты на поле. Если тренер скажет «Давайте прижмем соперника к воротам», мало что от этого изменится. К примеру, вспомним, прошлый матч вашей сборной с Испанией. Испанцы контролировали мяч, цифры были колоссальными — 65% у хозяев, против 35% у украинцев. Но это не значит, что ваши игроки не умеют контролировать мяч. Наоборот, они его держат очень хорошо, просто в матче с Испанией делать это трудно. Идем дальше. Команда Дель Боске доминировала в игре, но опасных моментов обе сборные создали одинаково. Само по себе чисто визуальное давление не обо всем говорит. Тот, кто будет владеть мячом, не факт, что обязательно выиграет. А именно в этом цель любого матча. В игре с Украиной очень важно, кто выйдет на поле. Нужно учитывать, что это второй матч за несколько дней и понимать, в каком состоянии футболисты. По прошлой игре с чехами видно, что Марьян Пахарь создает команду сильную духом. И даже если соперник превосходит нашу сборную по каким-то показателям, все равно команда не гнется и может создать хорошие моменты. К тому же, сборной Чехии в какой-то степени и повезло. За 10-15 минут до окончания встречи счет мог стать 2:0 в пользу Латвии. А получилось, что забил соперник, и Чехия ушла от поражения. Во Львове будет интригующий матч, а наша команда будет играть с полной отдачей. То есть на «френдли геймс» никто не должен рассчитывать. Это будет серьезная игра за честь флага.
— У руля сборной Латвии вы в свое время играли против Украины. Какое у вас впечатление от нашей команды?
— У вас всегда была сильная сборная. Украина — это команда, которая на дает играть сопернику. Но сама играет. Украинские футболисты всегда славились физическими, тактическими и техническими качествами. Они всегда хотят подавить соперника. Да, сейчас у вас в сборной много кадровых изменений, лидеры команды другие. Очень много футболистов играют в хороших клубах.
— Тренер сборной за несколько дней может подготовить команду к матчу тактически?
— Футбол стоит на четырех китах — тактика, техника, физика и психология. Тренер национальной сборной может повлиять на тактику и психологию. Физическое состояние невозможно понять. Если игрок физически не готов, то за три-четыре дня тренер сборной не сможет его подготовить в физическом плане. А вот в тактике, наоборот, может донести свою модель, подобрать игроков, которые воплотят в жизнь его задумки.
— Какие у вас воспоминания остались от работы в московском «Спартаке»?
— Это часть моей биографии. Плюс — интересный опыт. Я всегда старался, возможно не получалось, искренне делать свою работу. Когда играл в футбол, то выполнял свои функции — забивал голы. Команда работала на меня. Став тренером, из футболистов, которые были в моем распоряжении, пытался создать команду. У меня была установка — игроки должны работать на команду. До моего прихода в «Спартак», московская команда длительное время не могла подняться высоко в таблице, занимая восьмое и десятое места.
Понятно, что команда была, мягко говоря, не в лучшем состоянии. В моем первом полноценном сезоне, работая вместе с футболистами и коллегами, мы со «Спартаком» заняли второе место и получили право играть в Лиге чемпионов. Как оценивать мою работу? Думаю, неплохо. Просто, чтобы команда прогрессировала, нужно время и усиление состава. Не смог продолжить и через два года после прихода ушел. Сейчас часто езжу на футболы и встречаю много болельщиков — они хорошо ко мне относятся. Меня это радует, но этим не кичусь. Но, если уж вы спросили, то говорю, как есть.
— Через время вы поняли поступок Аленичева, который не сдержался и пошел в редакцию газеты «Спорт-Экспресс» давать интервью о проблемах коллектива?
— Не понимаю и сейчас! Я думаю, что человек должен работать на коллектив.
— Вас шокировало то интервью?
— Конечно! Когда я увидел, что через месяц-полтора болельщики недовольны этой ситуацией, решил покинуть пост главного тренера. Хотя в футболе это банальная ситуация. Конфликт внутри коллектива. И, естественно, нужно от этого конфликта уходить. Понятно, что тренер и руководство должны занимать жесткую позицию. Там где есть прогресс команды, там должна быть дисциплина.
— За карьерой Аленичева следите?
— Нет. Не хотел бы заострять внимание на этой теме. Есть много других. Тем более, что я больше слежу за карьерой Марьяна Пахаря. Он был в моей команде. В «Сконто», где я был тренером, Марьян пришел в 17 лет. И в целом проделал очень большой путь — из футболиста такого маленького клуба до игрока Премьер-лиги Англии. «Сконто» не просто его продал и заработал деньги, но и в Англии, точнее в «Саутгемптоне» он заиграл в основном составе. За полгода стал чуть не героем города, забивая очень важные голы и спасая клуб от вылета. До сих пор он там уважаемый человек, желанный и любимый зритель на любой игре клуба.
Сейчас Марьян вначале тренерского пути. Он идет им постепенно и правильно: вначале возглавил «Сконто», потом — молодежную команду Латвии, теперь — национальную. Понятно, что он зависим от той плеяды игроков, которая сейчас в сборной. Марьян не может на это повлиять. Но он влияет на другое. Матчи показали, что даже в случае поражений, у команды виден характер. Как пример, последняя игра со сборной Чехии.