Хюбшман: "Если "Шахтер" пройдет "Баварию", это будет сенсация"
Минувшим летом чешский опорник Томаш Хюбшман покинул «Шахтер», где провел 10 сезонов, и уехал доигрывать на родину, заключив трехлетний контракт с «Баумитом» из Яблонца. В этой команде 33-летний полузащитник носит капитанскую повязку. И пример молодым подает не только на футбольном поле. Когда перед Новым годом «Яблонец» вызвал на хоккейное дерби своих принципиальных соседей-соперников из либерецкого ФК «Слован» (между городками всего 13 км), Томаш стал одним из героев поединка. В матче, проходившем на ледовой арене местного клуба «Волки» (играет в третьем дивизионе чемпионата Чехии), две заброшенные шайбы и голевая передача Хюбшмана обеспечили его команде победу со счетом 6:5.
- Мне хоккей всегда нравился, и я своему хобби не изменяю, – признался нам Томаш. – Когда есть свободное время и есть настроение, то почему не погонять шайбу с друзьями?
- Как тебе вообще живется в Яблонце?
- Да я живу в своем доме в Праге, а в Яблонец приезжаю каждый день на тренировки, это сравнительно недалеко, чуть больше 100 км. Мне так удобнее. Но если надо, могу остаться заночевать и в Яблонце у кого-нибудь из партнеров.
- С кем из одноклубников общаешься чаще всего?
- С Томашем Чижеком и Томашем Юном. Мы все вместе играли еще в «Спарте» в начале 2000-х. А сейчас в Яблонце у нас как клуб ветеранов (улыбается).
- А с главным тренером «Баумита» Ярославом Шилгавы раньше приходилось пересекаться?
- Да, он долгое время работал ассистентом Карела Брюкнера в сборной Чехии, в том числе на чемпионате Европы-2004. Поэтому мы с ним были знакомы достаточно хорошо.
- На старте весенней части чемпионата Чехии «Яблонец» уверенно идет на третьем месте, опережая ближайшего преследователя уже на 12 очков. Путевка в Лигу Европы, по сути, у вас в кармане. Замахнуться на большее задача стоит?
- Нам до второго места всего два очка, а до конца чемпионата еще много матчей. Так что все возможно. Хотелось бы, конечно, пробиться в зону Лиги чемпионов, но не любой ценой. Чтобы не получилось так, что собрались прыгнуть выше головы, а в результате и до второго места не добрались, и третье потеряли. Поэтому нужно просто максимально серьезно подходить к каждому матчу, набирать очки, а там – как получится.
- Стадион «Шанс Арена» в Яблонце, на котором вы играете, совсем небольшой, вмещает чуть более 6 тысяч зрителей. Наверное, поначалу было немного необычно после 50-тысячной «Донбасс Арены»?
- Да тут и сравнивать нельзя (улыбается). Атмосфера в Донецке вообще была уникальная, отношение к команде особенное. Играть на «Донбасс Арене» было одно удовольствие. Я до сих пор с ностальгией вспоминаю те времена.
- В Донецке ты был очень дружен с Мариушем Левандовским. Сейчас поддерживаете отношения?
- Конечно. Вот в декабре, во время отпуска мы всей семьей ездили к нему в гости в Эмираты. Он сейчас там живет, открыл свой ресторан. Я был у него как раз перед открытием: официально заведение еще не работало, но для своих вход был уже открыт. Он перевез в Дубай всю семью, дети ходят там в английскую школу. Да я и с другими ребятами, которые еще продолжают играть в «Шахтере», поддерживаю отношения. Созваниваемся, списываемся в интернете. Иногда, бывает, общаемся по часу: я узнаю новости о ситуации в Украине и в команде.
- Наверняка ты смотрел игру «Шахтера» в ЛЧ против «Баварии» (0:0). Какие впечатления?
- У «Баварии» одна из самых сильных атак в Европе. И то, что им ничего не удалось создать у наших ворот, говорит о том, что «Шахтер» сыграл в защите очень здорово. Ничего еще не потеряно и ничего еще не ясно. Это не то, как мы в Барселоне проиграли первую игру 1:5, и в ответном матче уже ничего нельзя было изменить. А сейчас все очень скользко. Конечно, на выезде будет намного тяжелее, но в футболе возможно все. Вспомните, год назад разве кто-то мог подумать, что «Виктория« Пльзень после ничьей в Чехии в ответной игре выиграет в Донецке? Так что все возможно. Может, у «Шахтера» получится стандарт или даже залетит какой-то курьезный мяч – и «Баварии» уже надо будет забивать два гола, они пойдут вперед, и у наших быстрых ребят – Тайсона, Алекса Тейшейры – появятся шансы убегать в контратаки. Посмотрим. В любом случае, если «Шахтер» пройдет дальше, это будет большая сенсация и, как сказал Луческу, настоящий подвиг.
- Ты был одним из первых и одним из любимых персонажей у известной донецкой художницы Татьяны Пономаренко-Левераш, которая написала большой цикл картин о «Шахтере». Что-то из ее работ забрал с собой на родину?
- Да, привез оригиналы двух картин, в том числе большой семейный портрет, для которого мы не только позировали, но и сами немного рисовали – это была такая задумка Татьяны. Сейчас эта картина стоит у меня дома в столовой. И еще одной картины у меня есть копия, оригинал остался в Донецке. Значит, есть повод, чтобы вернуться и забрать (улыбается). Надеюсь, у меня когда-нибудь появится для этого время и возможность.
- Насколько я знаю, Пономаренко-Левераш давала уроки твоей дочери Микаэле и отмечала, что у девочки несомненно есть талант к рисованию. В Чехии дочь продолжает этим заниматься?
- Сама для себя, конечно, рисует – ей это очень нравится, как многим девушкам. Но так, чтобы профессионально где-то заниматься, – нет. Ждем, когда Татьяна приедет к нам в гости в Прагу (улыбается), она обещала. Правда, мы в последнее время потеряли связь друг с другом.
- Донецк часто вспоминаешь?
- Очень часто, и не только я один. Вспоминает вся моя семья (жена Яна, 9-летняя Микаэла и 5-летний Томаш-младший. – Прим. авт.). Нам там жилось очень комфортно, мы были довольны. И очень жаль, что в последнее время там такое происходит. Я ведь прожил в Донецке 10 лет, и видел, как поднимался уровень жизни, как город становился все красивее и красивее. А теперь все это убивается. Мне просто больно читать и слышать об этом.
Эдуард Кинзерский