Удо Латтек: "Где я, там победа!"
16 января 2015 года Удо Латтеку исполнилось 80. Через две недели "Удо Непревзойденного" не стало…
Крестьянскому сыну и судьба была уготована крестьянская. (По понятным причинам семье Латтеков довелось покинуть родные места. Занесло их на Рейн…) Но юному Удо, пареньку целеустремленному и упрямому, захотелось судьбы иной. Он подался в Кельнскую высшую спортивную школу за дипломом учителя физкультуры. Способный легкоатлет (100 м за 10,9 сек.) поигрывал и в футбол за целый ряд, мягко говоря, малоизвестных клубов от "Байера" до "Оснабрюка", но игровых успехов на этом поприще не снискал. "Я всегда оказывался впереди мяча". (Любопытно, что по образованию Удо - учитель физики и математики, даже попреподавал годик в гимназии Вупперфюрта, параллельно играя в футбол. Видимо, не лежала его душа к точным наукам, и в гимназию Тройсдорфа Латтер перебрался уже учителем физкультуры.)
В Кельнской школе была кафедра футбола. Руководил ею Хеннес Вайсвайлер. Параллельно с дипломом учителя Удо мог получить и тренерскую футбольную лицензию, но… "Однажды мы с ребятами решили вместо занятий по футболу сходить в бассейн поплавать. Погода была отличная. Как назло, по дороге встретили Вайсвайлера. На его вопрос: "почему не на занятиях по футболу?", я ответил: "Да плевать я хотел на Ваш футбол!". В общем, не получил я тогда лицензии тренера”.
Незлопамятный Вайсвайлер
Через несколько лет Удо снова приехал в Кельнскую школу. Теперь уже конкретно за футбольным дипломом. Вайсвайлер, тренировавший менхенгладбахскую "Боруссию" и продолжавший преподавать, повзрослевшего Латтека узнал, хмыкнул, но на курс к себе взял. Хеннес не то чтобы придирался к когда-то нагрубившему ему парню, но спуску не давал. Часто он предлагал 30-летнему студенту вести занятия и тренировки, а потом дотошно, до мелочей, разбирал его ошибки. Выпускной экзамен Удо сдавал тренеру сборной ФРГ Гельмуту Шену. Сдал, получил лицензию и собирался уже уезжать из Кельна, когда сам Шен предложил ему стать ассистентом в сборной ФРГ. "Мне порекомендовал тебя Вайсвайлер. Он уверен, что ты сможешь".
Латтека зачислили в штат DFB, положили 1600 марок зарплаты - очень неплохие деньги по тем временам. Но за эти деньги молодой ассистент должен был отвечать за олимпийскую и юношескую команды. Кроме того, он ездил помощником Шена на все матчи главной команды. Бесплатно. Игроки его, по-видимому, уважали и из премии за выход на ЧМ-66 скинулись и выделили некоторую сумму помощнику главного.
"Носильщик чемоданов"
Шансов сменить в обозримом будущем Шена у Латтека не было, и когда через пять лет ассистентской работы по совету Франца Беккенбауэра его пригласило руководство "Баварии" на должность главного тренера, Удо согласился не раздумывая. "Мне было тридцать пять. Я хотел выигрывать, и я шел выигрывать". Скептики недоуменно качали головами: "Тренер без имени в этой команде футбольных эгоистов? Что он может? Чему он их научит?"
"Баварцев" не надо было учить. Им не нужен был воспитатель и тактик. Им нужен был мотиватор. Беккенбауэр: "Мы, "Бавария", были тогда суперкомандой, но кто-то же должен был нам это объяснить!". Сам Латтек вспоминал эту историю так: "Нойдеккер (президент "Баварии" в 1962-79 гг. - Ред.) и Шван (менеджер "Баварии" и лично Беккенбауэра. И Шван, и Нойдеккер - легенды мирового масштаба, не только баварского. - Ред.) искали замену Зебецу. Они спросили у Майера, Мюллера и Беккенбауэра, не подскажут ли те кого-нибудь. И те ответили: "Есть в DFB молодой тренер, который ничего не выиграл, но когда мы играем за сборную и он стоит у кромки поля и подсказывает, мы чувствуем себя вполне уверенно. Потом Франц пришел ко мне с предложением".
Почти через пять лет, в январе 1975-го, тот же Беккенбауэр произнес вслед уволенному Латтеку другие слова: "Удо? Он только носил за нами чемоданы!".
Вот с этим "носильщиком" и выиграла "Бавария" три титула чемпиона ФРГ подряд, однажды взяла Кубок и стала первой немецкой командой, выигравшей КЕЧ. Почти пять сезонов удавалось ему заставлять это фантастическое сочетание талантов и умений играть и выигрывать. Латтек оказался отличным психологом и "знатоком человеческим". Он находил те самые нужные, иногда обидные слова, при помощи которых заряжал игроков на матчи важные и не важные. Он находил пряники для звезд и кнут для остальных. Иногда бывало и наоборот.
Латтек привлек в команду двух молодых "звездочек" немецкого футбола: Пауля Брайтнера и Ули Хенесса. Как в свое время "баварцы" успели перехватить у земляков из "Мюнхена-1860" Беккенбауэра и Мюллера, так лично Удо удалось завербовать для "ротхозен"-красноштанников 15-летних Пауля и Ульриха. Брайтнер был уже одной ногой в том же "Мюнхене-1860", Хенесс - в "Штутгарте". Молодые поверили обещаниям тренера, хорошо известного им по юношеской сборной страны. И не прогадали. Так что это были его люди. Со временем образовались в "Баварии" две группы влияния: Шван - Беккенбауэр и Латтек - Брайтнер - Хенесс.
Долгое время Латтеку удавалось лавировать, и команда играла и выигрывала. Когда же после ЧМ-74 "Бавария" рухнула и понадобилось что-то поменять, то очень быстро дошла очередь и до тренера. Кроме отсутствия результата (14-е место после первого круга сезона-1974/75) ему напомнили его алкогольные эскапады: в Лихтенштейне в отеле он толкнул в бассейн служащую, в дюссельдорфской гостинице бомбардировал народ фруктами и т.д. Может быть, если бы команда давала результат, все бы и обошлось, но теперь…
Герд Мюллер об эре Латтека: "Мы были готовой командой. Ему только нужно было нас "построить". При нем мы прожили лучшее и самое успешное время. При нем мы достигли всего…"
Поездка на "Мерсе"
Отдыхал Латтек недолго. Летом 1975-го его учитель Хеннес Вайсвайлер покинул гладбахскую "Боруссию" и отбыл в Испанию. Гладбахцы, резонно считая, что игроков, собранных и воспитанных Вайсвайлером, тоже ничему учить не надо, а нужно только сплотить после ухода Хеннеса и заставить играть, решили пригласить Латтека. Удо успел пока подписать предварительный контракт с эссенским "Рот-Вайссом". Разрыв с эссенцами он объяснял так: "Конечно, называя меня "предателем", в Эссене немного перебарщивали. Разве сядете вы за руль "Фольксвагена", если вам вдруг предложили "Мерседес"?!".
Гладбахский "Мерседес" поехал сразу. Два сезона подряд "Боруссия" становилась чемпионом ФРГ. Эта "Боруссия" играла иначе, чем при Вайсвайлере. Она стала меньше забивать, но и меньше пропускать. Именно латтековская "Боруссия" обыграла в полуфинале КЕЧ-1976/77 киевское "Динамо". Мы видели эту команду весной 1977-го. Защищалась она здорово, но так же здорово и атаковала.
Впрочем, и эта команда со временем стала оступаться. Игроки старели, по финансовым соображениям избавились от Хеннинга Енсена и Алана Симонсена… После 10-го места в 1979 году тренеру и здесь напомнили о выпивке.
Напоследок гладбахцы выиграли КУЕФА. Девять сезонов в двух клубах - пять чемпионств. Вот тогда Роберт Шван и назвал Удо везунчиком: "Он берется только за готовые команды, потому и выигрывает". Латтек: "Наоборот. Там, где я - там победа!"
"Самый паскудный клуб в мире"
Удо пошел в дортмундскую "Боруссию". Все, что можно было выжать из набора игроков, собранных президентом Райнхартом Раубалем, он выжал. Два сезона подряд он вытаскивал команду на места, дававшие право на участие в КУЕФА. Зимой 1981-го он отказался от предложения "Барселоны", дабы закончить сезон так, как он обещал Раубалю. Летом того же года все-таки подписал с каталонцами контракт. За 300 тысяч марок в год - ровно в два раза больше, чем он зарабатывал в Дортмунде.
Другой, нефинансовой причиной ухода была трагическая смерть сына. Удо хотел уехать из Германии хоть на время, искал новый вызов и делал это очень старательно - в частности, за три месяца выучил испанский и давал пресс-конференции без переводчика. "Вкалывал 24 часа в сутки - так мне было лучше".
Однако работа в "Барселоне" была относительно недолгой. Тренер успел выиграть с клубом "лишь" Кубок Испании и Кубок кубков. Не приглянулся Латтек двум главным фигурантам - Марадоне и Шустеру. Марадона, обошедшийся "Барселоне" в 20 миллионов марок, требовал приглашения Менотти, а пуританина Шустера не устраивал алкоголизм тренера. К бутылке после смерти сына Удо стал прикладываться чаще.
Однажды клубный автобус уехал без Марадоны… Скандал был тот еще! "А ты не опаздывай, порядок-орднунг для всех один!"
Латтек же сам считал, что пресса чересчур раздувает разговоры о его любви к рюмке. "Баварских" историй больше не было. "А кто не пьет? Скажи…". История отношений с каталонским грандом закончилась латтековской фразой, претендующей на афоризм, как минимум в среде поклонников "Реала": "Барселона" - самый паскудный клуб в мире".
Вернувшегося в Германию тренера снова позвал в "Баварию" Хенесс, теперь уже менеджер клуба. В команду Брайтнера и Румменигге. И опять три победы подряд! Причем рехагелевский "Вердер", соперничавший с мюнхенцами, валился сам. Тут уж действительно поверишь, что без Латтека чемпионом не стать. Однажды, заподозрив Ули Хенесса в новых планах, в которых места ему, Удо, нет, он сказал менеджеру: "Если хочешь быть вечно вторым, пригласи тренером Рехагеля. Он тебе это устроит". А через несколько дней "Вердер" неожиданно, уступив "Штутгарту", выпустил на первое место баварцев. Второй раз подряд! "Я присваиваю ему титул Отто второго", - издевался Латтек над Рехагелем.
Самого же Удо в шутку стали называть хомяком, ненасытно сгребающим себе все чемпионские титулы. Но чаще - "волком". А может, "хомяком" его прозвали потому, что одним из любимых его обращений к игрокам перед важной игрой было: "Вы должны траву жрать! Тогда все получится".
"Баварцам" во вторую эру Латтека жилось довольно вольготно. Клаус Аугенталер: "Четыре года у нас была замечательная жизнь и несмотря ни на что - успехи". Несмотря ни на что?
Лудгер Шульце: "В клубе автобусе "Баварии" после игры было как на Октоберфесте. Сквозь стену сигаретного дыма можно было увидеть Аугенталера с компанией, накачивающихся пивом". Да, тренер не давил на игроков, не запрещал им минимального. "Это же немецкие профессионалы. Они знают, что можно, а что нельзя. Кроме того, настоящего игрока после загула будет грызть чувство вины. А это тоже неплохой стимул".
"Игроков создает Бог, команду - тренер"
Латтек ушел после сенсационно проигранного финала КЕЧ против "Порту" в 1987 году. "Это самое горькое поражение в моей жизни. Игроки не показали того, на что они способны. И хуже всех был Матеус. Я ухожу, потому что не могу больше за них отвечать".
Это поражение смазало радость от десятого по счету титула чемпионов ФРГ, шесть из которых были завоеваны под руководством Латтека.
"Команда играет так, каков ее тренер" - кредо Латтека. Или точнее: "Игроков создает Бог, команду - тренер".
После "Баварии" Удо поработал немного в "Кельне" ("В Кельне отличная атмосфера! Только команда мешает…") и "Шальке", был колумнистом и комментатором на телевидении. Однажды о нем, лучшем психологе и мотиваторе бундеслиги, вспомнили в Дортмунде и позвали на помощь молодому тренеру Матиасу Заммеру. Он помог - команда спаслась от вылета, разгромив "Герту" 3:0, 80 тысяч болельщиков устроили Удо овацию, но он взял свои полмиллиона марок и снова ушел из футбола.
После короткого дортмундского опыта Латтек сформулировал свое отношение к нынешним футболистам: "Игроки получают слишком много денег. Футбол перестал быть борьбой за выживание. Кто получает три-четыре миллиона, не станет ради премию за победу рыть землю и грызть траву. Для некоторых игроков футбол перестал быть делом жизни. У них есть другие занятия, а главное, что им мешает играть - это тренировки. Что-то неладно в нашем деле".
Конечно, Латтек был не только психологом и мотиватором. Он был и тактиком и воспитателем. Просто психологом и мотиватором он был в немецком футболе самым лучшим. И до сих пор непревзойденным. Как не превзойден до сих пор его рекорд по титулам чемпиона ФРГ - восемь раз.
"Так в чем сила, Удо?"
"Футбол любить надо. Это единственный наркотик, который можно позволить. Это та зависимость, от которой не нужно лечить".
Борис Талиновский при участии Артема Франкова
P.S. Этот текст был написан в 2006 году. Латтеку тогда шел 72-й год. Он был бодр, язвителен, продолжал выступать в прессе и на ТВ, критиковал, изредка хвалил, попасться ему на язык не хотелось никому… Удо считался одним из лучших экспертов на германском ТВ, его комментарии разлетались среди болельщиков и начинали жить собственной жизнью. Но в 2010-м его свалил инсульт, потом были две операции по поводу опухоли мозга, болезнь Паркинсона, старческая деменция... Тяжело он умирал.