Владимир ВЕРЕМЕЕВ: "Лобановский и Базилевич сделали так, что мы перестали комплексовать перед западными клубами"
Нынешний год – знаковый для футболистов киевского «Динамо» и верных болельщиков команды.
Исполняется 40 лет со дня одного из лучших сезонов в истории «бело-синих», в котором были завоеваны самые престижные европейские и внутрисоюзные трофеи. Кубок Кубков УЕФА, Суперкубок УЕФА, чемпионат СССР… Легендарная команда Валерия Лобановского подняла реноме «Динамо» на новый уровень, став ориентиром для будущих поколений. В юбилейный год принято подводить итоги, вспоминать, анализировать.
Владимир Веремеев, основной полузащитник «Динамо» 1975 года с удовольствием вспоминает то «золотое» время своей блестящей карьеры.
– Для «Динамо» 1975 год стал следствием достигнутых успехов в 1974 году. Мы добились успехов на внутренней арене и попали в турнир Кубка Кубков. Матчи за Суперкубок с «Баварией» стояли особняком. В те годы Суперкубок не был обязательным турниром, команды между собой сами договаривались, будут ли играть.
Это был год 30-летия окончания войны, руководство СССР не могло допустить, что «Динамо» уступит немцам. Нашим тренерам непросто было договориться с руководством, им нужны были гарантии победы «Динамо». Но в итоге убеждений и доводов все же было дано добро на матчи. Наши молодые тренеры Валерий Лобановский и Олег Базилевич впервые, наверно, в Советском Союзе сумели сделать из нас игроков, которые перестали комплексовать перед западными клубами.
Эта целенаправленность и убежденность, что мы можем играть с ними на равных, позволила нам выйти на один уровень и стать, по версии одного из ведущих футбольных журналов мира, лучшей командой мира 1975 года. Насколько знаю, на Республиканский стадион на матч с «Баварией» поступило 800 тысяч заявок на билеты. Даже нам, игрокам, разрешалось купить не более двух.
Тот год мы провели 12-13 игроками, которые кроме «Динамо» играли также за сборную СССР. Это сейчас 1975 год вспоминается как исторический для «Динамо» и всего советского футбола. Тогда же мы об этом и не задумывались, старались просто хорошо выполнять свою работу.
В том «Динамо» были собраны едва ли не все лучшие игроки СССР. Будь другое время, нас бы «разобрали» ведущие клубы мира.
В начале 80-х годов мной интересовалась «Аустрия» из Вены. Я был не против поиграть какое-то время в Австрии, приобрести полезный опыт. Но не все так просто. Как потом оказалось, меня не выпустили заграницу, потому что я в то время не был женат.
Вспоминая сейчас 1975 год, он был близок к идеальному. Единственное, что хотел бы в нем изменить, – полуфинальный матч с ПСВ и мое удаление. Как сейчас помню испанского рефери Пабло Ибаньеса: я сделал подкат в центре поля и даже не дотронулся до соперника. Но тот с криком упал, а арбитр «купился» и показал мне второе предупреждение. На финал в Базель я все же поехал с командой. В конце предматчевой разминки Лобановский собрал игроков в центральном круге и дал несколько упражнений на скорость. Представители «Ференцвароша» были поражены нашей готовностью, начав между собой перешептываться.
А я финальный матч провел с… фотоаппаратом в руках. Тогда журналистов с собой заграницу не брали, а меня попросили запечатлеть моменты игры. Правда, уже не помню, где подевались те фотографии, кому-то их отдал. Вообще, о том времени сохранились одни воспоминания. Футболками с соперниками обмениваться было не принято. Разве что сувенирами – мы обычно привозили самовар, а нам взамен давали значки или вымпела.