12 листопада 2014 10:03

Футбольные клубы Крыма: Одним рывком - из нелегалов

Обозреватель «СЭ» - о проблеме крымских команд сквозь призму исторических аналогий.

Как дела с «дорожной картой» по Крыму? Вы тоже не знаете? Досадно. А уже ноябрь на дворе.

Однако, прежде чем понять, почему в Ньоне, Москве и Киеве столь пассивно выполняются рекомендации Мишеля Платини, есть смысл расширить поле поиска.

Помните, мы освещали матчи македонских футболистов с Люксембургом и Украиной, разумеется, в разных объемах? Причем, называя подопечных Бошко Джуровски в обоих случаях без премудростей - Македония. Тогда как в протоколах ФИФА и УЕФА эта сборная значится как FYR Macedonia.

На этой добавке из трех заглавных букв («Бывшая югославская республика») после распада СФРЮ настояла Греция, считающая одноименную историческую территорию своей провинцией. Кстати, популярный ПАОК из Салоник - в тех краях. Дело - по встречному иску официального Скопье - до сих пор в Международном суде ООН.

И еще. В нескольких испанских источниках обнаружил тезис, дескать, футболисты Гибралтара участвуют в нынешнем цикле… нелегально. Нет, какие-либо протесты отсутствуют. Даже знаю почему. Сам спортивный уровень этой команды таков, что невзирая на предполагаемые мандатные нарушения, ее и так все обыгрывают чуть ли не с теннисным счетом.

Однако логика в обсуждениях все же присутствует. Испания против британского суверенитета над Гибралтаром - это не пустой звук. Срок давности - 45 лет. С тех самых пор, как правительство пиренейского государства (неважно, что при диктаторе Франко) пересмотрело демаркацию и до сих пор именует ту черту как verja («заграждение»), но не как госграница!

Следовательно, чтобы команде Аллена Булы чувствовать себя соратницей Северной Ирландии или Уэльса (в роли пятого полпреда Королевы в футбольном реестре континента), надо… отменить статью Х Утрехтского договора от 11 апреля 1713 г. Ведь по данному документу, британцам принадлежат лишь периметр города и форты. Ну а сборная укрепрайона - звучит неубедительно.

Столь долго отвлек ваше внимание неспроста. Севастополь, Симферополь, Ялта - они ведь кооптированы в первенство России в одностороннем порядке. И, хотя многолетний лидер крымских коммунистов Леонид Грач недавно удивил журналистов идеей создания на полуострове эдакого Гонконга-2, способного сгладить конфликт Кремля и Банковой, но самостоятельной Республики Крым де-юре нет! Апеллировать к УЕФА по гибралтарскому примеру тамошняя федерация (заметьте - без России) могла бы лишь виртуально. Ну а вступать в РФС ей нельзя и подавно.

Де-факто же, реальные украинские клубы посредством аннексии выступают в соревнованиях другой ассоциации. Если статьи 83 и 84 Устава ФИФА написаны не шутки ради, то СКЧФ, ТСК и «Жемчужина» играют с конца лета абсолютно нелегально. Перезагрузка же составов контрактниками с российскими паспортами способна обмануть только наивных.

...Кстати, не так давно в абхазском городе Гудаута торжественно открыли капитально отремонтированный спорткомплекс местной ДЮСШ им. Чачба. Уверен, вы хорошо знаете как минимум одного ее воспитанника. Ахрик Цвейба выигрывал золото чемпионата СССР-1990 с киевским «Динамо». Из Сухуми специально приезжал посол РФ Семен Григорьев, нарисовавший блистательное завтра для учащихся (а там еще виды единоборств, тяжелая атлетика, волейбол и т.д.).

Произнес он весьма неоднозначную фразу о скорых выступлениях ребят из того анклава на международной арене «пока под российским флагом, как наш общий спортивный герой борец-вольник Денис Царгуш, а настанет время - и под флагом независимой Абхазии». Согласитесь, весьма ловкий способ рывка, так сказать, из статуса нелегалов.

Надо знать, мониторят ли такие сообщения в нашем Доме футбола, а заодно в НОК Украины. Как говорил мент Стас Карпов в нашумевшем телесериале, «Не люблю, когда просьбы произносятся в виде ультиматума». А вот иногда - полезно. Мы сколько уже гимнастов, легкоатлетов, гребцов отпустили под другие знамена? Недавно добавилось современное пятиборье. Критикуя Лабораторный переулок «за Крым», почему-то не вписываем вопрос в общую проблему расточительности. Начинается же она со степени готовности к трудным переговорам. Мне кажется, она такова, как при недавней миссии ФФУ в Швейцарии. То есть, мнимая.

Впрочем, включая оптимизм, растеряно еще не все. Главное - самим не легализовать те беззакония, которые соседи проталкивают явочным порядком. Если, конечно, хотим отличаться от Гибралтара, бывших субъектов Югославии и от любителей плодить анклавы…
 

Евгений КАРЕЛЬСКИЙ