ЧМ-2018. Право на бойкот (+ФОТО)
Еще совсем немного и ФИФА коронует нового чемпиона мира по футболу. Кто станет им – в четвертый раз Германия или в третий – Аргентина, не только чрезвычайно интересно, но и не менее важно, однако даже после завершения одного из самых зрелищных мундиалей жизнь не остановится. Борьба продолжится, и не только на зеленых газонах.
С последним свистком арбитра в финальном матче бразильского ЧМ-2014 стартует новый четырехлетний цикл ФИФА, главный турнир которого, как известно, летом 2018 года должна принять Россия. На данный момент, с точки зрения большинства украинцев и поддержавших нас членов ООН, страна-оккупант.
Дискуссию на тему – имеет ли право такая держава претендовать на проведение крупнейших международных соревнований – я обойду стороной, ибо события ХХ века показали: случалось под звездами и не такое. Важнее другие примеры. Скажем, если Олимпиада 1936 года в нацистской Германии собрала весь цвет мирового спорта, то из-за вторжения СССР в Афганистан Игры-1980 многие страны уже бойкотировали.
Ныне, когда имеет место признанная миром вне закона аннексия Россией крымской части Украины, не говоря уже о неприкрытой поддержке терроризма на Донбассе, а также развязанной против нас на государственном уровне информационной войне (что явно противоречит принципу Respect – базовому слогану ФИФА), мы можем стать свидетелями аналогичных процессов.
Хотя это, увы, и не факт…
Как бы нам того ни хотелось, в добровольном порядке ФИФА ни за что не пойдет на отмену уже принятого решения. Ей не то, чтобы пока не до ЧМ-2018, ей бы поскорее с катарским ЧМ-2022, где только слепой еще не видит следов коррупции, разобраться. Скандал с Катаром, к слову, нагляден в плане демонстрации того, с какой неохотой Зепп Блаттер вообще дает заднюю. А тут, как на зло, еще и Россия…
В такой ситуации, конечно, ФИФА будет неустанно повторять, что футбол – вне политики. И, надо признать, это ее неотъемлемое право. Но в такой же степени ничто не отменяет и нашего права настаивать на разумном решении возникшей проблемы. Тем более, когда цена вопроса – сохранение единства футбольной семьи.
Ведь что важно понимать? С точки зрения ФИФА принимающей стороной на ЧМ-2018 является не российское государство, а Российский футбольный союз (РФС). А какие к нему и у кого могут быть претензии? Ведь, согласитесь, ни у Федерации футбола Украины (ФФУ), ни у других ее партнеров пока нет оснований выставлять какой-либо счет этой формально автономной организации. Наоборот, многие могут ей даже посочувствовать – дескать, что может поделать РФС, когда над ним нависает эдакий медведь?
Оправдание, разумеется, тоже из разряда дискуссионных, но тем не менее факт налицо – по футбольным законам Российский футбольный союз по-прежнему чист. Вот если примет в свои ряды, как требуют от него свыше, клубы или региональные крымские федерации – тогда нарушит уставы ФИФА, а пока с него взятки гладки.
Что в таком случае остается Украине? Как писал классик: «нам своє робить». Исходя из того и памятуя о том, что отбор у России права на проведение ЧМ-2018 не является для нас самоцелью. Наша мотивация, на мой взгляд, вполне очевидна и понятна. Достаточно лишь представить себе, что было бы, проводись в России чемпионат мира прямо сейчас…
Кто-то, включая ФИФА, решился бы отправить сборную Украины – наших игроков, тренеров, а с ними журналистов и туристов – в такую страну-хозяйку? Или же есть какие-то веские основания полагать, что через четыре года обстановка кардинально изменится?
Поэтому первый шаг, который в данной ситуации, наверное, должна предпринять наша страна – в лице национальной федерации футбола – это однозначно и честно уведомить ФИФА о том, что в условиях аннексии Крыма Украина не станет заявляться на отборочный турнир ЧМ-2018.
Может быть, делать это надо не прямо сейчас, за два года до непосредственного старта квалификации на турнир в Россию. А, с другой стороны, в 2015-м пройдут выборы президента ФИФА, на которых, вполне вероятно, команду Блаттера, отдавшую ближайшие мундиали России с Катаром, сменит новая плеяда управленцев. Проблему лучше передать преемникам в наследство, нежели втягивать в ее решение их самих…
Замечу также, что фокус с отказом по завершению отбора ЧМ-2018 не пройдет. В случае успешного преодоления Украиной квалификации такой поворот ФИФА расценила бы как подрыв устоев, неминуемо наложив на ФФУ дисквалификацию. А вот заявлять свою команду на тот или иной турнир никто национальную федерацию не обязывает.
Вот тут мы и подбираемся, наконец, к самому главному вопросу – а готовы ли все мы, включая аппарат ФФУ, тренеров, футболистов, прессу и болельщиков отказаться от двухлетнего соревновательного цикла под эгидой ФИФА?
Кто-то спросит: ну и ради чего? Мой ответ – ради самоуважения. Только в таком случае Украина сможет рассчитывать на появление у нее футбольных союзников. Надеяться, но помнить, что последние могут и не объявиться – в футболе все, как в жизни…
Предлагаю и вам подумать на эту же тему. Насколько приемлема для каждого такая жертва в борьбе за целостность страны?
Игорь ЛИННИК