Вячеслав ЗАХОВАЙЛО: "Есть три Калитвинцева, а Рыбалку советую не перестраивать"
Скаут-менеджер Вячеслав Заховайло известен, в первую очередь, сотрудничеством с чешским «Слованом». Сергей Рыбалка, Виталий Калитвинцев, Сергей Люлька обосновывают свои претензии на место в основной обойме «Динамо» именно после командировки в Либерец.
Летние сборы — определяющие в карьере футболистов. В эксклюзивном интервью Заховайло анализирует сильные стороны трио, желает удачи Сергею Реброву, рассказывает о будущем футбола и объясняет, за что нужно уважать футбол чешский.
«Ожидания оправдали три футболиста»
— Из системы «Динамо» я тесно работал с пятью футболистами — Рыбалкой, Люлькой, Калитвинцевым, Морозенко и Бутениным. Ожидания оправдали первые трое. Бутенин — в украинской первой лиге, Морозенко — в «Динамо-2», но что-то у него дела не ладятся.
— Почему?
— Парень снизил к себе требования. Мне сложно объяснить почему.
— Морозенко и Бутенин останутся в сфере ваших интересов?
— Время покажет. Давать обширный прогноз по ним я не буду.
— Чешский эксперимент удался?
— То, на что я ставил, сыграло практически на 100 процентов. К Рыбалке, Калитвинцеву и Люльке повышенный интерес не только со стороны «Динамо», но и зарубежных клубов.
Я также сотрудничаю с молодым динамовцем Рыжуком. У него заканчивается контракт с Киевом, есть предложения из Европы и интерес со стороны «Динамо». Я дал совет игроку продлить контракт с украинским клубом. Я бы хотел, чтобы воспитанники «Динамо» играли в родной команде.
«Рыбалка сильнее Велозу»
— Охарактеризуйте Владислава Калитвинцева.
— Футбол — это чисто субъективный взгляд, в нем нет абсолютных величин. Даже цифровой футбол субъективен: люди по-разному считывают информацию.
Калитвинцев может стать топ-игроком европейского уровня. Он играет справа более остро, чем слева. Абсолютно обоснованно: справа он обостряет игру диагональным смещением под бьющую ногу, бьет по воротам, активен в подыгрыше. Это один Калитвинцев. Калитвинцев слева — совсем другой футболист, диапазон его действий ограниченный: в основном игра сводится к острым передачам с фланга. Но! Нужно учесть то, что в «Словане» мы не успели попробовать Калитвинцева в центральной зоне. Все опасные моменты, которые создавались Калитвинцевым и в подыгрыше, и при угрозе ворот, шли из центральной зоны. Проанализировав все его игры и тренировочный процесс в «Словане», я считаю, что Калитвинцев может сыграть в центральной зоне.
Если первичная установка команды 4—2—3—1, на мой взгляд, справа он может сыграть на пятерку, слева — на четыре с минусом, в центральной зоне, думаю, тоже на пятерку. Мое видение надо проверить, но вся цифра указывает на то, что Калитвинцева можно использовать в центральной зоне.
— Сергей Рыбалка?
— Все инновации современного футбола происходят в треугольнике между полузащитниками. Рыбалку я вижу дип-плеймейкером — игроком, который разгоняет атаки. Он быстро принимает решения и владеет быстрым пасом вперед. Передачей может отрезать 3—4 футболиста.
Также Рыбалка приобрел навыки игры box-to-box, он часто подключается к атакам, наносит много ударов из-за пределов штрафной площадки.
Это игрок европейского уровня. Но все зависит от того, как его использовать. Если «Динамо» захочет сделать из него чистого пятого защитника — ничего не получится.
Нужно учесть и то, как развивается футбол. В игру пришла зонная оборона, и сложнее стало ее вскрывать, в то же время начали развиваться атакующие действия. После таких инновации, как очень активное сдваивание флангов, активные правый и левый фланговые защитники (в «Шахтере» это ярко выражено) фактически становятся фланговыми нападающими. Если уйти от банального преодоления массированной обороны, взломать зонную оборону можно путем сдваивания флангов, сдваивания в зоне инсайда и так называемыми вбеганиями игроков зоны полузащиты под статически расположенных защитников соперника. То, что сейчас демонстрируют дортмундская «Боруссия», «Бавария» и т.д. В основном в центральной зоне треугольника ищутся все эти вариации: важна скорость перехода от обороны в атаку и обратно.
— Рыбалка сильнее Велозу?
— Да. Велозу приезжал в Украину топ-игроком, но время пошло вперед, а Велозу стал динамовцем.
— Какая судьба у Сергея Люльки?
— Как раз у Люльки есть все для того, чтобы стать современным защитником той направленности, о которой я говорил.
У него заканчивается срок аренды в «Говерле». Недавно Сергей продлил соглашение с «Динамо» на два года и начинает сборы в первой команде. Как будут обстоять дела дальше — решит тренер.
По Рыбалке ситуация иная. Насколько я понял, он возвращается в Киев полноценным игроком основной обоймы. Калитвинцев уже является таковым.
«В действиях команды Реброва просматривается интеллект»
— Сергей Ребров — молодой тренер?
— Очень молодой для «Динамо». Тот же Игорь Рахаев — молодой, но очень интересный тренер: я смотрел несколько игр «Металиста», в коллективных действиях я вижу мысль.
— Вы разделяете всеобщее ликование вокруг Реброва?
— После 5—6 игр сложно поставить объективную оценку. Хотя кое-что он продемонстрировал.
Начиная творческий путь в «Динамо», ты либо станешь великим, либо уйдешь в небытие. Интеллект в организации игры команды Реброва я просматриваю. Каков будет результат — покажет время, а я буду за него болеть.
— Что он изменил после Блохина?
— Это специфический вопрос, ведь отвечая, нужно знать, что происходит внутри коллектива, организацию тренировочного процесса, отношения между футболистами.
Тренер, прежде всего, педагог. Игроков нужно сплотить, мотивировать, и иногда даже хорошего слова хватает, чтобы футболист сыграл лучше. К каждому игроку нужен индивидуальный подход. Можно делать в тренировочном процессе все хорошо, но если ты не можешь сплотить коллектив, результат огорчит.
В прошлом сезоне «Динамо» приобрело очень сильных исполнителей, но, на мой взгляд, Олег Владимирович не смог сделать команду. Я не говорю, что он этого не хотел — он этого хотел, но не получилось.
— Почему «Днепр» не выиграл чемпионство?
— Сложно отвечать, не находясь внутри команды. Что-то сломалось. Многие говорят, что был неправильно спланирован подготовительный процесс, не хватило физической готовности. Все это ерунда. Я думаю, что надлом был психологический: игроки привыкли всю жизнь быть четвертыми и не выдержали темпа.
Да, многие говорят, что Хуанде Рамос проводит какие-то «неправильные» замены. Послушайте, это все бредовые разговоры — испанец очень квалифицированный специалист.
— Украина потеряла от ухода Хуанде Рамоса?
— Однозначно да.
— «Днепр» — команда Лиги чемпионов?
— С Хуанде Рамосом — да. Без него — не знаю.
«С бюджетом 3 миллиона «Слован» показал максимум»
— Как поживает «Слован»?
— В клубе прошло много изменений, которые связаны с финансовой обстановкой. После успешного еврокубкового сезона разрешаются проблемы с генеральным спонсором. Коуч Ярослав Шилгавы решил уйти, подписав предконтракт с «Яблонцем». Пришел новый тренер, который раньше возглавлял молодежный состав «Слована». Он изменил тренировочный процесс — увеличились нагрузки, и я не стал рисковать Рыбалкой.
— Как клуб отреагировал на досрочное прекращение сотрудничества с Рыбалкой?
— Клуб прислушивается к моему мнению, и проблем не возникло. Сергей не прошел подготовительный период со «Слованом». Я побаивался, чтобы он не получил травму. А после ухода Рыбалки три футболиста основного состава получили травмы. Я считаю, что поступил верно.
Тем более для отъезда в Украину была веская причина: действительно возникли визовые проблемы. Сейчас у «Слована» остается две игры в чемпионате, а Рыбалке нужно сосредоточиться на восстановлении и подготовке к летней тренировочной сессии в составе «Динамо».
— «Слован» борется за еврокубки. Почему руководство клуба допустило уход Шилгавы, Рыбалки?
— Есть президент, который принимает решения. Иногда они основываются на эмоциях. Президент «Слована» принял эмоциональное решение. Время рассудит. Я думаю, команда останется в четверке. В последнем туре Либерец, хоть и не без приключений, но обыграл прямого конкурента «Теплице», и в борьбе за Лигу Европы ведет на два очка.
— Что вы сказали Шилгаве, и что он вам — перед расставанием с Либерцем?
— О решении Шилгавы я знал еще в январе. В принципе, «Яблонец» практически в одном городе с Либерцем. Там очень амбициозный президент. Сейчас ведется активная селекционная работа, и перед командой поставлена задача в следующем году играть в еврокубках. Важно отметить, что от Чехии в квалификации Лиги чемпионов стартуют две команды.
— В том числе это заслуга «Слована».
— Однозначно. Команда хорошо поработала — украинцы отдали все, что могли, взамен получили хороший опыт. Все старались: и чешские футболисты, и африканские легионеры. При скромном бюджете в три миллиона евро команда показала максимум.
— Почему клубы, которые представляют западные регионы Чехии, богаче восточных?
— Северо-запад — индустриальный край, клубы финансово стабильны. Моравия — регион поскромнее, но нельзя сказать, что у футбола там нет денег. Например, «Сигма» с Оломоуца меня просто удивляет плохими результатами.
Нужно учитывать, что в жизни этих клубов большое место отводится общинам городов: магистраты их финансируют.
— Как в России?
— Почти. Так решает община, она платит налог на спорт. За ее деньги клуб существует (но не за ворованные деньги!).
— «Шахтер» вылетел с позором от «Виктории» в Лиге Европы?
— Нет. Я предупреждал болельщиков, чтобы они отнеслись внимательно к этому сопернику. «Виктория» — довольно-таки сильная, организованная и достаточно мотивированная команда. Получилось примерно так, как я себе это и представлял. «Шахтеру» нужно винить самого себя. Для меня ничего удивительного. В прошлом году «Виктория» прошла «Наполи».
Тот же Либерец в Лиге Европы сыграл с командами топ-лиг, и никто не смог его загнать. Кроме голландцев (вылет от АЗ Алкмаар в 1/16 финала. — Ред.). И то благодаря украинскому арбитру (Бойко. — Ред.), который не поставил стопроцентный пенальти на компенсированных минутах.
— После матча с Бойко общались?
— Зачем? Это унижение моего интеллекта.
Я предупреждал Шилгавы, что это плохой знак. После игры Будник мне рассказывал, что задавал ему какие-то вопросы, на что Бойко, скажем так, ответил по-хамски. Уровень украинских рефери подтверждается везде.
— Кого из чешского чемпионата ожидать в топ-лигах Европы этим летом?
— Я знаю, что скауты ведут несколько игроков «Спарты», футболистами «Виктории» точно интересуются в Бундеслиге. Со «Слована» вывезли все что можно — Либерец строит новую команду.
Для этого чемпионата продать 2—3 футболиста в ту же Бундеслигу — финансовый успех, бюджет клуба на ближайшие сезон-два.
— Сколько футболистов из украинского чемпионата перейдут в топ-лиги?
— Думаю, никто. Политическая обстановка вносит свои коррективы, хотя многие игроки, может, и не отказались бы перейти в Чехию, Польшу, другие ближние страны. Но они средние футболисты, в денежном отношении очень переоцененные: в западных странах им никто не сможет платить столько, сколько в Украине.
«Чистой тики-таки не будет»
— В каком направлении развивается футбол?
— Попытаюсь доступно объяснить. Команды с малыми бюджетами укрепляют организацию игры при оборонительных действиях и действуют на контратаках, команды с большими бюджетами пытаются вскрыть защитные эшелоны. Все.
Тики-така — очень дорогой футбол: собрать и содержать такую команду слишком дорого. Ее себе могут позволить только очень финансово стабильные клубы. Германские, итальянские модели — это более сбалансированный футбол, он мне нравится больше и, скажем так, финансово более выгоден клубам.
— Время тики-таки проходит?
— Тики-така произвела фурор. «Барселона», используя высочайшее индивидуальное мастерство футболистов, построения треугольников и пас ради паса, изменила все представления о цифровом футболе. Не знаю, как считается цифра в Украине, но в Европе уже немного по-другому.
В Украине распространено устарелое понятие «точечная» селекция. На Западе селекция проводится в малых коалициях. Ты подбираешь игроков в коалиции, потому что привести футболиста точечно, чтобы он точно усилил команду, очень сложно — новичок должен уметь взаимодействовать с 2—3 футболистами в малой коалиции. Поэтому меняется цифра, взвешиваются все за и против о какой-то малой коалиции. С малых коалиций формируются коалиции побольше.
— Революция в футболе возможна?
— Чемпионат мира покажет, каким путем будет развиваться футбол. На протяжении последних лет в основном футбол решает задачи перестроения в центральной зоне между атакующими и обороняющимися полузащитниками. Изменились модели футболистов, очень сильно изменились крайние защитники. Быстрей всего, чистой тики-таки не будет: это очень дорого, плюс не всегда есть стечение обстоятельств. Футбол будет тяготеть к более атакующему стилю игры, скоростно-силовой игре, которую сейчас демонстрируют «Бавария», «Боруссия» Д, итальянские клубы.
Сейчас все находятся в поисках баланса. Более сбалансированной командой является «Ювентус». Баланс — это умение быстро перестраиваться из обороны в атаку и из атаки в оборону, умение команды использовать встречный отбор при потере мяча. О преодолении массированных оборон мы уже говорили. О других решениях достижения результата я пока еще не слышал.
— В чем феномен «Атлетико»?
— Ответ в раздевалке: очень сплоченный коллектив, здоровый микроклимат, все футболисты мотивированы, они выходят и играют как последний раз в жизни.
Диего Симеоне играет в современный футбол. Этот сезон очень удачный, но я не считаю «Атлетико» законодателем моды в современном футболе.