Роман ГРИГОРЧУК: "Дай бог, чтобы я тренировал "Реал", очень этого хочу"
Главный тренер "Черноморца" - о тактике, схемах в футболе и многом другом.
О схемах: "Мы хорошо знаем своих футболистов, их возможности и характеристики. В свою очередь, они знают наши требования. И вот ситуация. Осталось 13 футболистов, близится игра, на которую нужно сформировать состав. Не скажу, что я постоянно прибегаю к этому принципу, но все же склоняюсь к тому, что на поле должны играть из этих тринадцати десять сильнейших на данный момент. Поэтому неизбежно кто-то из игроков оказывается на другой позиции, не столь привычной для него. Что, безусловно, не решается без обсуждения с самим игроком".
О Ребенке на позиции левого защитника: "Здесь не было ничего невероятного. Он и в "Металлисте" выходил на позиции крайнего защитника. И по своим характеристикам он соответствует определенному уровню игры в обороне. Поэтому нельзя назвать это решение рискованным или экстравагантным. У нас большая проблема с центральными защитниками. Может, в других командах есть универсальные футболисты, и, например, опорный может сыграть центрального защитника или крайний защитник способен выйти в центр обороны. Если мы сместим кого-то с другой позиции в центр защиты, то это никак не будет выглядеть лучше, чем если мы поставим Тейку и Петю Ковальчука. На данный момент ничего лучше на этих двух позициях мы не можем придумать - это просто невозможно".
О "ромбовой" схеме: "Вопрос не в самой схеме. В принципе, во многих командах по ситуации получается этот "ромб" в тот момент, когда крайний нападающий смещается к середине или "в отскок", а крайний защитник идет вперед. Самой схеме не нужно придавать значение. Очень важно, как она работает. И, конечно, все зависит от фазы игры. Если это просто "ромб" ради "ромба", то он ничем не грозит".
О подготовке к каждому сопернику: "Не соглашусь, что мы подстраиваемся под кого-то. У нас есть пакет атакующих действий, который мы не меняем. Мы лишь можем что-то выделять, выбирать из этого пакета в зависимости от того, как действует соперник в обороне. Это и есть наши корректировки. Что касается обороны, то мы свои действия изменяем, отталкиваясь опять же от того, как играет оппонент - при переходе из обороны в атаку, в начале атаки, в позиционной атаке. Мне кажется, более правильная формулировка - построение игры с учетом действий соперника в обороне и в атаке, а не подстраивание".
О том, изучал ли бы "Гранаду" в деталях, если бы тренировал "Реал": "Конечно. Я бы учел особенности любой команды, любого соперника. Дай бог, чтобы я тренировал "Реал", я очень этого хочу. (Улыбается.) В команде даже самого высокого уровня я бы изучал сильные и слабые стороны соперника, потому что это очень упрощает задачу победы в каждой игре".
Об общении с помощниками: "Мы очень много говорим до игры. Я всегда выслушиваю всех - видение, понимание, взгляды. Общаемся и советуемся постоянно. А самая интенсивная работа проходит вечером после ужина накануне игры. На поздний вечер и на полночи я имею хороший материал для обдумывания, который позволяет принимать финальные решения. Во время игры мы можем посоветоваться на предмет действий определенного игрока. Хочется, чтобы вся картина, действия каждого футболиста были перед глазами - чтобы в перерыве можно было вспомнить все, что делал каждый. Но этому я пока еще не научился. Нужно искать способы, чтобы видеть все детали на поле. Потому общение с помощниками важно с той точки зрения, что какие-то эпизоды я могу упустить. И быстрое обсуждение позволяет сопоставить свое видение с отзывом других людей. Если мы втроем видим одинаково, понятно, что мы правы".
О наставлениях, выходящему на замену игроку: "Бывает, что я даже слова не говорю. Все вещи оговорены на теории. Если от футболиста требуется просто внести свежесть, то он и без меня это понимает - он же сам смотрит, как развивается игра. Перед матчем мы говорим игроку: "Ты готовишься на эту позицию, но должен быть готов сыграть на той и на той". Тогда футболист знает свои функции и функции соседей по амплуа. Это слишком объемная информация, чтобы рассказать ее за минуту перед выходом на поле. Поэтому мы много общаемся с ребятами именно до игры. Ну а если требуются тактические изменения, то кратко объясняю футболисту, что он должен сделать и что нужно передать кому-то из игроков на поле. Пример? Такое разъяснение может касаться позиций, которые нужно занимать при стандартных положениях".