И память, и пример – 2
Я вовсе не планировал продолжать и развивать тезисы своей предыдущей статьи «И память, и пример» об организации специального приза «Голеадор» и создании символического «Клуба Олега Блохина»
Но как шутили в прежнюю пору журналисты: «Письмо позвало в дорогу». Ко мне через социальную сеть обратился автор идеи и собственно единственный создатель контента указанного приза Виктор Хохлюк. Суть его претензий к моей статье вы прочтете ниже. Я считаю хоть и вынужденным, но необходимым шагом с моей стороны должно быть не замалчивание, а ответ. И не один на один, а вновь для чтения в статье и, дай Бог, общего размышления.
Для объективности – сначала претензии Виктора Хохлюка ко мне и мои конкретные ответы на них. Итак, автор списка украинских голеадоров не согласен со мной по следующим позициям. Цитирую его текст:
1. Андрееву зачтены мячи в «Клуб Блохина», когда он был гражданином СССР. Без его 15-голов в «Заре» он бы не стал членом Клуба Федотова. Родители Сергея Васильевича по-прежнему живы и проживает в Луганске, как впрочем и все близкие родственники.
2. Игорь Ниченко – по-прежнему является гражданином Украины. Работает в тренерском штабе чемпиона Венгрии-2013 «Дьера». Он прославлял наш футбол на полях Венгрии, также как и Любарский в Словакии и в Израиле (не забивал в Чехии), а Ящук большую часть в Бельгии (всего 3 гола в Греции).
3. Мне лично не понятно «Вторая неоднозначная тема – по отдельным соревнованиям. Почему один турнир учтен при подсчете голов, а другой, ну, точно, никак не менее значимый – не учтен?» Какой турнир НЕ УЧТЕН???
Отвечаю Виктору Хохлюку по порядку поставленных им тезисов:
– О Сергее Андрееве. Повторюсь в собственном уважении к этому знаковому форварду. Но так ли уж «чисто» подсчитаны его голы?
А) Во всем нужна справедливая симметрия. Автор требует засчитать 15 голов, забитых Андреевым в «Заре», хотя львиная доля его взятий ворот соперника – в майке ростовской команды. Допустим, тогда почему не учтены голы реального кандидата в «Клуб Блохина» Луиса Адриано (в списке сейчас 93 гола), забитых им на его родине – Бразилии. Из той же «оперы» – справедливой симметрии. Почему Максиму Шацких не засчитаны 34 гола за сборную Узбекистана, в то время как Андрееву засчитаны 5 голов на Спартакиаде народов СССР, забитых им вовсе не за сборную Украинской ССР, а… сборную РСФСР (!). Лишь только потому, что Андреев был, как пишет Хохлюк, «гражданином СССР», а Шацких, в силу возраста, такого счастья не довелось испытать. Тогда по «симметричной справедливости» прибавьте к уже учтенным 165 голам Максима еще те же 34 за сборную Узбекистана, 24 забитых мяча в чемпионате России (за «Ладу» Тольятти, «Союз-Газпром» Ижевск и «Балтику» Калининград) и 8 голов в первенстве Казахстана за «Астану». Напомню, первый профессиональный клуб Шацких – ташкентский «Пахтакор» – это еще 22 гола. Итого, получается, у Максима не 165голов, а 253. Совсем другая картина!
Б) Больше всего умиляет аргумент «Родители Сергея Васильевича Андреева по-прежнему живы и проживает в Луганске, как впрочем и все близкие родственники». Тогда аналогично родители Дарио Срны живут в Хорватии, Валентина Белькевича – в Белоруссии, а Фернандиньо – в Бразилии. По этой логике все персональные призы этих заслуженных футболистов, заработанные ими в украинском футболе, следует аннулировать, ибо, выходит, что они принадлежат футболу стран, где родились, но никак не украинскому.
– О Ниченко, Ящуке и Любарском. Что касается корректности подсчета голов этих футболистов, то логика та же самая как в выше приведенном примере с Андреевым и Шацких. Правда, здесь автор приводит дополнительный «аргумент»: Ниченко, будучи лучшим голеадором Венгрии, остался гражданином Украины. По этой же логике (как и родителями, оставшихся жить на родине) практически всех легионеров, внесших достойный вклад в футбол Украины, но оставшихся гражданами своих держав, следует считать футболистами только тех стран, откуда они приехали.
– Об учтенных и неучтенных по значимости турнирах. Достаточно одного примера. В списке голеадоров фигурирует такой специфический турнир, как Спартакиада народов СССР. Всего с 1956 по 1991 было 10 Спартакиад. Футбол был представлен в ней четырежды (1956, 1979, 1983, 1986). Автор, думаю, справедливо учитывает Спартакиаду-1979. в которой Блохин забил 4 мяча, Колотов – 3. Буряк – 2. Но не обращает внимания на другие Спартакиады. Допустим, в Спартакиаде-1956 отличился тремя голами Войнов, но Юрий Николаевич, пухом будет ему земля, не претендует попасть в «Клуб Блохина». Совсем другое дело – Олег Протасов и Геннадий Литовченко. На Спартакиаде-1983 они оба в сборной Украины забили по голу команде Узбекистана. А вот эти голы никак не были учтены в обсуждаемом списке. Одного примера достаточно?
А теперь о главном. Мои: и предыдущая и эта статьи – вовсе не о поиске ошибок в списке голеадоров. Виктор Хохлюк проделал огромный объем работы, и уже этим заслуживает всяческой благодарности. Я не футбольный статистик, и не претендую на эти лавры. Напоминаю главную идею прошлой статьи. Такой уникальный проект как «Голеадор» и «Клуб Олега Блохина» требовал как можно большего обсуждения в футбольной среде Украины. К примеру, на церемонии со мной рядом сидели такие уважаемые журналисты как Александр Липенко и Артем Франков. Липенко по ходу проведения церемонии излагал много принципиальных и интересных суждений о самих критериях отбора голов и соревнований, которые следует учитывать. Франков все написал в своей собственной статье, по сравнению с которой моя, полагаю, даже более щадящая по этим же вопросом. Далее. В ходе подготовки прошлой статьи у меня проявились небольшие разночтения по тем же проблемам с главным редактором «Футбольного клуба» Игорем Линником, журналистом, которого тоже нет смысла представлять. С Игорем мы быстро нашли общий язык. Но для этого и нам понадобился, пусть короткий, но реальный диалог. Видите, сколько людей – столько мнений. Причем тех людей, которые, как говорят журналисты, «внутри материала». Значит, вынесение на общественное обсуждение было необходимо – и какие принимать критерии, и какие соревнования учитывать и т.д. Т.е. подключить «коллективный разум». И не после самого свершившегося действа, а еще до него. Поэтому, все мои вопросы не к Виктору Хохлюку, а к руководству и соответствующим подразделениям ФФУ.
Семен СЛУЧЕВСКИЙ