Юрий КАЛИТВИНЦЕВ: "Был бы очень рад снова поработать с сыном"
О пути «Волги» по первой части турнирной дистанции, о возвращении в футбол Алексея Сапогова и о перспективах своего сына в чешском чемпионате рассказал наставник волжан Юрий Калитвинцев.
РАЗГОВОРЫ ПОД ПИВНУЮ КРУЖКУ
– Юрий Николаевич, большая часть сезона позади. Каких эмоций сейчас больше – позитивных или все же негативных?
– Негативных все-таки больше, потому что игра забывается, остается результат. А в связи с тем, что мы находимся на 12-м месте всего с 18 очками, какой тут может быть позитив? Но он тем не менее есть. Он касается конкурентоспособности команды. Ребята и сами себя стали уважать, и заставили это делать и соперников. Это уже все-таки прогресс.
– Было ли что-то такое, что приятно удивило вас в России, и наоборот – к чему оказались совершенно не готовы?
– Не скажу, что к чему-то был не готов. Знал и силу чемпионата, и так далее… Что касается удивления, то так смазался конец года, поэтому мало каких-то положительных эмоций. Мы не брали очки, хотя можно отметить неплохие игры с лидерами первенства. Но это все разговоры под пивную кружку, мол, как мы хорошо играли. Ведь очков мы не набрали.
– Была ли дополнительная ответственность или давление после высказываний о том, что иностранные специалисты перекрывают дорогу молодым россиянам? И налог на иностранного тренера – не абсурдное предложение?
– Я на это внимания не обращал, потому что я не зарубежный тренер. Я русский человек, а что я окончил школу тренеров на Украине – так я могу назвать много таких примеров. Поэтому иностранцем себя не считаю и все те разговоры меня не занимали.
КЕРЖАКОВ ХОТЕЛ УЙТИ
– В составе «Волги» есть ряд возрастных игроков – Аджинджал, Каряка… Стали ли они проводниками ваших идей в команде, кем-то вроде играющих тренеров?
– Аджинджал играл только в конце того сезона, потом он перешел в Самару. Что касается Каряки, то дело не в возрасте. Дело в понимании. Когда есть на поле люди, которые, как вы правильно заметили, способны перенести мысли и требования тренерского штаба игрокам, они действительно заслуживают внимания. И, повторюсь, это зависит не от возраста. Хотя у нас вообще возрастная команда. Опыт – это хорошо. Но я смотрю не в паспорт, а на качества человека. Если он в 17 лет будет здорово выглядеть, то он будет играть в команде, если и в 40 он будет отвечать ее требованиям – то же самое. Меня совершенно не интересуют данные в паспорте.
– Сычев и Булыкин способны еще прогрессировать? И какая у них в Нижнем Новгороде мотивация?
– Мотивация у них была довольно высокая, ведь очень многие на них уже поставили крест. Оба хорошо работают на тренировках. То, что не забили, – это дело такое… Но я скажу, что мне приятно с ними работать. Ведь их профессиональное отношение к делу – как на поле, так и вне его – меня очень порадовало. И игроки помоложе смотрели на них и понимали, почему Сычев и Булыкин до сих пор играют в премьер-лиге. Одним словом, оба они хотели доказать, что не зря вернулись в Россию. Доказали или нет – уже другой вопрос. Но время своей работы с ними я могу сейчас занести только в плюс.
– Работал с вами в команде и питерский воспитанник Михаил Кержаков. За счет чего так прибавил Михаил? И хотелось ли вам оставить его в «Волге»?
– Почему он прибавил – тут все в совокупности. Это и работоспособность, и психологически он стал сильнее. Он понимал, что через труд может чего-то добиться. И я знаю, что он не остановится и сейчас, будет работать и дальше прогрессировать. Конечно, я хотел бы оставить его, потому что он доказал, что его в свое время не зря приглашали в команду. Но у нас с ним был разговор – вначале как у тренера с игроком, потом как у старшего товарища с младшим. И мы пришли к обоюдному решению, что ему надо уходить. Но это было желание Михаила. Я-то хотел, чтобы он остался, но против желания человека не пойдешь.
– Еще один голкипер – Илья Абаев – сменил «Волгу» на «Локомотив». Сейчас для вашей команды вратарская позиция проблематична?
– Нет, эта проблема не является серьезной. У нас играет высококвалифицированный вратарь Парейко, есть опытный Комаров, перспективный Нигматуллин. Хотя в тот момент, когда ушел Абаев, действительно появилось небольшое волнение. Потому что мы все-таки не ожидали, что такое произойдет. Илья ушел по-человечески. Но для меня это была неожиданность.
СКАЗАЛ САПОГОВУ, ЧТО ЕМУ РАНО ЗАКАНЧИВАТЬ
– Интересно ваше мнение по поводу инициативы Леонида Федуна относительно переходных матчей с командами ФНЛ. Наверняка «Волга» в этом году будет бороться с повышенной мотивацией, чтобы их избежать…
– Любая команда не хотела бы попадать в переходные матчи. Это все-таки кубковые игры, и в них может случиться все что угодно. Кому хочется до этого доводить? Но лично у меня нет конкретного мнения по этому вопросу – нужны ли эти дополнительные «бонусы» командам. Но я участвовал в них как игрок, и мне они не очень понравились.
– В свое время в одном из интервью вы высказали такую мысль, что нет ничего страшнее, чем игрок, дерзящий тренеру. Такой футболист либо должен уходить, либо сам начинать тренировать. С чем-то подобным пришлось столкнуться в «Волге»?
– Если бы такие игроки попадались, то они быстро бы оказались вне команды, либо мы увидели бы становление какого-то молодого тренера. Ребята, наверное, тоже прочитали то интервью. И поняли, что если футболисту что-то не нравится в тренировочном процессе, то, повторю свои же слова, у него есть два варианта: или менять команду, или работать тренером. К счастью, мне за 12 лет моей тренерской карьеры такие люди не попадались.
– Не могу не спросить вас про Алексея Сапогова и его внезапное решение завершить карьеру футболиста. Не ждете, что он передумает и сверкнет где-то с новой силой?
– Принять такое решение было его правом. Но при одной короткой встрече я ему сказал: «Не торопись, закончить ты всегда успеешь». И я считаю, что у него неплохой потенциал и заканчивать в 25 лет, в самом расцвете сил, все же неправильно. Тем более и здоровье у него есть. Я буду очень рад, если Сапогов вернется в футбол. В какой команде, в какой стране – не важно. Ему надо еще играть лет семь-восемь как минимум.
С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОРАБОТАЮ С СЫНОМ
– Есть ли шанс у российских поклонников футбола в ближайшее время увидеть ваше воссоединение с сыном Владиславом, который играет сейчас в чешском «Словане»?
– Я уже тренировал своего сына в дублирующей команде киевского «Динамо». И с удовольствием поработаю еще с таким высокопрофессиональным футболистом. Хотя ему тяжело, когда тренер – еще и папа. Да и мне не очень легко, когда сын играет под моим руководством. Не знаю, случится ли нам когда-то еще поработать вместе, но я был бы этому очень рад.
– Вы считаете, в «Словане» у него хорошие перспективы?
– Дело не в «Словане», дело в отношении к делу. Влад очень профессиональный игрок, но о его перспективах лучше спросить у тренера «Слована». Насколько я знаю, он ему доверяет. И опыт игры в другом чемпионате, безусловно, пойдет ему на пользу. Владу всего 21 год, пару лет он пропустил из-за травмы. И что бы дальше ни случалось, он на правильном пути.