Семен АЛЬТМАН: "Сначала дали надежду, а через четыре дня ее отобрали"
На следующий день после поединка Франция — Украина, опустившего нас с небес на землю, мы обратились к одному из наиболее опытных и авторитетных представителей нашего тренерского корпуса, Семену Альтману, с просьбой дать оценку увиденному во вторник.
— Семен Иосифович, какие эмоции у вас как у болельщика преобладают в настоящий момент?
— В первую очередь горечь из-за того, что сначала дали надежду, а через четыре дня ее отобрали. Но примерно такие же эмоции не только у меня, но, думаю, у всех украинских любителей футбола. Казалось, цель так близко, но не срослось…
— Хотя сейчас, наверное, тот редкий случай, когда даже после крупного поражения критика в адрес сборной может показаться неуместной…
— Что сейчас неуместно, так это посыпать голову пеплом. А конструктивная критика нужна.
— Первая причина неудачи, которую назвал Михаил Фоменко сразу после игры, была связана с психологией. А ведь казалось, мы победили эту болезнь…
— Валить все на психологию вряд ли стоит, хоть это и одна из основных составляющих подготовки. На мой взгляд, здесь сказалось все в комплексе. Я бы говорил о различном состоянии, в котором команда находилась в первом поединке с Францией и во втором. В Киеве наши игроки смогли превзойти французов именно в своем состоянии, а в Сен-Дени они были уже хуже. Видимо, им не под силу отыграть два матча подряд на таком высочайшем уровне за столь короткий срок. А из того, что сказал Михаил Иванович, я бы выделил главную мысль: «Футболисты сделали все, что могли». И я полностью с этим согласен.
— Другими словами, «сине-желтые» слишком много выплеснули на поле в пятницу, и на решающий шаг их попросту не хватило?
— В пятницу наши игроки прыгнули выше головы, сыграли даже выше своих возможностей. Сделать это два раза не удалось. Хотел бы также отметить поведение Михаила Фоменко. Главный тренер вел себя ровно на протяжении всего отборочного цикла — как после успехов, так и после тяжелой неудачи. Здесь уместны слова Пастернака: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Хотя можно представить, что творилось в душе у Михаила Ивановича. Считаю, что после игры он дал трезвую и взвешенную оценку событиям поединка.
— Возвращаясь к перипетиям матча, можно отметить несколько ключевых факторов. Например, то, что на этот раз нашим не удалось наладить подстраховку, в частности, в зоне правого защитника.
— Не только подстраховка — нарушились все взаимодействия в оборонительной фазе игры. В пятницу Рибери не позволили разбежаться, ему приходилось работать с мячом с места, а если Франку и удавалось пройти Федецкого, Артема успевали подстраховать успевали Ярмоленко и Ротань. Во вторник же, насколько я видел, это уже не работало.
— К тому же в этой зоне регулярно появлялся Вальбуэна, на сей раз вышедший с первых минут…
— Французы построили игру таким образом, что справа у них постоянно не действовали ни Кабай, ни Вальбуэна, и этот фланг был ими освобожден. Можно было предположить, что для подключений Дебюши, но у него оппонентом был Коноплянка. В итоге в эту зону очень часто из глубины на скорости врывался Погба, появление которого там оказывалось неожиданным, вносило сумятицу в наши ряды.
Зато на нашем правом фланге у хозяев получалось создать численное преимущество как раз за счет того, что Вальбуэна помогал там Рибери. Видимо, «трехцветные» хорошо провели работу над ошибками после киевской встречи. На этот раз у Рибери было пространство, он имел возможность разогнаться, и у наших возникало из-за этого много неприятностей.
— Выходит, изменения, произведенные тренерским штабом «ле бле», имели решающее значение?
— Французы и сегодня остаются законодателями мод в тактических вопросах. А изменить Дешаму удалось в первую очередь состояние своих подопечных. В Киеве наша команда превзошла их в физической готовности, связала по рукам и ногам, а в ответном матче то же самое они сделали с нами. То есть все эти перестроения не имели бы никакой цены, если бы не были подкреплены хорошей готовностью.
— Фоменко объяснил появление Безуса в «старте» необходимостью не только обороняться. Однако в основном заниматься пришлось как раз этим.
— Дело в том, что выход нашей команды из обороны осуществлялся не через свободного игрока, через свободную зону, передачами на ход, а с помощью мелких передач в ноги. «Трехцветные» на это и провоцировали наших футболистов и в результате тут же возвращали себе мяч.
— Помимо озвученных, какой еще фактор, определивший превосходство хозяев, вы бы отметили?
— Стандартные положения. Французы явно акцентировали на них внимание и имели при них большое преимущество. Также нужно отметить, что свою лепту внес и судья, который не раз наказывал нашу команду штрафными в моментах, где не было нарушения. А так как физическое состояние соперников было лучше, они в этих ситуациях в большинстве случаев выигрывали борьбу, подборы. Я согласен с Михаилом Фоменко, судейская бригада недостаточно квалифицированно отработала этот матч. Были допущены очень грубые ошибки. В ситуации с первым голом рефери назначил штрафной, которого не было (впрочем, там и Хачериди ошибся, неуклюже выбив мяч в ту зону, куда защитник выбивать не имеет права), а второй гол нам забивали из чистого офсайда, это видел весь мир. А когда Бензема забивал не засчитанный из-за положения «вне игры» гол, он перед этим оттолкнул двумя руками Ракицкого, но арбитр это пропустил. А карточки, которые получили Хачериди и Сахо в конце первого тайма? Они были предъявлены во вполне безобидной ситуации. Вторая Евгению уже, может, была и по делу… Но разве мы ожидали другого? Судьи всегда благоволят сильным.
— У Украины в первом тайме тоже было немало угловых, но извлечь из них пользу «сине-желтые» не смогли…
— Передачи в основном шли на ближнюю штангу в расчете на продление, так как наша команда уступала и в росте, и в прыгучести. Но ни разу это не прошло. Воздух мы проиграли.
— Каким вам видится ближайшее будущее национальной сборной?
— Нужно двигаться дальше. Жаль, конечно, что чемпионат мира пройдет без нас, но он, наверное, принесет новые идеи. Сегодня у нас в команде завершается смена поколений, осталась буквально пара человек, которые заканчивают карьеру в сборной. На подходе неплохие молодые футболисты — например, Макаренко, Сидорчук, в «молодежке» есть думающие игроки — Буяльский, Калитвинцев, другие. А самое главное — работает институт сборных команд. Да, сегодня Франция оказалась нам не по зубам, но тем не менее у нас есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом.
Евгений Пашутинский, "Команда"