Юрий РЫБЧИНСКИЙ: "То, что давалось Лобановскому с трудом, у Блохина получалось играючи"
Написав к прощальному матчу Олега Блохина песню «Виват, король!», ставшую визитной карточкой певицы Тамары Гвердцители и хитом на все времена, знаменитый поэт Юрий Рыбчинский, наверное, и предположить не мог, что спустя четверть века его строки вновь обретут актуальность.
Для ставшего год назад главным тренером «Динамо» легендарного нападающего теперь каждый матч как «последний бой», за которым либо «Виват!», либо «Прощай!»
ЧЕЛОВЕК СО СЛОЖНЫМ ХАРАКТЕРОМ
- Не всякому великому игроку суждено со временем превратиться в великого тренера, - размышляет Юрий Рыбчинский. - Чаще всего происходит наоборот: успеха в профессии добиваются те, кто либо вовсе не играл, либо был весьма средним футболистом.
Скажем, Жозе Моуринью долгое время работал в Португалии переводчиком у Бобби Робсона - а стал специалистом высочайшего уровня. Пример Йохана Кройфа в данном случае - одно из исключений, но оно только подтверждает правило.
Не сомневаюсь, что Олег - хороший тренер, он доказал это в сборной, с которой дошел до четвертьфинала чемпионата мира. Но сложность, с моей точки зрения, еще и в том, что он человек со сложным характером. Команда разнородна по множеству признаков, и прежде всего национальному, поэтому наставник у нее должен быть большим дипломатом, коим Блохин, увы, не является. Важно находить с каждым футболистом общий язык - и в свою очередь быть уверенным, что его понимают подопечные.
- Блохина недавно спросили, уверен ли он.
- И что?
- Олег Владимирович переадресовал вопрос переводчику, через которого общается с легионерами.
- Выходит, он сам не уверен, что взаимопонимание налажено - хотя бы на уровне разговорного контакта. А это очень важный момент.
- Вы с Блохиным по-прежнему дружны?
- Я хорошо знаком и с самим Олегом, и с его старшей дочкой Иришей. Моя жена когда-то работала тренером в Школе Дерюгиных. Так что в сегодняшней непростой ситуации меня не назовешь злопыхателем. Отношусь с симпатией к Блохину, и его неудачи, само собой, меня не радуют.
С другой стороны, у Хуанде Рамоса в «Днепре» тоже не сразу работа заладилась. Но в него поверили, дали время - и он выдал ожидаемый результат. Какое-то время пришлось потерпеть руководству «Шахтера», поставившего на Мирчу Луческу. Да и «Металлист» под руководством Мирона Маркевича не сразу стал претендентом на чемпионство.
Беда в том, что в «Динамо» тренеру такого времени дать не могут - пусть за год ни один даже самый выдающийся мастер команду высочайшего уровня не создаст и результатов, от которых бы все ахнули, не обеспечит. Разве что если возглавит уже готовый звездный коллектив.
ТРЕНЕР УЧИТСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ
- Чем удивил вас в свое время Блохин при первой встрече?
- Эта встреча состоялась намного раньше, чем вы можете себе представить. Я занимался легкой атлетикой, знал работавшую тренером маму Олега бабу Катю (бегунью Екатерину Адаменко, преодолевавшую в конце 30-х годов прошлого века стометровку с достойным и по нынешним временам результатом 11,9. - Прим. Д. И.). Ну, а юного Блохина на беговой дорожке стадиона имени Хрущева тогда нельзя было не заметить - он поражал реактивной скоростью и поистине феноменальной реакцией.
Позже он появился в «Динамо» - сначала в дубле, затем в основном составе. Выделялся и тут - даже на фоне выдающихся игроков, из которых тогда сплошь состояла команда. Мы не сомневались - растет ярчайшая звезда, которая, будь наша страна более открытой миру, получила бы признание на всей планете. «Золотой мяч» - лишь малая толика того, чего на самом деле Блохин заслуживал.
Но если на поле Олег добивался успехов благодаря генетической предрасположенности, заложенной в него родителями и Господом Богом, то с переходом на новую стезю - ему пришлось учиться. Как на чужих, так и на собственных ошибках. Только тренер, готовый анализировать свои промахи и извлекать из них уроки на будущее, способен справиться с временными трудностями и стать успешным в профессии.
- Блохин к этому готов?
- У него пока не получается создать, по определению Валерия Лобановского, не команду звезд, а команду-звезду. Исполнители у Олега высококлассные, с этим не поспоришь. Но не находясь рядом с командой, как это было в свое время, я просто не вправе судить, что мешает Блохину превратить сильных игроков в сплоченный коллектив. Скажу вам одно: поскольку он не без успеха работал в свое время и в сборной, и в ряде греческих клубов, дело не в уровне его квалификации. Наверное, причины тут больше человеческие, чем профессиональные.
- Вы говорили о непростом характере Блохина. Кто в этом плане из того поколения динамовцев мог с ним сравниться?
- Пожалуй, никто. Но в то же время ни один из партнеров не мог с ним тягаться по части одаренности. А если вести речь о Блохине как тренере… Мне кажется, у Моуринью тоже характер не сахар. Сложность в этом смысле заложена самой профессией - и вопрос лишь в том, кто каких успехов добивается.
ФОМЕНКО НИКОГДА НЕ БЫЛ РАСКРЫТОЙ КНИГОЙ
- К поколению Блохина относится и Михаил Фоменко, творящий сейчас чудеса с нашей сборной…
- Хотите начистоту? Мои друзья подтвердят: когда Лобановский ушел от нас в лучший мир, я сразу сказал, что Миша - самый талантливый из украинских тренеров. Я и сейчас ставлю его выше отличного специалиста Мирона Маркевича. В начале девяностых годов прошлого века Фоменко впечатляюще начинал работу с «Динамо», обыграл на тогда еще Республиканском стадионе «Барселону» со счетом 3:1. И это - оставшись в меньшинстве! Жаль, что в то время ему не представилась возможность раскрыть дарование в полной мере.
- Фоменко и в бытность игроком проявлял себя таким молчуном?
- Признаться, дружил я в ту пору с другими футболистами, поэтому авторитетно судить о его неразговорчивости не возьмусь. Вот Андрюша Баль - тот постоянно балагурил, любил рассказывать истории из жизни и анекдоты. Хорошо знал я Йожефа Сабо с его взрывным темпераментом. А вот Миша Фоменко, насколько я понимаю, раскрытой книгой для своих собеседников не был и тогда.
- Вот знающие его люди удивляются: как, не отличаясь публичным красноречием, он находит возможность мотивировать игроков на крайне непростые матчи?
- Мы часто недооцениваем роль тренера в игровых видах спорта. Но посмотрите: наша баскетбольная сборная отправлялась на чемпионат Европы не то что не претендентом на высокие места - числилась в аутсайдерах. В распоряжении Майка Фрателло были игроки довольно среднего уровня, однако ему удалось создать команду, занявшую пятое место и получившую право выступить на чемпионате мира.
- Возвращаясь к футбольной теме: Фоменко еще в бытность игроком конспектировал все тренировки Валерия Лобановского в клеенчатую тетрадь - и ни у кого не было сомнений, какую профессию он выберет, когда придет время повесить бутсы на гвоздь. А было ли по Блохину понятно, что он станет тренером?
- Мне кажется, что Фоменко первым из украинских тренеров понял: тактики и методики времен Лобановского уже недостаточно. Футбол, как любой другой вид спорта, как наука или высшая математика, постоянно развивается и с течением времени обретает все новые формы. Будь с нами сегодня Валерий Васильевич, он, убежден, работал бы по-другому и шел бы не тем путем, что в семидесятые или даже в девяностые годы.
Тренеру нужно уметь меняться или уходить. Как поступил, например, Алекс Фергюссон, честно признавшийся, что исчерпал себя. Конечно, он мог продолжать работать, и никто бы ему и слова не сказал, но чтобы добиваться успехов, нужно не просто иметь свежие идеи - уметь их реализовывать. Несмотря на возраст, с этой точки зрения перспектива у Фоменко на сотню лет.
Можно ли было по Блохину-футболисту понять, что он станет тренером? Мне кажется, Олег и сам, пока игровая карьера не пошла на спад, об этом не задумывался. И вообще, нет универсальной формулы, по которой можно определить, станет игрок наставником или нет. Как, глядя на актера, вы никогда не скажете, какой из него получится режиссер. А если актер великий и тем более выдающийся, как правило, у него крайне мало шансов стать настолько же значительным в режиссуре.
У БЛОХИНА ОДИН ТРЕНЕР - ГОСПОДЬ БОГ
- Теперь и Андрей Шевченко, прежде не проявлявший интереса к тренерской профессии, решил пойти на курсы и получить диплом. Бывший капитан сборной Украины проходит стажировку в «Милане» и «Челси», а со временем, поговаривают, может стать главным тренером «Динамо»…
- Его перспективы мне тоже трудно прогнозировать. Скажу, например, что тренером ему не стать - а он вдруг выиграет с «Динамо» Лигу чемпионов. (Смеется). Работа наставника, видите ли, это совершенно иной уровень мышления. Одно дело, когда ты нападающий, защитник или вратарь, отвечающий на поле за определенный участок работы, и совсем другое - когда, будучи тренером, должен планировать действия одиннадцати игроков и управлять ими.
- Блохин возмущается, когда его называют учеником Лобановского. А вы не находите ничего общего между Олегом Владимировичем и Валерием Васильевичем?
- Начать следует, пожалуй, с того, что Лобановский никогда не был выдающимся футболистом. Он выделялся за счет внешних и характерных данных, был в команде самым высоким, блестяще исполнял угловые удары, которыми и запомнился. Но мог лишь мечтать о скорости Блохина и даже Шевченко. Зато с юных лет отличался умом, закончил школу с золотой медалью. А тренером стал, я бы сказал, на несколько этажей выше, чем игроком.
Карьера Блохина была самой звездной в советском футболе - и стала бы такой на мировом уровне, имей мы тогда сегодняшнюю открытость. То, что давалось Лобановскому-игроку с огромным трудом, у Олега получалось играючи, от природы. Вполне допускаю, что это обстоятельство и послужило одной из причин их непростых отношений. Хорошо помню, как Валерий Васильевич держал Блохина на скамейке, хотя тот мог принести результат.
Вот почему я легко понимаю сегодняшнего наставника «Динамо», когда он не говорит, что Лобановский научил его играть в футбол. У Блохина, повторюсь, был один тренер - Господь Бог. Ну, и еще спасибо надо сказать родителям, заложившим феноменальную генетику.
- Наблюдая сегодня за играми «Динамо», переживаете персонально за Блохина?
- Конечно! Как и любой киевлянин, желаю успеха команде в целом и главному тренеру в частности. А на Олега мне иногда бывает просто больно смотреть. Естественно, он желает добиться результата, но очевидна несовместимость игроков - как приобретенных до него, так и купленных уже с его ведома. Будь у Блохина больше времени, команду он создал бы на загляденье. Но в том-то и беда, что и руководство, и болельщики требуют результата не в перспективе, а прямо сейчас. Когда команда выглядит совершенно не по-блохински.
ПОТОЛОК ДЛЯ ЛУЧЕСКУ - КУБОК УЕФА
- Что вы имеете в виду?
- У «Динамо» отсутствует командная скорость. Более того, нет ни одного игрока, который отличался бы индивидуальными скоростными качествами. Чем брал Блохин? Способностью оторваться от защитников и в одиночку решить исход эпизода. Киевляне в свое время играли на скорости, которой бы позавидовала нынешняя «Барселона». Сегодня же темп динамовской игры напоминает от силы «Жальгирис» советских времен. Поэтому если в чемпионате соперникам удается выдержать первые двадцать минут, а после этого остаются силы включить максимальную скорость, они зачастую добиваются результата.
Конечно же, в идеале, Блохину подошла бы «Бавария» - как, впрочем, и любая скоростная команда. А с нынешними его подопечными, как их ни увещевай, немедленного успеха не добьешься. Не может человек, от природы бегущий стометровку за 12 секунд, вдруг взять - и показать на ней десять или даже одиннадцать. Самые большие деньги - сто миллионов! - платят сегодня не за самого лучшего, а за самого быстрого футболиста, Гарета Бэйла.
- Представим гипотетически, что Блохин обратился к вам за советом: продолжать искать выход из непростой ситуации или уйти в отставку, к чему его подталкивает определенная категория болельщиков. Что скажете?
- Ничего не понимающие в футболе люди всерьез считают, что если заменить Олега на Моуринью или Хосепа Гвардьолу, команда, вчера проигравшая «Металлисту» и «Генку», сегодня возьмет верх над «Барселоной». Но так же не бывает! Формирование футбольного коллектива сродни строительству дома из одиннадцати этажей - по количеству игроков на поле. Работа длительная и кропотливая, включающая в себя и постепенный поиск общего языка между тренером и исполнителями. Рано или поздно футболисты станут понимать и друг друга, и наставника с полувзгляда - вот тогда и команда станет напоминать идеально отлаженный механизм. Поэтому, не давая Блохину никаких советов, скажу: отставка - это не выход.
Мы с вами упоминали в разговоре Лобановского, о котором говорят теперь в основном в контексте достижений - выигрывал Кубок кубков и Суперкубок Европы, выводил клуб в полуфинал Лиги чемпионов. А я вспоминаю, как написал песню «Рыжий подсолнух» в его честь, исполненную Мишей Михайловым после сезона, в котором динамовцы завоевали практически все возможные трофеи. А год спустя - песня перестала звучать, потому что команда вдруг оказалась на шестом месте в чемпионате.
В общем, непростые периоды случались даже у Лобановского. А приход Блохина вместо очень хорошего, с моей точки зрения, тренера Юрия Семина и не мог мгновенно стать для «Динамо» панацеей. Как не станет сейчас для «Шахтера» лекарством от всех бед отставка Мирчи Луческу. Это тоже наставник высокой квалификации, но для него потолок - победа в Кубке УЕФА. Чтобы выиграть Лигу чемпионов, в команде, с моей точки зрения, следует поменять как минимум двух человек - вратаря и главного тренера.
СУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ
- Вы как-то говорили, что, будучи человеком сентиментальным, часто плачете. Случалось ли, что «Динамо» доводило вас до слез?
- (Смеется). Ну, знаете ли, в связи с футболом я чаще плакал не от поражений, а от радости и переполнявших меня чувств. Лет пятнадцать летал на выездные игры киевлян - и точно помню, что когда побеждали в Англии «Ньюкасл», у меня на глазах были слезы. А плакал ли, например, когда громили со счетом 4:0 «Барселону» на «Ноу Камп», - как-то не припоминаю.
Зато точно помню эмоции, когда мальчишкой присутствовал при первом оформлении киевлянами чемпионства. «Металлист» в параллельном матче сыграл с нужным счетом - и весь стадион зажег газетные факелы. Плакал ли я? Да тогда все трибуны рыдали! Впервые в истории советских чемпионатов первое место заняла не московская команда, и это было для нас событием историческим.
- Еще вы однажды заметили, что любовь - это недостаток информации. Применима ли эта формула к вашей любви к «Динамо»?
- Ну, погодите, это совсем другая ситуация. (Смеется). Ваша цитата - о взаимной любви, а мои чувства к команде едва ли предполагают, что она в свою очередь должна любить или с нежностью относиться к поэту Рыбчинскому. Любовь как недостаток информации - это когда ты знаешь о предмете страсти минимум - и заполняешь пустоту своей фантазией. А я, будучи в дружеских отношениях с семьей Суркисов, знаю о происходящем в «Динамо», что называется, из первых рук. И от того, что узнаю о команде, мои чувства к ней слабее не становятся.
- Вы дважды писали песни о Лобановском, однажды - о Блохине. А о ком из нынешних динамовцев написали бы хотя бы четверостишие?
- (Смеется). Вы меня в тупик поставили… Самых добрых слов, наверное, заслуживает Олег Гусев, много лет отдавший команде и, независимо от формы, играющий матчи на пределе возможностей. Как футболиста я его очень уважаю. Максим Коваль в последних играх очень понравился. Если бы не он, «Динамо» проиграло бы «Генку» со значительно большим счетом. Вроде и не располагает отменными данными - действует смело и имеет все перспективы вырасти в классного голкипера.
Есть еще Женя Хачериди. И знаете, если б мое мнение имело вес, я бы его поставил не в оборону, а в среднюю линию. Мне скажут: если ты поэт - пиши стихи и не вмешивайся в чужую парафию. Но посмотрите: у него постоянная нацеленность на чужую штрафную. С такими данными ему явно тесновато в собственной. Хороший шаг, отличный удар. Зачем Хачериди топтаться у ворот соперника, предположим, при стандартных положениях, если он запросто может отнимать мяч в центре поля и начинать атаки?
А что касается посвящений… Не вижу сегодня в «Динамо» команды - вот в чем беда. Ведь играл же раньше коллектив как единый организм, а теперь - разрозненные пацаны выходят на поле, которые, кажется, и не разговаривают друг с другом в обычной жизни. Играют, как Бог на душу положит. «Сумбур вместо музыки» - так еще товарищ Сталин говорил…
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО