19-летний одессит Борис Тащи - один из наиболее талантливых молодых игроков Украины. В свое время за воспитанником одесского "Черноморца" следили скауты "Манчестер Юнайтед", также заинтересованность в персоне полузащитника Бори Тащи с его юных лет проявляли отечественные гранды.

Завсегдатай юношеских сборных Украины рано заиграл на высоком уровне в своей родной команде: уже в 16 лет он стал игроком основного состава перволигового тогда "Черноморца", и уже через год дебютировал со своим клубом в Премьер-лиге. В семнадцать с хвостиком талантливый полузащитник стал игроком московского "Динамо": казалось, карьера игрока стремительно идет вгору. Не сумев в столь юном возрасте закрепиться в основном составе клуба РПЛ парень вернулся в свой родной город, Одессу, чтобы набраться опыта в воспитавшем его "Черноморце" на условиях годового арендного соглашения. И пропал из виду...

О том, как сложился сезон 2012/13 в родном клубе, с игроком молодежной сборной Украины побеседовал журналист FootBoom.com.

За период ДО перехода в "Динамо" очень благодарен

- Физическое мое состояние на хорошем уровне - здесь все нормально, - начал беседу Борис. - В плане морального состояния - на данный момент оно уже немного лучше, чем было ранее.

Скоро, через месяц, я вернусь в свою уже родную команду. Я долгое время не играл, а играть очень хотелось - для меня это самое важное. Когда футболист не играет, его моральное состояние не может быть хорошим.

- Говоришь, через месяц вернешься в родную команду. Но по-настоящему-то родной для тебя как раз "Черноморец"...

- На самом деле, да. Здесь меня воспитали, тут я стал на ноги, стал футболистом. За тот период, который был до перехода в московское "Динамо" я благодарен "Черноморцу", очень благодарен - для меня это значило очень многое.

Но после того, как я вернулся сюда в аренду, ситуация кардинально изменилась: я не играл, отношение, которое ко мне было, мне тоже не очень нравилось... Поэтому на данный момент действительно родная команда для меня - это московское "Динамо".

- Обсуждал ли с тренерами москвичей свое возвращение в клуб?

- Нет, не обсуждал - такие вопросы решают агенты. Но все нормально, все будет так, как надо: вернусь и буду тренироваться, доказывать свое право на место в составе клуба. Я молодой футболист, тем более - легионер, мне еще много надо работать и доказывать.

Шел на зарплату в 3-4 раза меньше, зато шел играть

- В аренду в "Черноморец" ты уходил, чтобы набраться опыта и получить игровую практику. Получилось иначе...

- Да, для того, чтобы иметь больше игровой практики - шел только ради этого. А вышло так, что я не играл, и потерял время, наверное, драгоценное, в этом возрасте. Не хотелось это время терять...

- Когда ты шел в "Черноморец" на тебя ведь наверняка рассчитывали... Говорил ли с Григорчуком с глазу на глаз?

- Честно, когда я шел в "Черноморец", я возвращался к своим. Мне сказали: "Да, Боря, конечно, мы тебе обещаем игровую практику. Мы не можем дать тебе такую зарплату, как была у тебя в московском "Динамо", она будет в три-четыре раза меньше, но зато ты будешь играть". Я подумал, и для себя решил: хорошо, раз я буду иметь постоянную игровую практику, я готов на такие финансовые условия - зато буду играть в футбол.

... И мне сказали: "Борь, на тебя не рассчитываем"

В итоге, по прошествии времени, я понял, что все развивается немного не в том направлении... Я не играл ни за дубль, ни за основу - лишился игровой практики вообще. Я зашел к Роману Иосифовичу и попросил: "Роман Иосифович, можно я буду играть за молодежный состав, ведь мне сложно без игровой практики". Он согласился, мол, да, играй за дубль. После этого я три матча провел с молодежкой. Дважды не попал в заявку, и вышел за основу в матче с "Шахтером" на 7 минут. На меня не рассчитывали...

Затем, после сборов в Турции, я приехал, толком на поле не играл - в общей сложности, наверное, тайм провел. Не давали тренироваться в общей группе - я бегал на отдельном поле, затем наигрывали на позиции центрального защитника - вообще, полный бред... И мне сказали: "Борь, на тебя не рассчитываем, иди тренироваться с дублем".

Происходили антифутбольные вещи

В общем, у нас было три беседы, и всегда я сам к наставнику приходил - мне было интересно, в чем же дело. Он ни разу за год меня не вызвал, ни разу со мной не общался... А я приходил, стучался к нему в номер, спрашивал, почему я не играю и что мне нужно сделать для того, чтобы попасть в состав. Я совершенно на добрых началах проявлял инициативу... Но мне просто было сказано тренироваться с дублем.

Что ж, я тренировался с молодежным составом команды, мне запрещали играть за молодежный состав... В общем, происходили какие-то антифутбольные вещи, совершенно...

- А ты ходил к высшему руководству?

- Когда мне сперва не дали играть за молодежный состав, а затем и запретили с ним тренироваться, я обратился к Керницкому, который сказал: "Я ничего не могу сделать. Это - решение тренера".

Сказали прямо: на тренировку не приезжай

Ну вы представляете, каково это, находиться в команде, и при этом не иметь возможности даже тренироваться ни за дубль, ни за основу... Я позвонил своему агенту, объяснил ему ситуацию. Затем приехал на тренировку, хотя мне сказали прямо: "Не приезжай". Тренировался не в общей группе, а отдельно - на другом поле - вместе с Балашовым...

- Может, дело в том, что "Черноморец" обижен на тот трансфер, который московское "Динамо" провело немного странным образом, а не напрямую с клубом, тебя воспитавшим?

- Вы знаете, комментировать ситуацию эту сложно... Лучше наверное, узнать у Романа Иосифовича, спросить, почему я не играю. Может, они на меня обижены и отыгрываются, может, есть еще какие-либо причины. Может, причины во мне - этого я тоже не отрицаю.

Но я считаю, что я довольно-таки хороший футболист для своего возраста, и достоин того, чтобы играть. Но то, чтобы не попадать в молодежный состав - это полный бред. Была договоренность о том, что я буду играть в составе и играть железно. Такие обещания просто так не даются...

- Роман Иосифович сказал как-то в интервью, что все очень ждали, пока Тащи и Балашов заиграют, но вы не сумели применить свой талант... Как думаешь, в чем ты не смог применить свой талант?

- У меня остался буквально месяц до завершения выступлений за "Черноморец", и я могу уже, наверное, говорить то, что я думаю.

Хочу посмотреть на любого, кто за 7 минут себя проявит против "Шахтера"

Мне человек за год дал семь минут времени на поле в матче против "Шахтера". Я хочу посмотреть на любого игрока в мире, который играя за "Черноморец" в матче против "Шахтера" за семь минут сможет проявить свой талант... Я понимаю эту фразу, если человек дал мне шанс проявить себя, дал игру или две игры на то, чтоб я сумел себя показать, а потом все - болельщики, зрители, телезрители, руководство клуба - сказали: "Да, Боря не сумел себя проявить", - тогда ясно. Но похоронить игрока, не дав ему проявить себя - это неправильно. Если бы мне дали шанс - можно было бы говорить о том, что я не сумел применить свой талант. А шанса мне не дали.

Ну а Балашов... Я не в праве судить, но Балашов хоть немного играл - выходил на поле в нескольких матчах. Он получил свой шанс.

Я украинец, одессит, у нас город с традициями и клуб с традициями - всегда рассчитывали на своих... Сейчас ситуация кардинально изменилась и этого не происходит.

- Насколько я понимаю, в ситуации с Балашовым речь шла в числе других моментов о девочках и выпивке...

- Я могу заявить совершенно честно, перед людьми и болельщиками, что это - полный бред. Виталик - мой друг, мы с ним общаемся, и я знаю, что у него есть девушка, с которой он живет уже на протяжении достаточно долгого периода времени - у них гражданский брак. Так что девочек там точно никаких быть не может. К тому же, Виталик вообще не пьет и не посещает ночные клубы.

Мы можем выбраться куда-то часов до 10-11-ти вечера поужинать - это и все. И это знают все. А догадки и досужие разговоры - достаточно странные и совершенно не соответствующие действительности.

Обсудят и осудят за квартиру и джинсы

- Ходили разговоры, мол, Боря переехал в Москву, начал получать тридцать тысяч долларов и снизил требования к себе в футбольном плане.

- Много ходит слухов разных, поэтому я стараюсь расставить акценты. Начнем с того, что я получал больше, чем тридцать тысяч долларов - это раз. А во-вторых: кто это все говорит и чего этим пытаются добиться - не ясно...

- Конкретно я слышала, что когда у тебя появилась возможность и ты купил квартиру и машину, тебе перестал быть интересен футбол...

- Это мнение обширное. Наш менталитет совершенно кардинальным образом отличается от европейского: человек заработал и купил себе квартиру - и все об этом знают, даже если он это не афиширует. Об этом разговаривают в других городах, эту тему мусолят болельщики и СМИ...

- Ну конечно мусолят.

- ... И, что самое неприятное, менталитет у всех - и у болельщиков, и у руководства - одинаковый. Все обсудят, что у тебя есть квартира и машина. Если человек в 19 сумел себе преобрести квартиру и машину - обязательно это нужно осуждать.

То есть, когда молодой парень может себе позволить жить нормально и помогать родителям - это уже раздражает людей. Это проблема, с которой я столкнулся, и которая мне непонятна. Есть такие молодые футболисты, как Марио Гетце, которые получают огромные деньги... и это нормально.

А у нас болельщики обсуждают, что я хожу в таких-то джинсах или в чем-то еще... Я - другой человек: на такое не смотрю. Мне не интересно, кто в чем ходит, на чем кто ездит, где кто живет. На поле ведь все люди одинаковы - главное, чтобы человек отдавался и играл. А остальное - не очень важно. Но здесь же люди смотрят именно на материальные ценности.

Разговоры о финансах - удел тех, кто не имеет высоких ценностей

Словами, конечно, я мало что смогу доказать - надо показывать все на поле. Но, честно, я очень устал за этот год как раз от этого всего, от разговоров.

- Усталость понятна, выслушивать подобное постоянно наверняка сложно.

- Не то, чтобы сложно... Ведь те люди, которые меня знают, понимают, какой я человек. Им что-то доказывать не нужно - они и так все знают. Ну а другим я не считаю должным что-то объяснять.

Я не переживаю, ведь знаю, что мои деньги честно заработаны, и если они кому-то мешают жить и кто-то о них думает - то это проблема не моя... Разговоры об этом - удел, думаю, людей, которые не имеют никаких высоких целей и ценностей.

Просто те люди, которые рассказывают обо мне, моих квартирах и машинах, перейдут на работу, где платят в три-четыре раза меньшую зарплату. Это дельный поступок и показательный. Я не ставлю деньги на первый план.

- В Москве с этим моментом попроще?

- В Москве все совершенно иначе. Там совершенно иначе относятся к деньгам и футболистам. Там не смотрят на то, в чем ты и на чем ты - там смотрят на то, как ты играешь в футбол. Ну и, естественно, смотрят на то, какой ты человек - это играет огромную роль. Деньги там не затмевают личность.

- Кто тебя поддерживает сейча в Одессе, когда даже болельщики остро реагируют на наличие машины?

- Разговоры ходят, они есть. Не то, чтобы люди остро реагируют, но были несколько ситуаций неприятных.

Меня поддерживает моя семья: мать, отец, сестра. Также моя девушка, которая рядом. Также близкие и друзья, которых не так много. А другая поддержка мне и не нужна.

В бундеслигу поехал бы с удовольствием. И во вторую

Естественно, что поддерживаю себя еще и я сам. Понимаете ведь, если я в себе уверен - то все будет нормально. А я в себе уверен и понимаю ситуацию.

- У тебя были в свое время предложения были не только из России, а и из Европы. Не жалеешь ли, что не перешел туда? Может, там удалось бы заиграть и не пришлось бы уходить в аренду и терять драгоценный год?

- В жизни о чем-то жалеть, наверное, глупо. Но если бы мне сказали сейчас: "Боря, выбирай, или ты едешь в "Черноморец" в аренду, или в любой, даже не топовый, а средний клуб, скажем, бундеслиги", - я бы поехал с большим удовольствием. Тогда бы, все, конечно, было совершенно иначе, нежели сейчас.

Мы бы с вами точно тогда точно не обсуждали странные истории взаимоотношений с тренером и непонятные - о квартирах. Если честно, темы эти очень неприятны. Но ситуация такая уже сложилась. Сейчас мне стоит только ожидать возвращения в "Динамо" и начала работы там.

- А если бы тебя пригласил клуб второй бундеслиги?

- Если в аренду - наверное, да. Получить игровую практику в Европе, причем, в хорошем клубе, в котором бы был адекватный тренер, что для меня очень важно, я бы наверняка поехал.

Сломать меня попытки не пройдут

- Сейчас ситуация с игровой практикой сложная?

- Сейчас все более-менее стало на круги своя. Я тренируюсь с молодежным составом, за него играю - ситуация не то, чтобы сложная. Скорее, неправильная. Но остался всего месяц - нет смысла уже что-то менять.

Но то, что творилось раньше - то не приезжай тренироваться с основой, то с молодежкой тренироваться не приезжай, то приедь на заезд ровно в 16:30, потому что в 16:29 там тебя никто не ждет - это был какой-то неправильный, закомплексованный подход.

Мне 19, я 1993-го года рождения, и меня морально убивать не нужно - я могу это сказать во всеуслышание. Я - сильный человек и меня сломать ни у кого не получится, эти попытки не пройдут.

- Что сейчас приносит удовольствие?

- Я играю за молодежный состав - и это приносит мне удовольствие. Я наслаждаюсь тем, чем могу в данный момент наслаждаться. Если у меня есть возможность играть за дубль и тренироваться - я играю и получаю от этого удовольствие. Главное, что есть стимул и на тренировках и в играх. Футбол - он всегда футбол: и в играх за молодежку и за основную команду.

Сборная - прыжок вверх


- Ты был завсегдатаем юношеских сборных, также являешься и игроком молодежки...

- Да, я постоянно вызывался в национальные команды по юношам, также был в молодежке при Яковенко. Сперва - и при Ковальце. Но на последний сбор молодежки я не был вызван. Я не могу это осуждать - думаю, что это потому что я не играл, поэтому я понимаю, что у наставника были объективные причины меня не привлекать в сборную. Не держу никакой обиды и все понимаю, надеюсь, в следующий раз пополнить ряды молодежной сборной Украины.

- Игры за сборные помогли твоему становлению?

- Естественно, это огромный факт для становления футболиста. Я очень благодарен всем тренерам, которые меня привлекали под знамена национальных команд. Сборная - это прыжок вверх: на тебя смотрят уже другими глазами и клубы, и тренеры, и руководство когда ты заигран за национальную команду. Тем более - молодежная сборная, это вторая по важности сборная страны.

Для меня вообще большой честью являются выступления за сборную, потому что я всегда мечтал выступать на национальном уровне. Это показатель высокого уровня.