Так сложилось, что к центральному матчу 25-го тура: ЦСКА — Спартак — я поспел впритык после просмотра кинофильма Легенда №17 о Валерии Харламове, и в определенном смысле о противостоянии хоккейных московских армейцев и спартаковцев в конце 60-х — начале 70-х годов.
Но о фильме потом. Хотя отмечаю, это нынче редкий фильм о спорте, способный вызвать глубокие эмоции, хотя и с уймой вопросов к создателям. Он стоит того, чтобы с читателями Футбола поделиться этими размышлениями, и мы сделаем это, но позднее. А сейчас вернемся в Лужники. Очень значащий матч: и для поклонников как красно-синих, так и красно-белых. Но не менее, чем для этих соперников, так еще и для Зенита. Трудно вспомнить в последние годы игру Спартака, когда за него так страстно болели злейшие ненавистники – торсида мешков. Понятно, что болели они против коней, но поддерживали-то мясных. Особо обратите внимание на наполняемость стадиона – 67800 болельщиков на трибунах – забытая цифра для чемпионатов России и Украины.
ЦСКА начал встречу довольно вяло. Поначалу особо не были заметны фланговые полузащитники Дзагоев и Тошич. Правда, стоит не забывать, что никак не вылечится до конца Думбия, лишь три дня тому после курса лечения из Токио вернулся Хонда, поэтому его не рискнули поставить в старт. Да и в день матча занемог Эльм. Но ведь и у соперника по разным причинам не могли выйти несколько ведущих игроков. Спартаковцы сразу заиграли быстрее, разнообразнее, интереснее. Героем концовки первого тайма и начала второго стал Макгиди. Сначала он точно откинул на фланг в свободную зону правому защитнику Макееву, тот вернул ирландцу мяч в 11-метровую зону, как на блюдечке, а опытнейшие центрбеки ЦСКА зевнули и оставили вингера красно-белых один на один с Акинфеевым. Счет открыт. Сразу после перерыва все тот же Макгиди вывел уже Ари на свидание с Акинфеевым – 2:0! Разгром лидера? Тут же уверенности в подобном предположении добавил Андрей Дикань, намертво взявший пенальти от Вагнера. Но, то ли ЦСКА вспомнил, кто лидер, то ли Спартак положил три очка в свой загашник задолго до финального свистка, повторив тем самым сценарий недавнего матча с Ростовом, но сюжет игры круто поменялся. Очень красиво Муса, получив передачу от Вагнера, поймал красно-белых на их ошибке при создании искусственного офсайда и убежал к воротам Диканя, Андрей был бессилен. В компенсированное время судья Карасев не постеснялся назначить еще один пенальти в ворота Спартака, и опять фолил Сухи. Если сейчас чех в штрафной придерживал руками Лава, то причиной первой точки была его же грубая игра против Мусы. Вагнер скромно отошел в сторону, а Диканя пробил Дзагоев.
После матча спартаковцы, а кто удивится этому, дружно заявляли, что не было ни одного пенальти, армейцы, естественно, утверждали обратное. При всем сумбуре и в игре, и в оценках ее, все же надо признать классный накал матча до самого конца.
Если спартаковские фаны очень расстроились итогом поединка в Лужниках, то питерские – всего на 50%. Ведь они надеялись уже на свой домашний матч, который тут же начинали играть с Краснодаром. Как ни странно, и в Питере все шло к нулевой ничьей, т.е. к неожиданному развитию борьбы за первое место. Лишь гол Дани в компенсированное время не дал родиться сенсации.
Страсти в подвале за место в вышке, начались в Саранске. Мордовии отступать просто некуда, кроме, как на понижение – в Национальную футбольную лигу (российский пердив). Волга, конечно, могла быть более уступчивой к соседям, но только за собственный счет – буквально самим писать заявление об увольнении из состава ПЛ. Все признают, что Мунтяну весной реанимировал боевой дух саранцев. И в обозреваемом матче до 79-й минуты все шло по этому сценарию, написанному румыном. После чего произошло невероятное: за оставшиеся 11 минут + пару компенсированных футболисты Юрия Калитвинцева забили три мяча. Что это: соперники физически сдали в концовке? Нет, изложил свое видение Доринел Мунтяну: Дело не в том, что сели, а в том, что потеряли концентрацию. Он еще и углубил свою самокритичную позицию: Мы были очень наивной командой, по-детски пропустившей свои голы. Румын — не из тех тренеров, чтобы очень винить в бедах своей команды судей. А ведь повод напрашивался — первый гол Волги Сапогов забил с пенальти назначенного за то, что Хубутия в своей штрафной непонятно зачем толкнул в спину Дворнековича. Ну а дальше вы знаете, как умеют оправдывать неудачи своих подопечных некоторые тренеры, мол, сомнительный (?) пенальти убил моих. Нет, Мунтяну не искал здесь оправданий.
В отличие от Валерия Георгиевича Газзаева. В Самаре играла другая парочка из квартета смерти: Крылья Советов — Алания. Волжане еще в первом тайме постарались запастись надежным отрывом в счете. Сразу после стартового свистка Джанаева проверяли и Корниленко, и Немов, но их номера не прокатили. В отличие от Горо. Неожиданный удар гаитянина с правого фланга в дальний угол не был прочитан ни обороной. Ни вратарем Алании. Горо мог забить еще разок, но Джанаев проявил хорошую реакцию. И все же кипер гостей вытянул из своей сетки второй мяч перед уходом на перерыв. Любопытно, что организовали его футболисты оборонительных порядков Крыльев: начал атаку опорник Немов, центральный защитник Амисулашвили сделал ложный замах вместо удара, а забил правый бек Ангбва.
Финальные минуты матча малость скрасили ситуацию гостей. После долгого лечения на замену вышел Неко. Он и сделал Пришкину передачу на ход, а Томаш, ускользнув от защитника, аккуратно перебросил мяч через голкипера, бросившегося навстречу – 2:1 в пользу хозяев.
Так вот, об оценке судейства со стороны Валерия Газзаева. Она была довольно тонкой и витиеватой: Судья принимал непонятные решения. В середине поля он фиксировал фолы в пользу Алании, но что касается штрафной — там было все заминировано. Одним словом, судья очень квалифицированно выполнил свое задание. Вопрос: чье задание? Если вспомнить высказывания президента и главного тренера еще неделю назад, то, оказывается, РФС (читай, лично партнер по московскому Динамо на поле в прошлом Николай Толстых) не выпустит Аланию. Не ошибусь, если в различных вариациях мы услышим эту арию в дальнейшем, судите сами, ему еще играть с монстрами — Зенитом, Динамо и Спартаком, почти прямым соперником за вышку – Волгой и вовсе не слабым Краснодаром, если с последним вновь не всплывет вечная тема о договорняках.
Интрига Битвы в подвале сжимается все круче, даже участников стало побольше. Впрочем, турнирная таблица вам подскажет это лучше нас. Обратите внимание не только на четверку аутсайдеров, но и выше – начиная с позиции Ростова.
За бортом нынешнего обзора остались очень интересные матчи, в т.ч. Кубань — Локомотив и Анжи — Динамо. Но с учетом того, что тур завершается в понедельник, его окончательные итоги подведем в следующем номере. А теперь несколько забавных строк о комментаторах. А то привыкли мы ругать лишь своих. Тем более, это в некоторой степени касается украинского футбола. Очередной шедевр довелось услышать от старейшины комментаторской профессии — Геннадия Орлова. Видимо, заскучав от яркой игры в первом тайме между Зенитом и Краснодаром, Геннадий Сергеич заглянул в протокол матча и заметил, что среди запасных гостей числится Владимир Коман. Комментатор сходу уверенно записал того в сыновья к знаменитому в прошлом форварду и тренеру Динамо (Киев) Михаилу Михайловичу Коману. Потом, поднапрягши память, акула микрофона засомневался: не слишком ли юн наш Михаил Михайлович для роли отца Владимира Комана. Вроде не складывается: киевский Коман — 1928 г.р., а игрок Краснодара — 1989 г.р. И тут же Орлов вновь сыграл на опережение — записал действующего футболиста... во внуки Михал-Михалычу. Недооценил петербуржец (бывший харьковчанин) Орлов мужской силы замечательного украинского футболиста и тренера. Дело в том, что овдовев и имея взрослую дочь, Михаил Михайлович через несколько лет женился вторым браком на молодой женщине, и у них в 1991 г. родился сын…
Если серьезно, то никакого родства между ними нет. Комментатор понадеялся на собственную интуицию, вспомнил, что старший К. когда-то играл за ужгородский Спартак, и прочитал, что младший К. родился в Ужгороде. А глубже, мол, и смысла нет копать. Не заинтересовался заслуженный труженник футбольного ТВ, что наш Коман — словак по национальности, к Венгрии никакого отношения не имел. Владимир Коман из Краснодара — украинец и гражданин Венгрии. Вообще, Коман — типичная фамилия и для венгров, и для словаков, и для закарпатских украинцев... Вот так... Чтобы не позориться, даже Мэтрам микрофонного искусства лучше не импровизировать в эфире, кто кому отец-дед, а готовиться к матчам тщательнЕЕ, как говаривал классик :)
Семен Случевский, журнал Футбол