"Зенит": взять и застрелиться
Главный болельщик «Зенита» Алексей Миллер сделал заявление, которое позволяет поставить точку в нехорошей истории. Слова, по крайней мере, закончились: дальше либо действия в обозначенном направлении, либо полная и безоговорочная капитуляция. Первое – невозможно, второе – унизительно.
Попытки «Зенита» выскочить сухим из воды в «деле Антона Шунина» поначалу выглядели отчаянными, потом трансформировались в судорожные, обернулись глупыми и, наконец, выродились в смешные. Клуб в сложной ситуации совершенно неожиданно потерял лицо. От петербуржцев, по правде говоря, можно было ожидать чего угодно, но только не истерик. «Зенит» мог набычиться и обнажить накачанный торс, а он обиделся. Мог хранить презрительное молчание, но истошно заголосил. Мог оставаться сильным, и при этом почему-то сыграл в слабенького, рассекретив застарелые комплексы.
Зачем они это делают? – вопрос вопросов. Даже если допустить, что «Зенит» наказали несправедливо, даже если убедить себя в том, что болельщик у команды воспитанный, культурный и толерантный, как ему и положено по факту проживания, даже если вообразить, будто в РФС созрел антизенитовский заговор, - вот даже при всем при этом вопрос остается открытым: зачем?
Венчающее странную кампанию протеста интервью Алексея Миллера клубному сайту – безусловно, не спонтанная акция. Это про отставку президента РФС Николая Толстых можно настрочить новость совершенно безнаказанно – хоть в Петербурге, хоть в Улан-Удэ, хоть в Астрахани. Никаких проблем, интернет все стерпит, мерилом служит только совесть. Ну, и профессионализм. Интервью же главы «Газпрома» - документ, подлежащий обязательному визированию, и это нужно ясно понимать. То есть, размышляя о гипотетическом переезде «Зенита» в некий иной, свежесозданный чемпионат, Алексей Борисович выразил собственные мысли. Или, скажем, корпоративную мысль безликих, но могущественных акционеров, которые, вероятно, знают о футболе гораздо меньше шефа, но имеют на него определенное влияние. Возможно, советчик вообще был один, но зато мощный. Впрочем, стоп.
В любом варианте – воспринимать идею Миллера всерьез нельзя, а шутить на эту тему совершенно не хочется. Стоит хотя бы схематично представить вертикаль власти, заботливо выстроенную ФИФА, и законы, которыми она в своей деятельности руководствуется, как вопросы о легитимности любых альтернативных чемпионатов отпадут сами собой. Международная федерация действительно уникальная контора; ни одна другая спортивная организация в плане узаконенной авторитарности даже рядом не стоит.
А можно еще дать себе труд подумать о национальных квотах в европейских клубных турнирах – Лиге чемпионов и Лиге Европы. Кто это среди наших соседей такой щедрый, что готов жертвовать вполне конкретными местами во имя невнятной идеи?
Можно, в конце концов, попытаться понять, что «Зенит» - достояние России, а не собственность ОАО «Газпром». Да и сам концерн - не частная, в общем, лавочка.
А если думать обо всем этом акционерам клуба по разным причинам не хочется, то как-то так получается, что у них лишь один достойный выход: взять и застрелиться. То есть объявить «Зенит» банкротом и покинуть вместе с ним чемпионат России по футболу.
Константин Столбовский, Sportbox.ru