Шевченко и сборная: От хаоса - к провалу
В решении ФФУ пригласить на пост тренера национальной сборной Украины Андрея Шевченко есть своя логика.
Но речь не о заслугах и харизме прославленного форварда. Просто такой ход федерации вполне вписывается в атмосферу хаоса, окутавшую главную команду страны.
Не беря во внимание первые после создания сборной годы, можно смело утверждать: в столь аховом положении она оказалась впервые.
И то, что еще несколько месяцев назад, выступая в роли хозяев континентального чемпионата, сине-желтые находилась в центре внимания всей Европы, делает ситуацию еще более парадоксальной.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛУЧЕСКУ
На исходе сентября команда осталась без главного тренера. Олег Блохин сделал выбор в пользу родного для себя киевского «Динамо», чем, конечно, застал врасплох руководителей отечественного футбола. Однако вряд ли кто-то мог предположить, что они окажутся настолько неготовыми к форсмажору.
Вспомните, в феврале Фабио Капелло покинул сборную Англии – это за каких-то четыре месяца до старта Евро-2012! Впору было впадать в панику, многочисленные кандидатуры преемника итальянца обсуждала вся страна, однако национальная ассоциация сохраняла спокойствие и не бросалась из крайности в крайность. В конце концов было названо имя Роя Ходжсона, чему предшествовали обстоятельные переговоры, проведенные с опытным наставником с позволения его тогдашних работодателей из «Вест Бромвича». Это – цивилизованный подход.
Украинский вариант поисков тренера оказался куда более непредсказуемым. В преддверии двух важнейших отборочных матчей ЧМ-2014 против Молдовы и Черногории наша федерация должна была сделать все для разрядки ситуации, на время заморозить тему о «новом рулевом», дабы дать возможность футболистам сконцентрироваться на тренировочном процессе. Так, во всяком случае, подсказывал здравый смысл. Что же получилось на деле?
Горячая тема с каждым днем приобретала все большую температуру, чему не в последнюю очередь способствовала сама ФФУ.
За два дня до кишиневского поединка в Доме футбола было проведено совещание с участием тренеров клубов Премьер-лиги, в том числе и зарубежных специалистов, которым было дано домашнее задание – подумать и назвать наиболее подходящих кандидатов на вакантную должность. С какой стати румын Мирча Луческу или белорус Леонид Кучук должны беспокоиться о подобных вещах, никто толком не объяснил.
ЯВЛЕНИЕ ЗАВАРОВА
Шумиха в прессе была поднята порядочная, некоторые участники совещания выносили свои мысли на камеру, чем, сами того не желая, лишь распыляли внимание сборников, и без того находившихся под ощутимым психологическим прессом.
Отдача же от той встречи изначально виделась «нулевой», что в итоге и подтвердил список предложенных претендентов. Павлов, Маркевич, Яковенко, Фоменко, Буряк, Михайличенко, упоминавшиеся в «анкетах» чаще остальных, – и без того знакомые болельщикам фигуры.
Вердикт коллег лишь «узаконивал» статус этих наставников и, что самое главное, снимал ответственность с руководителей ФФУ. Если у предложенной ими креатуры не заладятся дела, можно будет легко сослаться на коллективное мнение тренеров, попавших, выходит, пальцем в небо.
Многие журналисты иронично отзывались об упомянутом совещании еще и потому, что ранее в СМИ просочилась информация о назначении на ответственный пост совершенно не избалованного тренерской славой Александра Заварова. Новость подтверждали и авторитетные эксперты, знакомые с футбольной кухней изнутри. ФФУ, словно исправляя промашку, поспешила дать официальное опровержение: дескать, не верьте слухам, выбор еще не сделан.
Между тем, Александр Анатольевич действительно вошел в тренерский штаб сборной, и кто знает, какова была бы его судьба, добейся сине-желтые максимального результата в квалификационных поединках. Впрочем, все равно игрой команды в ее последнем в уходящем году спарринге руководил именно Заваров.
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ШЕВЫ
Пожалуй, наибольшей проблемой новой футбольной власти является несоответствие ее задекларированных намерений и реальных действий. Пообещав представить тренера сборной до матча против Болгарии, она позже, устами брошенного на амбразуру руководителя профильного комитета Михаила Фоменко, отказалась от своих слов, признав, что процесс отбора кандидатов затягивается на неопределенный срок.
Появившееся же на официальном сайте ФФУ сообщение о желании ее президента Анатолия Конькова видеть в тренерском кресле Шевченко выглядит еще более нелогичным, ибо враз перечеркивает все наработки, которые велись в этом направлении на протяжении последних полутора месяцев. Выходит, напрасно ломали голову клубные наставники, напрасно корпели над списком претендентов труженики комитета сборных.
И суть, и форма, и время публикации данной новости вызывают отдельные вопросы. Футбольное Интернет-сообщество весьма красноречиво отреагировало по этому поводу. Мало того, что у Шевченко нет надлежащего опыта и соответствующей лицензии, так и о своем желании вступить на тренерский путь он никогда не заявлял. Напротив, недавно обмолвился, что собирается продолжить политическую карьеру.
Почему Коньков сначала не провел переговоры с бывшим футболистом, а уж потом бы обнародовал их итоги, – тоже непонятно. Наконец, кто подтолкнул президента федерации взорвать эфир накануне матча национальной команды и поставить в неудобное положение Заварова?
Комментарии, которые раздавало руководство ФФУ на эту тему, порой грешили противоречиями. Например, Анатолий Попов изначально утверждал о персональном решении главы ФФУ пригласить Шеву.
Однако сам Коньков подчеркивал, что данный выбор стал плодом мозговой атаки целой группы функционеров. Поначалу президент ФФУ утверждал, что его приглашение стало неожиданным для Шевченко, а через пару дней уже говорил противоположное. И совсем уж непонятным выглядит, сделанное Андрею предложение – выбрать между национальной сборной и «молодежкой», подготовкой которой небезуспешно занимается явно находящийся на своем месте Павел Яковенко…
Похоже, если Шевченко в итоге ответит отказом, то Заварова таки утвердят на капитанском мостике. Хотя, учитывая непредсказуемость действий боссов ФФУ, под занавес этой истории можно ожидать любых сюрпризов.
Складывается впечатление, что федерация все еще пребывает в состоянии растерянности, не зная, как правильно поступить. Быть может, ею движет не столько стремление помочь сборной, сколько инстинкт самосохранения – отвести от себя поток справедливой критики со стороны болельщиков и журналистов. Если это действительно так, то начатую игру вокруг кандидатуры тренера первой команды можно считать не только авантюрной, но и заведомо проваленной.