Олег Базилевич. О фланговой игре и оценке эффективности командных действий.
Многие любители футбола справедливо отмечают, что фланговая игра, которая долгие годы была присуща киевскому «Динамо», эффективна при преодолении обороны противника. В этом смысле даже приводят аналогии с военным делом, в котором фланговым действиям уделяется особое внимание. И правда, тактики игры в футбол, основанные на согласованном перемещении больших групп игроков, имеют что-то общее с тактиками боевых действий. Само слово «тактика» восходит к древнегреческому «τάξις » – строй и расположение войск. С древнейших времен было понятно, что эффективное взаимодействие воинов – основа боеспособности подразделения. Такое простое соображение, как ни странно, пока что не находит должного отражения в футболе.
Преимущества фланговой игры очевидны – она создаёт наибольшие неудобства для обороняющейся стороны. Однако нужно понимать, что любая фланговая атака представляет собой командное тактическое действие, которое возникает из предыдущего действия и должно иметь логичное продолжение. Например, фланговая атака иногда может быть проведена усилиями одного игрока, владеющего мячом, который при помощи дриблинга и скорости совершает индивидуальный проход и делает передачу в штрафную площадку. Однако если обороняющаяся команда надёжно перекрывает фланги, такая попытка часто может быть обречена на неудачу. Поэтому нужно создавать численное преимущество за счёт подключения игроков из глубины, «забеганий». Таким образом количество фланговых атак можно увеличить и доставлять мяч в штрафную площадку соперника намного чаще. То есть, образно говоря, фланговую атаку нужно «создать» при помощи определённого перемещения игроко, согласованного и осовенного путём многократных повторений на тренировках.
Фланговая атака может иметь два логичных продолжения. Первое – это нацеленная передача в штрафную площадку. Такая передача наиболее неудобна для соперника, если исполняется в расчёте на набегающих игроков группы атаки, которые стремятся сыграть в опережение. Это очень важно. Если передача исполняется в адрес игроков, находящихся в статитчном положении, защитники соперника будут иметь преимущество. Они в таком случае расположены спиной к своим воротам, видят игрока, исполняющего передачу, видят мяч и его траекторию, и могут контролировать положение наших игроков атаки. Дополнительное преимущество имеет и вратарь.
Статичность наших игроков атаки в штрафной площадке соперника, которая часто обусловлена тем, что они слишком рано там оказались, сильно снижает эффективность фланговых атак. Момент передачи и движение группы набегающих игроков – командный навык, который также требует настойчивой работы на тренировках. Такое движение создаёт защитникам соперника дополнительные неудобства. Они, перемещаясь вместе с нашими игроками, теперь уже быстро двигаются лицом к своим воротам. Им намного сложнее одновременно контролировать положение наших игроков и траекторию полёта мяча. И даже если защитник будет первым у мяча, то ему в таком положении может быть довольно непросто распорядиться мячом. Такие действия позволяют нашим игрокам получить известное преимущество, особенно если в концовке атаки участвет достаточное количество игроков.
Многие команды стараются не допустить таких передач в свою штрафную площадку и надёжно перекрывают фланги. В таком случае фланговая атака может иметь другое логичное продолжение – перевод мяча на противоположный фланг, с тем, чтобы уже оттуда попытаться сделать нацеленную передачу в штрафную площадку соперника. Если не получилось и на противоположном фланге, следует снова повторить попытку, ещё раз переведя мяч. Такой приём называется «маятник». Если наша команда достаточно хорошо владеет «маятником», то возможность для нацеленной передачи с фланга она, в конце концов, получит.
При переводах мяча с одного фланга на другой, и в результате манёвров наших игроков группы атаки может представиться удобная возможность для комбинации по центру или удара со средней или дальней дистанции. Таким образом, центральная атака или дальний удар может непосредственно следовать за попыткой фланговой атаки и логично вытекать из неё.
Отсюда следует несколько важных выводов. Очевидно, что логичная последовательность между различиными командными тактическими действиями очень важна. Если наши игроки в каком-то моменте контролируют мяч на фланге на 1/3 поля соперника, отсюда может логично вытекать несколько различный вариантов продолжения, о которых мы говорили выше.
Также следует обратить внимание, что такая последовательность командных действий должна быть надёжно освоена. «На словах» объяснять это игроком, конечно, можно и нужно, но необходим устойчивый командный навык, динамический стереотип. И ещё одно немаловажное обстоятельство – все эти взаимосвязанные командные действия возможны только при наличии соответствующего уровня функциональной подготовки игроков.
Логичная последовательность командных действий, переход от одного действия к другому связаны с тем, что одним таким действием наша команда подготавливает другое, тем самым создавая дополнительные трудности обороне соперника. Поэтому флангову игру следует рассматривать в контексте взаимосвязанных командных тактических приёмов, кторые используются, например, при преодолении насыщенной обороны.
И здесь мы подходим к очень важному опросу оценки эффективности командных действий. Эффективность каждого такого действия можно оценивать через % потерь мяча при переходе от одного действия к другому. Эти потери обусловны как нашим браком, индивидуальным и командным, так и противодействием соперника. Эмпирическим путём можно вывести приемлемый уровень таких потерь. Например, желательно, чтобы не менее половины попыток фланговых атак завершались нацеленными передачами в штрафну площадку. Остальные случаи – переводами мяча на противоположный фланг, стандартными положениями, попытками центральных атак или дальних ударов. Вообще говоря, командных действий, завершившихся потерей мяча и не имевших логичного продолжения, должно быть как можно меньше. Анализ таких потерь позоляет определить направления совершенствования организации игры.