Григорий СУРКИС: "Хочу отдать долги семье, я ей многое задолжал"
Юрий ТРОХИМЧУК, «Команда»
В воскресенье, после окончания заседания отчетно-выборного Конгресса ФФУ Григорий Суркис, впервые за 12 лет находясь не в роли президента ФФУ, подробно ответил на вопросы журналистов ведущих СМИ.
Стоит отметить, что разговор получился что ли более душевный, нежели обычно – присущая моменту ностальгическая нотка так или иначе давала о себе знать.
– Григорий Михайлович, вы уходите с поста президента национальной футбольной федерации, но не из активной футбольной жизни?
– Для меня жизнь только начинается. Первым делом я хочу отдать огромный долг своим близким, который накопился за минувшие 12 лет. Кроме того, я просто не могу оставаться безучастным к отечественному футболу – как и прежде, буду от души радоваться победам наших клубов и сборной на международной арене. По-другому и быть не может.
– С какими чувствами покидаете Дом футбола? Слезы на глаза не наворачиваются?
– Этот дом не принадлежал мне, он не является чьей-то собственностью. Хотя, не скрою, это гордость моей команды, поскольку именно мы построили это здание. Если бы нам можно было взять машину времени и совершить экскурсию по всему 12-летнему периоду моей деятельности во главе федерации, то мы увидели бы совсем другое здание тут, неподалеку, в котором наша организация ютилась долгие годы. В 2000-м, когда меня избрали президентом, я поставил цель построить для Федерации футбола Украины новое жилище – гораздо более комфортное. Сначала много времени ушло на то, чтобы найти подходящий участок земли, было много споров. На мой взгляд, мы нашли наилучший вариант – свободную территорию на Черепановой горе рядом с НСК «Олимпийский». И, согласитесь, место это весьма символично. А то, что мы, готовясь принимать почетных гостей из УЕФА и ФИФА, сумели построить этот чудо-комплекс всего за 15 месяцев, впечатлило зарубежных чиновников, и в преддверии исторического Исполкома УЕФА в Кардиффе они убедились, что наша страна способна на многое.
«Новый глава ничего не добьется без хорошей команды»
– Что конкретно подразумевает собой ваша новая должность – почетного президента ФФУ?
– Эти функции прописаны в нашем уставе, как, впрочем, и в уставных документах многих других зарубежных федераций. Функции состоят в сл едую щем: я имею право принимать участие в заседаниях Исполкома ФФУ, не будучи наделен при этом правом голоса. Повторюсь, я буду и в дальнейшем служить во благо украинского футбола, как член Исполкома УЕФА. Статус почетного президента ФФУ всего-навсего дает мне возможность и в дальнейшем избираться в различные структуры ФИФА и УЕФА и делать все для улучшения имиджа нашего футбола.
– Анатолий Коньков признался, что после заседания конгресса он будет праздновать свое назначение. Вам тоже будет что отмечать?
– Скажу откровенно: когда на одном из последних Исполкомов ФФУ я предложил провести отчетно-выборный конгресс 2 сентября, я тем самым для себя и своей семьи создал хорошую предпосылку отпраздновать мой день рождения (4 сентября. – Прим. авт.) в кругу семьи, не отвлекаясь на рабочие моменты. Можно считать это моим маленьким подарком себе самому
– Что бы вы пожелали украинскому футболу в будущем?
– Пожелал бы использовать тот фундамент, который был создан в предыдущие 20 с лишним лет независимости Украины, а также в дальнейшем высоко держать планку нашей страны в плане результатов украинских команд на международной арене.
– Как вам кажется, в надежные руки вы передали власть?
– Если говорить про нового избранного президента федерации футбола Анатолия Конькова, то, безусловно, в надежные. Анатолий Дмитриевич – известный в прошлом игрок, который в своей профессиональной карьере достиг вершин. Он футбольный человек, знает футбол от «А» до «Я», и ему не нужно учиться вещам, не ведомым функционерам, которые никогда не были футболистами. Сегодня он находится в том возрасте, когда может аккумулировать опыт и знания, которые у него есть, и при помощи надежной команды единомышленников претворить в жизнь свои идеи. Особо подчеркну, что без команды единомышленников нельзя мечтать о каких-то достижениях. Получив эстафетную палочку из моих рук, Анатолий Дмитриевич не получил какой-то приз, а получил тяжелую ношу, и, уверен, без хорошей команды с этой ношей он не справится. Если те люди, которые были выбраны на конгрессе, не будут создавать обстановку напряженности, как они это делали в последнее время, не будут держать ничего за пазухой, а будут действовать демократически и помогать Анатолию Дмитриевичу в его начинаниях, тогда я смогу быть уверен, что он чего-то достигнет.
«Прошу родителей пореже включать телевизор»
– Если вернуться немного назад, почему вы не захотели баллотироваться на пост президента?
– Возглавляя украинский футбол на протяжении 12 лет, я достиг всего того, о чем мечтал. Сначала я мечтал, чтобы наша национальная команда попала в финальный турнир мирового первенства, и сборная Украины под руководством Олега Блохи-на сделала это! Потом я осуществил и другую свою мечту—чтобы мы были представлены и на решающей стадии Евро. Правда, сделать это оказалось несколько труднее, чем Блохину и его подопечным. Но мы справились и с этим заданием, хоть для этого и пришлось проводить домашнее первенство континента (улыбается). Экзамен мы не просто выдержали, а организовали лучшее Евро в истории! Если говорить о достижениях, то вот они!
Если моя дальнейшая работа в УЕФА поможет Украине в будущем стать хозяйкой чемпионата мира (2026-го или 2030 годов, поскольку предыдущие турниры уже расписаны), как об этом мечтает Президент Украины, то я буду только рад.
– А какая ваша мечта сейчас?
– Поехать домой, сменить деловой костюм на более неформальный и посмотреть матч лучших команд Украины – «Шахтера» и «Динамо» – в спокойной обстановке (разговор состоялся в воскресенье днем. – Прим. авт.).
– Вы не собирались лично отправиться в Донецк?
– Я принципиально не езжу на выездные матчи киевского «Динамо». Уже много лет я не болею за эту команду на внутренней арене. Считаю, чемпионат Украины для наших грандов нужно расценивать только как фундамент к удачному выступлению в еврокубках. Именно там, во встречах с сильными европейскими клубами, нужно подтверждать свои большие амбиции. А если команда во внутреннем чемпионате всех обыгрывает, а на международной арене выступает провально, то сто процентов – меня не интересуют ее выступления в чемпионате Украины. Это касается и «Динамо».
– Вы рассказали о своей локальной мечте. А глобальная мечта у вас есть?
– Да, это здоровье родителей. Вы только представьте! Моему отцу 92 года, маме буквально через полтора месяца исполнится 86 лет. Я хочу быть сейчас для них добрым сыном, также, как и для своих детей – добрым отцом, а для внуков – добрым дедушкой. Прошу поверить мне – я хочу отдать долги своей семье, потому что я много задолжал.
Кстати, несомненно позитивный момент – то, что мои родители отныне не будут огорчаться по поводу того, что столько грязи выливается в мой адрес из некоторых программ на некоторых футбольных каналах. Возможно, с ТВ-экранов и газетных страниц будет больше положительных откликов о моей работе, а возможно – нет. К дельной критике я тоже готов – у меня настолько сильный иммунитет, а физические кондиции настолько хорошие, что я все это выдержу. И лишь попрошу родителей поменьше включать телевизор.