Чем Воронин не угодил Силкину. Хроника громкого конфликта в "Динамо"
Об игре «Динамо» говорят все меньше, главная тема – напряженность между главным тренером Сергеем Силкиным и лидерами команды Андреем Ворониным и Игорем Семшовым. Не из-за этого ли самого конфликта команда, всерьез претендовавшая на чемпионство, в итоге не попала даже в тройку? Не потому ли столь безропотно отдан Кубок России? Бывшие динамовцы Александр Бубнов и Дмитрий Булыкин дискутируют на страницах «ССФ» о том, кто виноват в сложившейся ситуации, а за кем правда.
ТРЕНЕР НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВСЕГДА ПРАВ
Александр БУБНОВ бывший полузащитник «Динамо»:
– Ошибаются все – и тренер, и игроки. Другое дело, в какой ситуации и как это влияет на результат игры. В «Динамо» ситуация крайне запутанная. Более или менее правдивую информацию мы получили от Семшова в его эмоциональном интервью. Но потом он дал задний ход, явно под нажимом. Конфликт с тренером есть. Да и Воронин косвенно намекал на это. Но для чего Силкин обоих сажал в дубль, а потом поставил на финал кубка, причем Воронин вышел капитаном? Что означают его слова «не мог оставить Семшова и Воронина без финала»? Никакой логики, отговорка какая-то.
Я допускаю, что это решение принималось также под нажимом. Кажется, не Силкин управляет ситуацией, кто-то другой за него это делает. Можно предположить, что он сказал Воронину и Семшову перед финалом: «Ставлю вас двоих. Смывайте позор кровью, а не смоете, так все увидят, что не случайно я держал вас на скамейке». И в таком случае можно на них свалить вину. Но это был бы цирк. Ты уйдешь, а в истории останется, что кубок проиграли. Выигравших здесь в любом случае нет, и в первую очередь пострадал клуб.
Тот же «Рубин» расставил приоритеты, сконцентрировался на кубке. А «Динамо» погналось за двумя зайцами, и на финал свежести не хватило. И конфликт повлиял. И журналисты масла подливают, пишут, что Силкин останется у руля команды
вне зависимости от исхода финала. А Силкин говорит, что с ним этот вопрос даже не обсуждался. Такой сыр-бор, что голову сломаешь. В том, что «Динамо» этой весной изменило своему стилю, есть и вина тренера.
Возможно, он не способен управлять такой командой и решать задачи, поставленные руководством. Авторитета не хватает. Большой вопрос: игра команды в прошлом году – это то, чего хотел Силкин, или то, чего хотели лидеры команды? Ну не может же быть, что при Божовиче – так, а тут вдруг совсем иначе.
Но в любом случае, если ты не согласен с тренером, доказывай игрой или решай разногласия внутри команды. У нас в «Спартаке» был тренерский совет, на котором главный советовался с ведущими игроками по тактике и составу. Когда отношения между тренером и игроком портились основательно, игрок в тренерский совет не входил. Но даже в таких случаях бывало, что тренер наступал на горло собственной песне и ставил опального игрока в состав, понимая, что он очень нужен и без него не обойтись. Под конец карьеры в «Спартаке» у меня очень серьезно испортились отношения с Бесковым, и это связано с разногласиями тактического плана и по составу. Тем не менее я доиграл до конца сезона и никогда не выступал за то, чтобы тренера сняли. В «Спартаке» был не один случай, когда Бесков отчислял из команды лидеров. С Гавриловым и Сочновым можно было договориться, но тренер как отрезал. Я считаю, что с ведущими игроками нужно искать компромисс до победного конца.
ТРЕНЕР ВСЕГДА ПРАВ
Дмитрий БУЛЫКИН нападающий «Аякса»:
– Как говорится, правило номер один – тренер всегда прав. Второе правило – если тренер неправ, смотри правило номер один. Бывают пограничные ситуации, но я считаю, что в 99% случаев правда за тренером. Да, бывает, что не ставят того, кто, кажется, обязательно должен выйти в основе. Случаются непонятные замены. Но именно тренер отвечает за результат, ему решать, как играть, какой расстановкой и кого ставить. Он главнокомандующий, а игрок – подчиненный. Многие об этом забывают. Тевес вот обиделся на Манчини и отказался выйти на замену. Это же нонсенс! И Манчини прав, на время отчислив аргентинца из команды, – тренер должен быть авторитетом.
Я никогда не высказывался в резкой форме, хотя у меня не было случаев, когда бы меня приперли к стенке. Ситуация в «Динамо»? Так Кобелев мне четко сказал: «Ты играть не будешь, ищи команду и иди тренируйся в дубль». Никакой недосказанности. Ты подчиненный и должен уважать решение тренера.
Ну а если наставник совсем уж безумный и куча недовольных, то возрастные игроки должны садиться с тренером за стол и обсуждать проблему. Или разговаривать один на один. Но ни в коем случае не выносить сор из избы. Если не сдержался и нажаловался журналистам – это твоя и только твоя вина. Значит, воспитания не хватило. Извинись и жди своего шанса.
Ненормально, когда Семшов говорит, что его раздражает оборонительный футбол, предпочтение которому отдает Силкин. Видимо, внутри команды происходит что-то нездоровое, не просто же так он вспылил? Но пусть лучше эксперты рассуждают, что не так, а футболист должен выполнять свою работу. Помню случай в сборной, когда в разговоре с испанскими репортерами Мостовой раскритиковал Ярцева: мол, неправильно играем и тренируемся черт знает как. И Мостового в сборной не стало.
Я играл у Силкина в динамовском дубле. Он хороший специалист. И в данном случае как-то должен был реагировать.
ХРОНИКА КОНФЛИКТА
21 марта. Матч 1/4 финала Кубка России против «Зенита» (1:0) Воронин и Семшов проводят на скамейке запасных. Можно предположить, что замены связаны с провальным стартом весенней части чемпионата (всего одно очко в трех матчах, в том числе 1:5 – от «Зенита»), однако Силкин ссылается на тактические нюансы: «Нет, это не воспитательная мера. Мы решили поменять тактику, а влившиеся в состав игроки оправдали надежды». С момента прихода в команду Силкина это первый случай, когда, будучи абсолютно здоровыми, Воронин и Семшов не появились на поле с первых минут.
25 марта. Матч против «Спартака» (1:3) Воронин и Семшов вновь начинают на скамейке и выходят на замену лишь в концовке. «Нам нужен был острый нападающий, а Андрей, скорее, оттянутый, – объясняет Силкин отсутствие Воронина. – Рисковали остаться без атаки». Не отмалчивается и украинец: «Все произошло как-то уж очень неожиданно. Быть лидером команды, ее капитаном – и вдруг такой резкий поворот. Не очень приятно».
11 апреля. Воронин, выйдя на замену после перерыва, забивает победный гол в полуфинальной игре кубка с «Волгой» (2:1). Разъясняя, почему капитан вновь остался в резерве, Силкин сетует на лимит: «На позиции Воронина в последнее время неплохо играл Мисимович, да и была проблема лимита». Следующие пять матчей Воронин также начнет на скамейке, тогда как Семшов отвоевывает место в основе.
15 апреля. Воронин дает гневное интервью программе «Про футбол», говорит, что в «команде есть перемены, которые многим непонятны» и что у Силкина изменились взгляды на футбол. Когда форварда спросили про общение с главным тренером, он ответил: «Нам не о чем общаться, сейчас мы не общаемся. Тренер говорит, вместо кого и куда я выхожу на замену, желает удачи. Все».
17 апреля. Агент Воронина Андрей Головаш в интервью «ССФ» признается, что у форварда есть варианты продолжения карьеры, и они уже рассматриваются.
21 апреля. Комментируя очередное непопадание Воронина в состав, Силкин отрицает ссору с игроком: «Конкуренция в чистом виде. Нет никакого конфликта! Футбол такая штука, когда тренеру порой скрепя сердце приходится принимать трудные решения».
28 апреля. После игры с «Зенитом» (1:2), в которой Воронин отыграл порядка 15 минут, Силкин достаточно резко отвечает на вопрос о готовности украинца: «Это у Андрея нужно спросить, готов ли он».
1 мая. Воронин обращается к Силкину с просьбой сыграть за молодежную команду, чтобы не терять кондиции в преддверии Евро-2012.
2 мая. Будучи замененным в игре со «Спартаком» (1:1), Семшов уходит в подтрибунное помещение, не подойдя к тренерской скамейке. Председатель попечительского совета ФК «Динамо» Сергей Степашин назвал поступок полузащитника свинством. Кроме того, после игры Семшов подливает масла в огонь: «Нам очень стыдно за тот футбол, который мы сейчас проповедуем. Не знаю, может быть, такой футбол устраивает тренера. Люди, которые делали результат в прошлом году, сейчас не в фаворе».
4 мая. На официальном сайте «Динамо» публикуется заявление Семшова, в котором он извиняется перед Силкиным, партнерами и болельщиками за инцидент во время игры со «Спартаком» и несдержанность в послематчевых комментариях. Тем не менее полузащитник (наряду с Ворониным) даже не включен в заявку на следующую игру чемпионата с «Локомотивом» (2:2). Кроме того, по некоторым данным, футболист оштрафован на сумму более 100 тысяч евро.
5 мая. Воронин и Семшов выходят в основе против «молодежки» «Локомотива» (5:0). В интервью после игры украинец говорит, что, вполне вероятно, никогда больше не сыграет за первую команду «Динамо».
9 мая. В финальном матче за кубок против «Рубина» (0:1) Воронин и Семшов возвращаются в стартовый состав. Оба проводят на поле 90 минут, но ничем не отличаются (не считая нового имиджа Воронина, накануне состригшего свой фирменный хвостик). «Решение по составу давалось как никогда тяжело, – объясняет Силкин. – Но я не мог оставить Семшова и Воронина без финала».
13 мая. Последний матч сезона против «Кубани» (1:1) Воронин вновь проводит на скамейке, а вот Семшов отыграл все 90 минут. После матча Силкин впервые признает, что в «Динамо» существуют внутренние конфликты с участием игроков: «Вы правы. Если бы вся команда думала только о футболе, результат был бы иным». По итогам сезона команда занимает непризовое, 4‑е место.
А КАК У НИХ?
В начале мая в Италии случилась одна из самых необычных отставок сезона. Известный специалист Делио Росси лишился тренерской должности в «Фиорентине», за то что во время матча с «Новарой» набросился с кулаками на форварда команды Адема Льяича. Замененный на 30‑й минуте встречи, 20‑летний игрок, саркастически аплодируя тренеру, сказал: «Прекрасно, маэстро, вы – феномен». В ответ на замечание наставника о неподобающем поведении футболист добавил нелицеприятную реплику на сербском языке.
«Я знаю сербский, – объяснил Росси. – Он просто послал меня в... Я не смог сдержаться и простить такую реплику». Руководство «Фиорентины» не нашло оправданий поведению тренера и тут же его уволило.