Роберто РОЗЕТТИ: "Животов у российских судей не потерплю"
В четверг корреспонденты "СЭ" и еще одного спортивного издания встретились с главой департамента судейства и инспектирования РФС.
Александр БОБРОВ
из Москвы
Разговор с Розетти начался со знакомства с так называемой судейской платформой – программой, с помощью которой с этого года идет общение с арбитрами и их обучение.
АРБИТРАМ ПРИДЕТСЯ ПРОЙТИ ТЕСТ "ЙО-ЙО"
– Первый месяц ее используем, – рассказал итальянец. – Пользователи – арбитры премьер-лиги и ФНЛ. Для нас это незаменимая вещь, так как возможен постоянный контакт с рефери. По понятным причинам программа доступна только ограниченному кругу людей, обладающих паролем.
Вот, например, информация об апрельских сборах арбитров двух лиг. В программе семинара видеотест и теоретические занятия. Впервые в истории судьи будут сдавать тест "йо-йо". Он отличается от всех тех, что рефери приходилось сдавать раньше. Теперь им придется выкладываться по полной.
– Сначала спринт – 50 метров на максимальной скорости. Потом уже сам тест, – пояснил сотрудник департамента Леонид Калошин. – Ставятся две базы на расстоянии 20 метров друг от друга. Подается сигнал – судья бежит туда и обратно. Скорость подачи сигналов все время увеличивается (соответственно бежать нужно быстрее, чтобы успеть вернуться к базе. – Прим. А.Б.). Фиксируется тот результат, та скорость, при которой ты уже сошел с дистанции.
– Честно говоря, тест "йо-йо" – малоприятная штука, – признал Розетти. - Особенно для высокорослых. Максиму Лаюшкину, к примеру, будет очень трудно и куда проще – Владиславу Безбородову. Но если уж пройдешь такой тест, ты точно готов к проведению матча. Нормативы ФИФА сдавать намного легче.
Но вернемся к программе. Вот ее часть, за которую отвечает Александр Гончаров, занимающийся физподготовкой. Тут он размещает информацию о тренировочных микроциклах. Рефери выполняют упражнения, а результаты с помощью выданных им кардиосистем фиксируются и поступают обратно к нам.
– Результаты тестов могут повлиять на дальнейшую карьеру судей?
– Тест покажет степень готовности арбитров к судейству матчей. Сейчас у примерно 95 процентов рефери все в порядке. Это видно по телетрансляциям игр. Виталий Мешков, Михаил Вилков, Сергей Карасев, Александр Егоров... Но еще есть в чем прибавлять. У судей должны быть соответствующие физическая подготовка и внешний вид. Животов я не приемлю! Без соблюдения данных требований назначать судей на матчи я не могу…
Вот так называемая техническая зона программы. Тут есть форум, на котором судьи могут обсуждать те или иные игровые моменты. Вот, например, матч "Бенфики" с "Челси". Один эпизод (игра рукой Терри. – Прим. А.Б.). Арбитры смотрят и пишут, как, на их взгляд, следовало поступить рефери и почему (в основном все, как удалось заметить, определили, что следовало назначить пенальти и наказать защитника желтой карточкой. – Прим. А.Б.).
ТУРБИНУ СЛЕДОВАЛО НАЗНАЧИТЬ ПЕНАЛЬТИ
– В Италии у вас была такая программа?
– Нет. Сейчас там решили создать нечто подобное. Идея возникла во время подготовки арбитров к одному из чемпионатов мира. И ФИФА применила похожую платформу. Но эта лучше. Она разработана испанской фирмой специально для России…
Вот специальный канал для арбитров. Тут собраны все матчи премьер-лиги. Возможности программы позволяют использовать ее как для просмотра встреч, так и для подготовки к конкретной игре. Можно изучать систему игры команды, направления движения футболистов, варианты выполнения "стандартов", характеристики игроков. Программа также дает нам возможность проводить послематчевую работу – анализировать. В каждом матче мы вычленяем моменты, представляющие наибольший интерес с точки зрения судейства. Обсуждаем их с инспекторами и публикуем выработанное нами мнение. Очень удобно. В Италии мы могли собираться раз в месяц. Тут же фактически общаемся после каждого тура…
Вот непростой момент (речь об эпизоде, случившемся на 30-й минуте игры "Спартак" Нч – "Волга". – Прим. А.Б.). Но если судить по видео, нужно назначать 11-метровый и наказывать вратаря желтой (Абаев прыгнул навстречу нападающему, выставив колено, и сбил форварда. – Прим. А.Б.). На поле же принять такое решение нелегко.
– Вам не кажется, что после того, как несколько вратарей получили травмы разной степени тяжести, они вновь станут выставлять колени?
– Возможно, они станут так поступать для собственной защиты…
ФЕДОТОВ ДОЛЖЕН БЫЛ СПРОСИТЬ КАПИТАНА "АМКАРА"
– Решение Игоря Федотова назначить первый пенальти в игре "Крылья Советов" – "Амкар" правильное. А вот желтая карточка в том эпизоде дана ошибочно. Что касается второго момента, когда был назначен еще один 11-метровый, арбитр ошибся, наказав карточкой не того футболиста. В понедельник я разговаривал с Федотовым, и он объяснил, что произошло. Судья перевел взгляд и показал на "точку".
После этого он вновь повернулся лицом к месту, где произошло единоборство. А игроки (Рябокобыленко и Новакович. – Прим. А.Б.) к тому времени уже поменялись местами. И он ошибочно принял за нарушителя Новаковича, показал ему вторую желтую и красную карточки. Игроки "Амкара" стали спорить, арбитр поначалу смутился, но затем решил остаться при своем мнении.
Мы много раз говорили арбитрам: если не уверен, лучше вообще не доставать карточку. Лучше не предупредить, чем дать предупреждение не тому футболисту. Во-вторых, Федотову следовало спросить у капитана "Амкара", кто же все-таки нарушил правила. Стоит отметить, что после игры, посмотрев видеозапись, судья признал, что не прав. Федотов допустил очень серьезную ошибку и понесет за это наказание.
– В прошлом в дисциплинарном регламенте было прописано, что в случае подачи протеста одной из команд арбитр мог лишиться работы на продолжительный срок. Как будет наказан Федотов?
– Я не разглашаю такую информацию. Это серьезная ошибка, но человеческая. В Англии недавно грубо ошибся Аткинсон. В Италии в этом году судьи допустили грубейший промах в матче "Милан" – "Ювентус".
В последнем туре чемпионата России многие арбитры работали очень хорошо. Отмечу Вилкова, судившего игру в Санкт-Петербурге. Не забывайте, ему всего 32. В этом сезоне много молодых арбитров уже судили важные поединки – Вилков, Еськов, Мешков, Сергей Лапочкин. К слову, Лапочкин прибавил. Сколько ему? 31. Владимир Казьменко хорошо судил в матче "Спартак" – "Рубин". Александр Егоров был неплох в Махачкале. Видно, что отношение судей к подготовке изменилось к лучшему.
– На одной из страниц платформы заметил, что Евгений Турбин побывал там неделю назад. Вы следите, как часто арбитры заходят в программу?
– Да. И подчеркиваю важность ее использования. Первое время было непросто. Люди не слишком любят перемены. Сейчас мы стараемся всю информацию публиковать через программу. Так что арбитры вынуждены регулярно туда заходить.
ЗАБЫЛИ УДАЛИТЬ 6 ИГРОКОВ
– Немного статистики. В весенней части сезона (не включая последний тур и полуфинальные кубковые матчи) арбитры показали 193 желтые карточки. 185 из них были правильными, а 8 – ошибочными. В 24 случаях судьи допустили ошибки, не наказав игроков предупреждениями. В 6 эпизодах следовало удалить игроков с поля: в 2 случаях речь идет о ненаказании за лишение явной возможности забить гол, а еще в 4 – о серьезных нарушениях правил. Рефери назначили 12 пенальти, 10 из которых правильно. Еще в 6 моментах ошибочно не наказали нарушителей 11-метровыми. 3 гола ошибочно не засчитаны. А 2 гола, наоборот, засчитаны неправильно. В одном случае был толчок, в другом – не замечена игра рукой. В 10 матчах инспекторы неправильно оценили работу арбитров.
Что касается работы судей-помощников в последних 56 играх, отмечу, что они приняли 19 правильных решений в важных игровых ситуациях. 84 раза ассистенты заслужили хороших оценок. 5 офсайдов определены неправильно. К сожалению, в 4 очень важных моментах помощники допустили ошибки.
Напомню, что в 2012-м дебютировали Василий Казарцев и Сергей Иванов, в 2011-м – Лапочкин, Александр Егоров, Тимур Арсланбеков, Федотов, Сергей Кузнецов. Только в 2010-м начали работать в премьер-лиге Вилков и Мешков. Сейчас они – топ-арбитры высшего дивизиона!
– Как вы оцениваете приведенные цифры?
– Я не могу считать их удовлетворительными. Такова моя натура. Но нужно всегда помнить, что судейские ошибки – часть футбола. Они случаются в Англии, Италии и Лиге чемпионов. На данный момент число ошибок в рамках допустимого.
Уже говорил, что мне требуется три года для выполнения задуманного. Пока прошло только семь месяцев. Старт неплохой, но нужно еще работать и работать. Доволен отношением к делу подавляющего большинства арбитров.
Увы, мы теряем два-три года на международной арене. Сейчас у нас четыре арбитра в группе первой категории УЕФА и ни одного в элитной. Одна из задач – воспитать лидера, ведущего судью. В упомянутую четверку входят Лаюшкин, Безбородов, Алексей Николаев и Карасев. УЕФА нужен один русский топ-арбитр.
– Ситуация со Станиславом Сухиной, Игорем Егоровым и Николаевым видится странной со стороны. Они получают все меньше игр в первой восьмерке. Николаев явно расстроен переводом из элитной группы в первую.
– С Алексеем я говорил много раз. Он очень талантлив и мог бы стать одним из ведущих в Европе.
– Его уже не вернут в элиту?
– Вряд ли. Не таков стиль работы судейского комитета УЕФА. Но у Алексея впереди еще целых пять лет карьеры арбитра. Я его очень поддерживаю. К сожалению, оценки его работы в матчах турниров УЕФА были неудовлетворительными.
Не хочу работать исключительно с молодыми судьями. Нужны опытные. В то же время неприкасаемых у нас нет и не будет – все равны.
Нам нужны десять арбитров для больших матчей. Особенно в таких турнирах, как сейчас, когда в каждом туре по три сложные игры. Понятно, что должна быть ротация, что одни и те же не могут все время судить. Сейчас на больших играх уже работают Еськов, Вилков, Мешков, Казьменко, которым до моего приезда никто таких матчей не давал.
На формирование хорошего арбитра требуется три года. Минимум.
ФОРМАЛЬНО СЕМШОВА НУЖНО БЫЛО НАКАЗЫВАТЬ
– В двух случаях, связанных с неспортивным поведением Мисимовича и Семшова, арбитры Карасев и Александр Егоров не стали наказывать игроков желтыми карточками. А ведь действия динамовцев, один из которых запулил мяч в сторону трибуны, а другой пнул болельщикам брошенный на поле посторонний предмет, могли вызвать беспорядки. По крайней мере в Махачкале реакция Семшова повлекла еще больший поток брошенных в сторону поля предметов.
– Формально вы правы. В соответствии с правилами нужно было предупреждать.
– И тогда Семшова нужно было удалить.
– Конечно, если это вторая желтая карточка. Скажу только, что судья должен понимать, что это за момент матча, чувствовать температуру игры.
– Арбитры ФИФА, представляющие Москву, могут судить игры с участием столичной команды и "Зенита". Но петербуржец Безбородов никогда не судил игры зенитовцев. Это справедливо?
– Нам нужно изменить и эту ситуацию. Есть девять арбитров ФИФА, и никаких ограничений и преференций быть не должно. Думаю, в новом сезоне так и будет.
– То есть никаких прошлых "кредитных" историй, нюансов взаимоотношений судей с клубами вы не учитываете?
– От этого нужно отходить. Хорош судья, работает на приличном уровне – получает назначения. Нет – останется без назначений.
– А родственные отношения тоже не стоит принимать во внимание?
– Нет. Пусть хоть тренер одной из команд – мой отец.
ПОЯВЯТСЯ ЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АРБИТРЫ В РОССИИ?
– Что думаете об эксперименте с дополнительными арбитрами? Можем ли попробовать то же самое в России?
– Идея хороша. Теперь давайте оценим, возможно ли ее применение в России. Нужны судьи. Хорошие судьи. Ведь они принимают решения в очень важных моментах. Есть ли у нас столько арбитров?
– Этим судьям не нужно бегать вдоль боковой линии или по всему полю. Они перемещаются всего на несколько метров вдоль линии ворот. Почему в таком случае нельзя использовать тех, кто был вынужден по возрасту завершить карьеру, но обладает огромным опытом?
– Я противник возрастного лимита. Кто-то и в 50 лет может быть готов не хуже, а то и лучше другого, более молодого. Но мы вынуждены следовать правилам ФИФА.
– В противном случае, конечно, для эксперимента арбитров у нас не хватит.
– Не забывайте и о бюджете.
– Это вопрос к клубам. Хотят улучшения качества судейства – пусть думают.
– Браво! Мы обсуждаем эту идею и хотели бы обратиться с соответствующим письмом в ИФАБ (международный совет, вносящий изменения в правила игры и дающий добро на эксперименты. – Прим. А.Б.). Я сторонник использования дополнительных арбитров, а не новых технологий.
– Почему в таком случае вы сокращаете число арбитров?
– Сейчас для обслуживания матчей достаточно 20 главных судей.
– 250 арбитров – достаточное число для трех российских дивизионов?
– Это число появилось не просто так. Мы поработали со статистикой, учли, сколько матчей нужно проводить в неделю, в месяц.
– Известно ли вам, что происходит в первом дивизионе? В последнее время очень многие тренеры жаловались не безобразное судейство и ругали арбитров.
– Я встречался в понедельник с господином Игорем Ефремовым (президент ФНЛ. – Прим. А.Б.). К сожалению, мы не можем даже в учебных целях использовать видеозаписи матчей первого дивизиона – они нижайшего качества. Читал слова жаловавшегося тренера. В данной игре ("Мордовия" – "Урал". – Прим. А.Б.) было два спорных момента. Я просмотрел эпизод раз десять – утверждать, был ли это пенальти или симуляция, невозможно.
ОСКОРБИЛ РЕФЕРИ – ПОЛУЧИ КРАСНУЮ
– Почему-то в последнее время наши судьи перестали наказывать футболистов, выпрашивающих желтые карточки для соперников.
– Согласен с вами. Это неправильно.
– Любопытно, что таким поведением отличаются иностранные игроки.
– Да. У русских этой привычки нет. В тех ситуациях, когда по правилам должна показываться желтая карточка, судьи обязаны ее показывать. В других возможно управление игрой голосом или свистком.
– Число предупреждений стало уменьшаться. Вы дали указание управлять игрой другими способами?
– Да. Не нужно разбрасываться желтыми карточками, когда игра этого не требует. Если же действительно совершен такой фол, что он заслуживает предупреждения или удаления, вне зависимости от минуты матча рефери должен применять санкции. Хоть на 40-й секунде.
– На поле много мата. В свое время Сергей Фурса удалил ругавшихся футболистов и стал белой вороной. Стоит судьям бороться с матом?
– Если игрок оскорбляет судью, арбитр без всяких раздумий должен удалить его с поля.
– Давайте попробуем расставить точки над i в ситуациях, когда единоборства игроков закончились серьезными травмами.
– Веллитон – Акинфеев – желтая карточка за грубую игру. Кураньи – Паршивлюк – чрезмерное применение силы, красная. Кержаков – Дикань – никаких санкций. Есть еще один эпизод, о котором хочу сказать. В прошлом году в матче "Ростов" – "Амкар" Арсланбеков вместо красной карточки ошибочно показал Смольникову, грубо сыгравшему против Нарубина, только желтую.
– Когда вы стали одним из ведущих судей в Европе и Италии, продолжали работать резервным?
– Да. И Коллина тоже. Он мне помогал четвертым.
– В России ряд арбитров, как Валентин Иванов и Юрий Баскаков, на определенном этапе переставали назначаться резервными. До недавних пор не получал таких назначений и Игорь Егоров…
– Раньше резервный ездил просто туристом – прокатился и сходил в ресторан. Сейчас его роль сильно возросла. Я назначаю опытного четвертого в помощь молодому главному. Даю такую работу Сухине, Николаеву или Егорову не в наказание, а только потому, что нуждаюсь в них на том или ином матче. Игорь мне очень нравится как человек. И он это знает. Егоров должен быть образцом для молодых.
– Вы готовы отработать до конца четырехлетний контракт с РФС?
– Семь месяцев назад меня посещали некоторые сомнения – правильно ли сделал, что принял приглашение из другой страны. Сложная работа, но я полностью доволен. Мне нравятся Москва и Россия. Прекрасные сотрудники департамента. И я рад, что оказался здесь.
– Простите за вопрос – а ваша семья рада?
– В детали вдаваться не буду. Скажу лишь, что есть семейная проблема. Семья сейчас в Италии – нужно помогать одному из моих родственников. Я же здесь прихожу на работу к девяти утра и остаюсь допоздна. Вчера просматривал игру до часа ночи.
P.S. Интересно, что в ходе двухчасовой беседы Розетти ни разу не упомянул другого "легионера" в нашем судействе – испанца Хосе Марию Гарсию Аранду Энсинара.