14 квітня 2012 14:21

Истории о пенальти

Аргентинский журнал El Grafico вспоминает необычные истории, связанные с пробитием 11-метровых, – от начала прошлого века до наших дней.

НЕ ПОДЕЛИЛИ

 В 1946 году аргентинский клуб "Нуэва Чикаго" считался одним из главных претендентов на победу в дивизионе В. 27 апреля команда в статусе безоговорочного фаворита принимала на своем поле "Барракас Сентраль" и спокойно выигрывала со счетом 6:1 к 30-й минуте второго тайма, когда арбитр назначил пенальти в ворота гостей.

Нападающий хозяев Оскар Мелони установил мяч на отметке и отошел на несколько шагов, готовясь пробить, но на его пути встал защитник Рауль Кочерари. "Ты уже забил сегодня два гола, разреши мне пробить пенальти", – попросил игрок. Но Мелони не захотел делегировать ответственность: "Тренер назначил меня".

Возник спор, который продолжился сначала оскорблениями, а потом и дракой. Игрокам "Нуэва Чикаго" пришлось растаскивать одноклубников, а судья был вынужден удалить обоих с поля. В итоге ни тому, ни другому злополучный пенальти не достался – удар выполнил Мануэль Малачане, записавший на свой счет седьмой гол "Чикаго".

Но инцидент не прошел бесследно. Два игрока основы были дисквалифицированы за вопиющее поведение, клуб проиграл следующий матч против "Лос Андес", сбился с победного ритма и не сумел добиться повышения в классе: чемпионат второго дивизиона в том сезоне выиграл "Банфилд".

РОКОВОЙ СВИСТОК

12 мая 1929 года "Архентинос" выигрывал 1:0 у "Кильмеса" в матче первого – в то время любительского – дивизиона. Незадолго до конца встречи арбитр назначил пенальти в пользу гостей, а исполнить удар вызвался форвард "Кильмеса" Эмилио Куадрио. Он начал разбегаться и, услышав свисток, нанес могучий удар – вратарь "Архентинос" Доминго Фоссатти был бессилен его отразить. Однако рефери не засчитал взятие ворот, объяснив игроку, что тот пробил до сигнала. Игрок "Кильмеса" решил, что судья намеренно издевается над его командой, и, не совладав с нервами, при повторном ударе запустил мяч на трибуну.

До конца встречи счет не изменился, и после финального свистка участники матча отправились в раздевалки. В подтрибунном помещении тренер гостей объяснил Куадрио, что судья поступил правильно: первый свисток был сымитирован кем-то болельщиков "Архентинос", чтобы запутать форварда. Куадрио, пылая гневом, бросился назад на поле, чтобы постараться отыскать шутника, но было поздно: все фанаты уже ушли праздновать победу.

СТРАШНАЯ МЕСТЬ

В истории футбола не зафиксировано случаев, когда назначение пенальти ни у кого не вызвало протеста. Если не жалуются игроки, жалуется тренер. Если не жалуется тренер, негодуют болельщики. Но все меркнет в сравнении со случаем, произошедшим в 1965 году в югославском чемпионате. В одном из матчей рефери осмелился назначить пенальти в ворота "Црвены Звезды" за минуту до финального свистка – при том, что счет к тому времени был равным.

Пока десять футболистов окружили арбитра, вспоминая недобрыми словами всех его родственников, одиннадцатый игрок пострадавшей команды молча покинул поле. То, что поначалу показалось всем безмолвным протестом, оказалось прелюдией к безумию: игрок, сев за руль своего автомобиля, ворвался на поле, разрушив заграждение, и начал гоняться за судьей, пытаясь его сбить. Прошло несколько минут, прежде чем милиции удалось обезвредить неуравновешенного футболиста. Позже он был приговорен к двум годам тюрьмы за покушение на убийство; примечательно, что федерация футбола Югославии дисквалифицировала сумасшедшего на те же два года.

ЧЕРТОВА РЕЗИНКА

На 60-й минуте тяжелейшего полуфинального матча ЧМ-1938 Италия – Бразилия арбитр назначил пенальти в ворота бразильцев за фол на Сильвио Пиоле (к тому моменту "Скуадра Адзурра" уже вела со счетом 1:0). Капитан итальянской сборной Джузеппе Меацца принял решение бить сам, несмотря на непорядок с экипировкой: в предыдущем эпизоде во время борьбы с соперником на его трусах порвалась резинка.

Придерживая их рукой, Меацца разбежался и пробил – мяч влетел в сетку, несмотря на отчаянный прыжок вратаря бразильцев Вальтера, угадавшего с направлением удара. Гол по сути открывал Италии двери в финал, и Меацца, ликуя, побежал к трибуне с итальянскими болельщиками. Подбежав к ней, он вскинул руки и… остался в нижнем белье. Меаццу окружили товарищи по команде, а главный тренер Виторио Поццо передал ему другие трусы, в которых он и закончил игру.

"РЕКОРД" НА ВСЕ ВРЕМЕНА

За свою блестящую карьеру Мартин Палермо забил множество голов при самых разных обстоятельствах. Однако день 4 июля 1999 года вошел в историю футбола из-за его... антирекорда. В матче Кубка Америки против сборной Колумбии аргентинский форвард трижды не реализовал пенальти: дважды, на 5-й и 76-й минутах, не попал в створ ворот, а на 90-й минуте его удар отразил вратарь колумбийцев Мигель Калеро.

Палермо позже признавался, что та игра оставила ему шрам на сердце: "В финале Кубка Либертадорес с "Палмейрасом", почти год спустя, я молился, чтобы дело не дошло до серии пенальти". Однако избежать ее не удалось. Палермо не побоялся подойти к точке и его точный удар помог "Бока Хуниорс" завоевать Кубок.

ЗАБЫЛСЯ

Возможно, многочисленные видеозаписи знаменитых латиноамериканских вратарей Рене Игиты и Хосе Луиса Чилаверта вдохновили на подвиги их европейского коллегу, вратаря "Байера" Ханса-Йорга Бутта. 17 апреля 2004 года на "Велтинс Арене" в Гельзенкирхене "аспириновые" выигрывали у хозяев поля, "Шальке", со счетом 2:1. На 75-й минуте арбитр назначил одиннадцатиметровый в пользу гостей и Бутт направился в сторону чужой штрафной с твердым намерением самому реализовать пенальти.

Вратарь переиграл своего визави Кристофера Хаймерота, пробив в "девятку" и начал обниматься с товарищами по команде, празднуя гол. В состоянии эйфории Бутт совсем потерял счет времени и не торопился возвращаться на свой пост, чем воспользовался нападающий хозяев Майк Ханке: он нанес прямой удар из центрального круга – мяч влетел в сетку никем не охраняемых ворот "Байера". Если Бутту и было что праздновать после матча, так это то, что больше голов в этой встрече забито не было.

ДОТОШНЫЙ АРБИТР

На Олимпиаде-2004 ФИФА продолжила традицию приглашать для работы на важных матчах арбитров из "нефутбольных", мягко говоря, стран. Игру Сербия – Тунис, определявшую, кто из команд выйдет в следующий раунд, судил арбитр с острова Таити Чарльз Арииотима. Шла 78-я минута матча, когда рефери назначил пенальти в пользу Туниса. Реализовать его вызвался Мохамед Жедиди, и с этой задачей справился уверенно, пробив вратаря Николу Милоевича. Но пока игроки Туниса праздновали гол, Арииотима отменил взятие ворот из-за того, что другой футболист команды вбежал в штрафную площадь до удара. Жедиди повторил удар, мяч опять влетел в ворота, а арбитр опять не засчитал гол – под тем же предлогом.

 История на этом не закончилась: пенальти был пробит и незасчитан еще трижды. Один раз – по причине все того же мифического присутствия другого игрока в штрафной, а дважды, когда удары парировал Милоевич – из-за того, что вратарь якобы раньше времени выходил из ворот. Глядя на происходящее, зрители на трибунах начали смеяться, а игроки и тренеры занервничали, не понимая, что происходит.

Ситуацию усугубило то, что помощниками Арииотимы на этом матче работали еще менее опытные арбитры, представители тихоокеанских островов – Вануату и Островов Кука. Недоразумение продолжалось десять минут, пока Жедиди не пробил шестой раз – сильно и по центру, и арбитр из Полинезии, убедившись, что пенальти исполнен в точном соответствии с правилами, засчитал гол.