Футбол и наука. Разговор с руководителем научной группы "Динамо"
Несколько десятилетий назад над теми, кто утверждал, что наука в футболе должна занимать значимое место банально посмеивались. В принципе, это и понятно. Болельщикам нет дела до диет и правильного графика тренировок, а главные цифры для них на табло и в турнирной таблице. Но сейчас реалии таковы, что наука и футбол настолько взаимосвязаны, что интерес простых болельщиков и журналистов распространяется дальше событий на поле. О том, что происходит до, во время и после матчей мы поговорили с одним из руководителей научной группы киевского «Динамо» Александром Козловым.
Правда и вымысел про «пик формы»
– Динамовский научный подход к делу известен давно. Многое обсуждается, хвалится и критикуется. Но основные споры и глупые замечания возникают по причине отсутствия информации. Что на сегодняшний момент представляет из себя научная группа ФК «Динамо»? Сколько человек работает, какие основные задачи они решают?
– В научно-исследовательском центре «Динамо» (далее НИЦ – прим. «Футбол Style») на данный момент работают восемь человек. Зоны ответственности распределены следующим образом: Олег Базилевич и я осуществляем общее руководство, плюс за мной закреплена первая команда, также в штате четыре инженера-видеооператора, которые занимаются сбором и обработкой видеоинформации и три инженера-референта, занимающихся обработкой данных.
Основная, глобальная задача центра это научно-методическое обеспечение тренировочного и соревновательного процесса всей структуры клуба: первая команда, дубль, «Динамо-2», команды Академии и детской школы. Мы составляем программу тренировочного процесса, совместно с медико-биологической службой определяем функциональное состояние футболистов, проводим контроль и анализ соревновательной деятельности команд. Тренерский штаб использует эту информацию в своей работе.
– Один из мифов гласит, что динамовские нагрузки «убивают» талантливых и техничных иностранцев. Применяется ли в «Динамо» индивидуальный подход к игрокам в зависимости от их физиологических и личностных характеристик?
– Безусловно. Для того чтобы рассчитать нагрузки в индивидуальном порядке, применяется тестирование, которое показывает функциональное состояние игроков и возможности перенесения ими определенных нагрузок. В основном это касается сборов, когда игрокам предлагается большой объем неспециальной беговой работы. На первом этапе такой подготовки очень важен индивидуальный подход. Необходимо обеспечить возможность всем игрокам достигнуть необходимой функциональной готовности для качественного выполнения предлагаемых тренировочных нагрузок. Мы учитываем особенности каждого игрока, но не следует забывать, что футбол это коллективный вид спорта, а тренировочный процесс – коллективная работа. Кроме того, индивидуальный подход (во время игрового цикла) важен и при получении травм и повреждений футболистами. Для того чтобы они успешно (вновь) вернулись в общую группу, необходимо разработать для них отдельную программу с учетом физиологических возможностей игрока на конкретном этапе.
– Что берется за основу в процессе моделирования тренировочного процесса? Правда ли, что нагрузки и тренировочный процесс на сборах организован таким образом, чтобы вывести команду на пик физической формы на определенном этапе сезона? Например, на групповой турнир еврокубков...
– Достаточно часто мы слышим от комментаторов и читаем в прессе о таком понятии, как «пик формы». В некотором смысле это имеет право на жизнь. Естественно, тренировочный процесс планируется таким образом, чтобы команда как можно лучше была готова к старту определенных соревнований. В таком длительном соревновании, как футбольный чемпионат, одинаково важны результаты игр во всех турах и во всех соревнованиях и, соответственно, программа строится таким образом, чтобы команда была всегда готова к победам. Существуют методические рекомендации относительно необходимого времени для подготовки команды к старту соревнований. Но дело в том, что разные турниры начинаются в разное время, потому длительность подготовительного этапа может уменьшается, а значит, тот необходимый объем работы нужно вместить уже в меньший отрезок времени. В этом случае тренировочный процесс моделируется таким образом, чтобы и заложить основы, и отработать те или иные тактические схемы ведения игры к тому моменту, когда надо будет решать конкретные турнирные задачи.
В таком понимании понятие «пик формы» может иметь смысл, а вот сказать, что команда будет идеально готова к N-му дню, а через неделю попадет «в яму» – нельзя. Тренировочная работа в полном объеме ведется и в соревновательный период, не останавливаясь ни на день. От ее успешности, а не только от подготовительного периода, и будут зависеть результаты команды.
«В «Динамо» в науке не сомневаются»
– После каждого матча научная группа предоставляет тренеру и игрокам цифровой анализ эффективности действий футболистов. Насколько адекватно эту информацию воспринимают сами игроки? Не было ли случаев, когда с их стороны это вызывало споры, неприятие, отрицательную реакцию?
– Научный подход и цифровой анализ в «Динамо» был введен еще под руководством Валерия Лобановского. Конечно, его авторитет был столь велик, что оспаривать подобный подход и в голову никому не приходило. К тому же все те, кто пополнял состав команды, прекрасно видели, как к этому относились старожилы. Никто не ставил под сомнение необходимость работы в данном направлении. Да, случались споры, однако по существу. Кому-то надо было объяснить, разъяснить, почему так, а не иначе. Конечно, и у нас бывают ошибки и неточности, но это лишь вопрос взаимопонимания, а такого, чтобы кто-то оспаривал саму методику или целесообразность ее использования, не было.
– На какие цифровые показатели прежде всего обращает внимание тренерский штаб? Насколько важны эти цифры в работе тренера? Если «все есть число», то в каком процентном соотношении можно сопоставить «педагогический фактор» и цифровые данные?
– Уже более 20 лет в клубе «Динамо» используется уникальная методика контроля и анализа технико-тактических приемов, применяемых футболистами в игре. Уникальность ее заключается в том, что кроме количественного анализа (сколько) система дает и качественную оценку игры каждого футболиста и команды в целом (насколько хорошо (плохо) играл тот или иной футболист, как он выполнял свое задание). База данных содержит на сегодняшний момент более трех тысяч обработанных игр, стандартизованные оценки позволяют проводить любой анализ и сравнение игроков по амплуа, времени, силе соперников, конкретным соревнованиям и т. п. С начала 21-го чемпионата Украины стадион «Динамо» а теперь и НСК «Олимпийский» оборудованы видеокамерами системы «ProZone» для анализа матчей. На сегодняшний день это самая мощная и развитая система отслеживания и анализа футбольных матчей, которая позволяет получить полный объем фитнес-показателей игроков и команды, а также тактическую информацию по игре. В результате этой работы тренерский штаб получает достаточно глубокий технический анализ матча, который вместе с собственной экспертной оценкой позволяет дать адекватную оценку всему происходящему на поле. Однако в данном контексте имеет смысл говорить о тех нюансах, которые не могут, да и не должны быть известны широкому кругу. Например, какое конкретное задание ставил тренер перед тем или иным исполнителем, в каком физическом и психологическом состоянии игрок находился, какая тактическая и стратегическая задача в матче стояла перед ним.
Что касается «процентного соотношения», то его определить невозможно. Я бы не стал оперировать таким понятием. Наши данные – это вспомогательный материал, а весь комплекс информации и то, как ее использовать, в руках у тренерского штаба. Это футбол, в него играют живые люди, и большое значение имеет тот самый «педагогический фактор», а проще говоря, психология. Этот момент нельзя проиллюстрировать никакими цифрами, тут нужен индивидуальный подход.
– Если говорить не о «Динамо», а о футболе в целом. Известны ли вам случаи, когда футболист во время матча начинал действовать «на распечатку»? Условно говоря, занимался искусственным набором удачных ТТД. Возможно ли такое, или это обычный болельщицкий миф?
– Отвечу относительно «Динамо». На практике это невозможное и бесполезное занятие. Дело в том, что каждое технико-тактическое действие игрока имеет не только количественную, но и качественную оценку. В расшифровке материала в обязательном порядке обращается внимание на то, при каких именно обстоятельствах было выполнено то или иное действие, и какую пользу оно принесло команде. Например, учитываются помехи и давление со стороны соперника, как дальше развивалась атака после этого действия или что случилось в обороне. Понятное дело, что когда забивается гол, то это большой плюс для игрока, но ведь надо еще посмотреть, что предшествовало этому голу, чей-то отбор, чей-то обостряющий пас и т. д. То же самое касается и обороны. Так что катать мяч «вдоль и поперек» в целях улучшения своих цифровых показателей бессмысленно.
– Как иностранцы относятся к «цифровому футболу» от научной группы? Какие основные линии поведения можно выделить – равнодушие, интерес, профессиональный подход?
– Легионеры едут к нам из разных чемпионатов и клубов. Есть такие, которые никогда не слышали о подобном подходе. А есть и те, кто всю игровую карьеру провел в клубах, где современный научный подход – неотъемлемая часть работы. Кроме того, не стоит забывать, что иностранные новички консультируются у своих соотечественников или близких по духу легионеров (например, сербы и хорваты), которые уже в курсе происходящего. Так что тут сложностей не возникает, так как все игроки видят востребованность данной информации в команде.
«Надо смотреть глубже»
– При подготовке к матчам, занимается ли научная группа Динамо «цифровым раскладом» соперника? Если да, то это системное явление или выборочное, по просьбе тренера?
– Однозначно следует говорить о системном подходе. НИЦ анализирует всех соперников динамовцев. Затем эту информацию тренерский штаб использует при теоретической подготовке к матчам. Кроме того, по заданию главного тренера мы «раскладываем» игру отдельных линий и исполнителей будущего соперника. Для этого используется видеоматериал, а также контроль и анализ их ТТД.
– Часто можно слышать такую фразу: «он сильнее своего конкурента по позиции в тренировочном процессе». Анализируются ли научной группой непосредственно тренировки? Или превосходство одного игрока над другим определяется тренерским штабом «на глаз»?
– Тренировочный процесс также находится в сфере нашей деятельности. Информация и данные НИЦ используются для моделирования тренировочного процесса, расчета нагрузок и анализа тренировочных матчей. Однако наши данные в этом случае – вспомогательные, а все решения принимаются тренерским штабом. В футболе не бывает чего-то второстепенного и неважного. При выборе состава тренеры учитывают все детали – уровень соперника, погодные условия, состояние поля, психологическое состояние каждого игрока. Часто можно услышать, мол, ошиблись с выбором состава, не поставили того или иного футболиста. Но ведь существует множество нюансов, о которых не знают ни болельщики, ни журналисты. Только тренерский штаб обладает всей необходимой информацией для того, чтобы выбрать оптимальный состав на игру и, нужно сказать, что это является наиболее сложным в работе любого тренера.
– Бывали случаи в Вашей работе в «Динамо», когда тренер на эмоциях после матча «распекал» какого-то игрока, а на следующий день цифры показали его неправоту?
– Скажем так, тренер если и может кого-то «распекать» после матча, то только за какой-то конкретный эпизод. Достаточно редко игрокам предъявляют претензии за плохую игру сразу после встречи, таких, как правило, заменяют по ходу матча. Уже в течение самого матча у тренерского штаба, конечно, складывается некая картина происходящего и практически всегда цифры лишь дополняют личные впечатления наставников. Опытный тренер мгновенно оценивает в большинстве случаев кто и как сыграл, поэтому особых расхождений с тем, что ему затем предоставит НИЦ, не будет. Но, разумеется, необходимо посмотреть запись матча, причем с той камеры, где видно движение всех игроков во время поединка, а не только тех, кто попадает в объектив обычной трансляции. Это важно для понимания того, как команда сыграла коллективно. Ведь любые индивидуальные действия игрока должны получить поддержку партнеров.
– Насколько часто в Вашей работе личное визуальное восприятие качества работы того или иного игрока кардинальным образом отличалось от того, что потом показали цифры?
– Это очень маловероятно. Люди, много лет работающие в профессиональном футболе, при просмотре матчей визуально получают целостную картину происходящего. Болельщики и журналисты очень часто обращают внимание на отдельные яркие эпизоды – голы, передачи, явные ошибки. Часто бывает так, что именно отдельные моменты становятся мерилом успешности игры для того или иного исполнителя. Но в действительности надо смотреть глубже. Футбол – не только взятия ворот, опасные передачи и ошибки обороны, в первую очередь это рутинный отбор мяча, перехваты, подготовительные передачи, активные перемещения, тактические перестроения, бессмысленные, по мнению непосвященных, «открывания» и «врывания», качественное выполнение самых обычных приемов и т. д. Мы часто слышим от тренеров выражение «качество игры». Действительно, большое значение уделяется именно этому аспекту, а не отдельным моментам, пусть даже самым ярким и запоминающимся. Конечно, в футболе всякое бывает, можно 90 минут вроде бы ничего не делать, а потом забить при помощи рикошета и стать героем. Но всегда для того чтобы это произошло, необходима тяжелая непрерывная работа на футбольном поле с высоким качеством выполнения.
Без науки никуда
– Как в целом обстоят дела с научными группами в других украинских клубах? Какие из них вы бы выделили и почему?
– Во всех клубах высшего дивизиона и почти во всех в первой лиге есть специальные группы или люди, которые занимаются схожей с нами работой. Сейчас без научного подхода к делу особых результатов не добьешься, и очень хорошо, что многие это понимают. Где-то лучше, где-то хуже, но занимаются этим почти все. Я бы выделил подходы и работу научных групп «Шахтера», «Днепра», «Ворсклы», «Карпат»...
– Существуют семинары тренеров, судей, а вот о конференциях и семинарах для специализированных отделов клубов, которые занимаются научной работой, не слышно. Существует ли взаимодействие научных групп украинских клубов?
– При Федерации футбола Украины есть специализированная структура, которая занимается координацией деятельности научных групп в отечественных клубах. Периодически проводятся семинары и встречи, на которых мы обмениваемся опытом и делимся информацией. Не могу сказать, что подобные встречи – частое явление, но их достаточно, чтобы почерпнуть что-то новое или ответить на интересующие вопросы коллег из других клубов.
– Обменивается ли ваша научная группа опытом с аналогичными структурами при иностранных клубах? Если да, то чья работа Вас впечатлила?
– Системного подхода в этом нет. Такие встречи происходят, по большей части, спонтанно. Так, когда играли с «Манчестер Сити», я беседовал с представителями специализированного департамента англичан. Они, кстати, как и мы используют систему «ProZone», так что было о чем поговорить. С россиянами общаемся, обмениваемся информацией. В общем, когда есть возможность, то идем на контакт с зарубежными специалистами.
– Кто из футболистов, с которыми Вам довелось работать, понимал вашу деятельность лучше других? Были такие, кто действительно интересовался, ПОЧЕМУ тренировочный процесс построен так, а не иначе, а не просто выполнял предложенные нагрузки?
– В «Динамо» всегда были игроки, которые отлично понимали, как работает наша система. Таких футболистов было много, те же Валентин Белькевич, Александр Хацкевич, Олег Гусев, Огнен Вукоевич. Они прекрасно ориентируются в методах и подходах, интересовались происходящим, а после матча с большой точностью могли оценить качество проделанной ими работы на поле.
– Многие из тех, кто работал с вами как игрок, стали тренерами, в том числе и в «Динамо». Изменился ли их взгляд на работу и необходимость научного подхода? Советуются ли с Вами начинающие тренеры динамовской системы, а, может, и других клубов? Что их интересует в первую очередь?
– Те, кто играл в «Динамо», никогда не подвергали сомнениям необходимость работы научной группы. Разумеется, что после окончания карьеры и начала тренерской деятельности бывшие игроки стали смотреть на это немного под другим углом, но общий принцип остался прежним. Научный подход к делу – одно из требований современного футбола. Без тестирования, моделирования тренировочного процесса, анализа игровой эффективности и качества работы ничего серьезного достичь невозможно. И очень приятно, что бывшие динамовцы, работающие тренерами на разных уровнях, большое внимание уделяют этому аспекту. Разумеется, с нами консультируются вчерашние игроки, а ныне начинающие тренеры динамовской клубной системы (в «Динамо» их более чем достаточно – Хацкевич, Белькевич и другие – прим. «Футбол Style»), звонят из «Кривбасса», «Волыни», «Зари», Виталик Косовский активно интересуется и многие другие.
– Исходя из Вашего более чем 20-летнего опыта работы в научной футбольной сфере – куда движется современный футбол? Какие тенденции вы бы отметили?
– Не буду говорить обо всем современном футболе. Отвечу о современной футбольной науке. Самая главная тенденция – это полное проникновение научного и системного подхода во все сферы футбольной деятельности. Появляется все более современная аппаратура, которая позволяет получить любую информацию, до мельчайших деталей. Причем это касается как игр, так и тренировочного процесса. Видели бы вы, как работают в этом плане, например, в «Манчестер Сити», когда уже к перерыву тренеру предоставляют экспресс-анализ происходящего и у него есть вся необходимая информация для внесения корректив. Все серьезные клубы имеют большие научные группы, которые отслеживают, анализирует, моделируют и контролируют происходящие процессы. Да, это серьезные финансовые затраты, но без подобного подхода выиграть что-то серьезное, да и просто достойно выглядеть на приличном уровне – просто невозможно.
Кирилл КРЫЖАНОВСКИЙ, журнал «Футбол Style»