17 березня 2012 16:04

Смиритесь и наслаждайтесь!

Спецкор "СЭ Интернет", побывавший в столице Катара Дохе на международной конференции по обеспечению безопасности в спорте, – о стране-хозяйке ЧМ-2022.

Что готов открыть Катар остальному миру и что сможет открыть остальной мир в Катаре во время выдающегося футбольного события? Интересно, обернется ли эта восточная загадка сказкой о дружбе разных культур. Получится ли история о том, что мы все такие разные и все равно мило сосуществуем вместе. В 2022-м самая маленькая страна, которой когда-либо выпадала честь принимать чемпионаты мира, способна сломать многие стереотипы о регионе Персидского залива и арабском мире. Отказываться от вековых устоев никто не будет: даже являясь одним из самых передовых арабских сообществ, рядом с Катаром слово "открытый" все равно остается в кавычках. Но желание принимать крупные спортивные форумы и вместе с ними туристов другой культуры заставляет подстраиваться и мириться с ветром с Запада. Глобализация наступает.

***

Шаттл с гостями почти час плутает по улицам, застревает в трафике на подъездах к круговому движению, ускоряется по одной из двух гладких полос к следующей развязке. Из-за стен бьет однотипная застройка, в один-два этажа, многочисленные пустыри, на многих организованы строительные площадки. Рабочие со спецтехникой вгрызаются в камень, где-то готовят рулоны травы для укладки на песок. Большая-большая стройка, посадка роз в пустыне.

Все остальное превращается едва ли не в мираж и все больше растворяется за стеной пыли. И деловой район, который накануне стрелял подсветкой небоскребов в иллюминаторы идущего на посадку ночного рейса из Москвы. И набережная Аль-Карниш, эмирский белый дворец, старый город, элитный квартал с многочисленными виллами, торговые центры с европейским ассортиментом. И оставленный позади национальный парк спорта с главной на данный момент ареной Катара, другими объектами олимпийского уровня, а также двумя роскошными отелями. Первый размещен в основании высоченной стеклянной башни-факела, второй сильно напоминает главный корпус царицынского музея-заповедника.

Но все это есть. И новое продолжит укрепляться и возвышаться над старым. А от натертых до блеска стекол элитных строений по-прежнему будет отражаться призыв муэдзинов к правоверным для намаза.

***

Снимая сливки с экспорта газа и нефти, Катар запускает пробные шары в различных областях. За счет получивших возможность обосноваться на новой земле иммигрантов население эмирата выросло до 2 миллионов человек. Уже скоро рабочая сила из соседних и куда более далеких регионов накатит новыми волнами. Уже сейчас первый номер списка Forbes по среднему доходу на душу населения становится немного другим. Рядом с размеренно шагающими катарцами в национальной одежде гуляют предпочитающие европейский стиль их новые соотечественники. Последние приветливы и всегда готовы помочь.

На улице или на дороге за рулем соседнего джипа может оказаться как девушка в классическом черном облачении с головы до пят, так и в вызывающих майке и джинсах, в дорогой иномарке – как суровый на вид мужчина в белом облачении, так и смахивающий пепел сигары человек в костюме. И уже не факт, что кто-то из них – обязательно приезжий.

На билборде отец в белом, мать в черном и двое ребятишек в майках и шортах гонят мяч по изумрудному газону к обочине. "Семья и спорт" – вот такая национальная тема. На одном из запасных полей Международного стадиона одна юношеская команда сменяет другую. Тренеры – не обязательно катарцы, европейский опыт приветствуются и привлекается. Футбол опережает крикет, баскетбол, волейбол, гандбол, конные скачки и гонки на верблюдах.

***

Западная Европа сердится: после Германии-2006 в ФИФА занялись авантюрами, делают слишком рискованные ставки, тогда как есть куда более надежные и прогрессивные варианты. Купили – не купили, от такой постановки вопроса, поднятого в том числе и в связи с коррупционными скандалами в ведомстве Зеппа Блаттера, в Катаре морщатся. Как и от многих других. Невыносимая жара, продажа алкоголя – этим предлагают не забивать голову.

Уже в середине марта днем на улице находиться тяжело. Выходишь из кондиционируемых помещений или транспортных средств – и мучаешься. Свежесть можно поймать только ранним утром и вечером-ночью. С трудом различимым за облаками солнцем воздух прогрет до состояния "почти пекло". Даже плюс 20 по ощущениям тянут как минимум на 30. В летние месяцы обязательно будет и 50 с соответствующей влажностью. При таких условиях не то что играть, ходить на открытом воздухе сложновато - это очевидно.

Большинство значимых спортивных событий, например представительные теннисные турниры, в Катаре проводится в начале или конце года. Январь-февраль и ноябрь-декабрь порадуют не зимним теплом. Летняя катарская жара пугает, но второе зло – перекраивание международного футбольного календаря под чемпионат мира в начале года. Так что предстоит оборудовать стадионы (половина из 12 – в Дохе, три функционирующих ждет реконструкция) невиданными системами кондиционирования. И придумывать, как обеспечить комфорт не только игрокам, но и болельщикам.

***

Отметившийся на конференции по безопасности рядом острых заявлений глава английской премьер-лиги Дэйв Ричардс (это на следующее утро он приносил много извинений, а сперва слов не подбирал) среди прочего спросил у хозяев о следующем: да, стадионы вы "охладите", но как жить вне арен и отелей? Экскурсионную программу гостям обязательно предложат, только большинство активных европейских футбольных путешественников любят хорошо погулять в другом смысле.

Алкоголя в исламском государстве официально нет. Есть варианты, но фанаты вряд ли будут жить в пятизвездочных гостиницах, где продажа спиртного идет совершенно свободно. Сэр даже пригрозил катарцам: при таком раскладе лучше сразу скажите выросшим на другой культуре англичанам, немцам, голландцам и скандинавам, чтобы не приезжали на турнир. Его не обнадежила не информация о свободных от запретов фан-зонах, не более развернутое обещание генерального секретаря верховного комитета ЧМ-2022 Хасана Аль-Тавади, не обращение местного журналиста: "Чемпионат уже отдан Катару, хватит указывать на жару и запреты, смиритесь уже и готовьтесь получать удовольствие".

В 2022-м в Катаре разрешат алкоголь, может, даже на стадионах будут его реализовывать, сами арены закроют крышами от прямых лучей, нагонят на поле и трибуны прохладный воздух. А после чемпионата, как обещают, некоторые арены разберут и передадут регионам с менее развитой инфраструктурой. Подобный опыт у катарцев имеется: когда потребовалось на время Азиатских игр-2006 расширить Международный аэропорт Дохи, в нем собрали дополнительный терминал. Вскоре придется "надувать" подобные сооружения снова. К ЧМ-2022 ли или даже раньше, если МОК следом за ФИФА доверит маленькой и очень богатой стране другое сокровище – Олимпиаду-2020.

В любом случае все необходимое и даже чуть больше будет сделано. Катар может себе это позволить. А всем остальным остается смириться и наслаждаться.

Артем АГАПОВ
Доха – Москва