Максим ШАЦКИХ: "Газзаев говорил, что меня из "Динамо" не отпустил бы"
На прошлой неделе гостем редакции UA-Футбол стал нападаючий киевского «Арсенала» и сборной Узбекистана Максим Шацких, который ответил на вопросы читателей нашего сайта. Первая часть интервью уже публиковалась на нашем сайте. Предлагаем вашему вниманию вторую заключительную часть текстовой версии данного мероприятия.
- Максим, с кем из партнеров по «Динамо» поддерживаете связь и сейчас?
- Да в принципе со многими. И Вал, и Хац, Ребруха. Виделись с ними перед отъездом на первый сбор в Турцию. «Арсенал» тренировался на базе в Конче-Заспе, они там тоже были. А еще Гусек (Олег Гусев), Милевский, Алиев… Практически со всеми, с кем был знаком по выступлениям в «Динамо».
- А из иностранцев?
- С Марисом Верпаковскисом общался буквально после последней контрольной игры. Пару раз видел по телевизору Черната…
- Поддерживаете связь с руководством «Динамо», администраторами?
- С руководством нет, думаю, у них и без меня забот хватает. А с администраторами периодически созваниваемся.
- Расскажите о периоде, проведенном в «Локомотиве» (Астана). Почему так мало сыграли за этот клуб?
- Изначально там хотели собрать суперкоманду, пригласили хороших футболистов, тренером назначили Юрана. И действительно, в «Локомотиве» подобрался хороший коллектив, демонстрировавший мощную игру. Все начиналось хорошо, но потом президент клуба что называется «переболел» и эта сказка быстро закончилась. Команда распалась.
- Задолженность вам компенсировали?
- Нет. Мой агент все еще занимается этим вопросом.
- Тяжело было поддерживать форму самостоятельно?
- Да. Когда понял, что в «Локомотиве» ловить нечего, вернулся в Киев и готовился самостоятельно. Около четырех – пяти месяцев. Бегал индивидуально, а спарринговался со всеми с кем только мог. В моей жизни это были пять очень тяжелых месяцев и прежде всего в психологическом плане, ведь я никогда не оказывался в такой ситуации. Но что не делается, все к лучшему.
- Кто поддерживал в эти дни?
- Друзья, семья – самые близкие люди.
- Как появился вариант с «Арсеналом»?
- Внимание на меня обратил Вячеслав Грозный, который принял «Арсенал» и пригласил к себе в команду. На данный момент меня здесь все устраивает.
- Недавно появилась информация о том, что вами интересуется краснодарская «Кубань». Слышали об этом?
- Лично со мной на эту тему никто из россиян не общался. У меня есть агент, который и занимается подобными вопросами.
- Контракт с «Арсеналом» у вас заканчивается через полгода?
- Да, летом. Думаю, что скоро мы сядем за стол переговоров и обсудим перспективы дальнейшего сотрудничества. Не стану скрывать, мне нравится играть в этом клубе. Но заинтересованность должна быть обоюдной.
- В последнее время «Арсенал» покинула целая группа возрастных футболистов: Гусев, Матюхин, Рева. Недавно ушел Грицай… Это обстоятельство накладывает на вас дополнительный психологический груз?
- Я уже тысячу раз говорил, что нужно уходить от этого стереотипа и не смотреть футболисту в паспорт. Если тебя не устраивает игрок, не устраивает то, что он делает на поле, понятно, что такого футболиста не стоит держать в команде. Но если он выполняет установку тренера и никаких проблем с этим нет, то какая разница сколько ему: 23 или 35. В Европе люди играют и в 37, и в 38, и в 39! И никто не говорит, что он старый. А у нас все еще присутствует советская ментальность, смотреть в паспорт, сколько кому лет. Надо смотреть там – на зеленом поле, когда круглого гоняешь.
- Когда вы играли в «Динамо», вас привыкли видеть на острие атаки. В «Арсенале» вы действуете больше на фланге, подаете штрафные и угловые. Чаще ассистируете партнерам, нежели завершаете атаки сами. Насколько было сложно перестроиться?
- Никаких проблем. Я сейчас играю крайнего нападающего. Признаться, стал получать куда больше удовольствия, когда удается отдать голевую передачу. Больше времени стал проводить с мячом, участвовать в розыгрышах и подготовке атак. Тяжело одному бегать впереди и бодаться.
- Вы много лет отдали киевскому «Динамо». Недосказанность после расставания осталась?
- Это уже в прошлом. Думаю, что я бы еще мог принести пользу «Динамо» и немало. Ушел неправильно. Все-таки считаю, что прощаться нужно было на футбольном поле, а не на трибуне. Хотя, конечно, спасибо динамовским болельщикам: до сих пор перед глазами стоит момент расставания… Но все-таки лучше было бы прощаться там, на поле, пусть бы меня выпустили всего на 2 – 3 минуты. Это единственная обидная ситуация.
- А как собственно произошел разговор, после которого вы поняли, что в «Динамо» на вас больше не рассчитывают? Что это последний год, и новый контракт предложен не будет. Вам об этом сказало руководство, главный тренер?
- Да никто ничего не говорил. Я перестал попадать в «основу»: тренировался с первой командой, но играл за «дубль». За полгода до окончания я уже знал, что контракт продлевать не будут. Если бы мой контракт был рассчитан еще на полгода, возможно, я бы задержался в «Динамо», ведь в тот период как раз происходила смена тренеров. Газзаев как-то сказал, что меня бы он из команды не отпустил. Что поделать, так сложились обстоятельства.
- Если вам предложат работать в детской школе «Динамо»…
- Всему свое время. С руководством у меня сохранились хорошие отношения. С Игорем Михайловичем я общался нормально, попрощались также без обид. К тому же к тренерскому решению руководство не имело никакого отношения: президент и вице-президент не лезут, куда не надо. Это решение принял главный тренер, и никто не мог на него повлиять. Да и с Юрием Семиным я также не ругался. Вот совсем недавно виделись в Москве, общались. И в Украине иногда встречаемся, играем между собой. Обид у меня нет, но… та игра ведь уже ничего не решала и я просто не пойму, почему так.
- Вам было бы интересно работать с детьми?
- Почему бы и нет. Но с ними тяжело. Это ведь как в школе.
- Вы видите себя тренером?
- Я пока нет. Хочу играть и играть. А вот супруга говорит: «будешь тренером и все».
- «Волынь» сейчас тренирует Анатолий Демьяненко, бывший ваш наставник в «Динамо». Как восприняли его возвращение в Украину?
- Положительно. Слышал, что «Волынь» выиграла несколько поединков на сборе, что Васильевич говорит о необходимости усиления состава.
- Насколько вы разделяете мнение о том, что у Демьяненко не получилось добиться успехов на посту главного тренера «Динамо» в силу того, что раньше он был помощником Валерия Лобановского и большинство футболистов воспринимали его как равного и не смогли соблюдать должной субординации?
- Для меня он как был Васильевич, так и остался Васильевичем. Разве что поменялась приставка: был помощником, потом и.о. и наконец стал главным тренером. Он хотел стать жестче, но у него это не особо получалось, потому что по натуре он добрый. Пытался построже с нами, но мы ведь уже так давно знаем его: не умеет он ни злиться, ни ругаться.
- После Кварцяного в «Волыни» такой контраст произошел!
- Там, наверное, сейчас шоколад (улыбается). Вздохнули с облегчением. Но знаете, какой бы не был Кварцяный, его «Волынь» практически всегда была железным середняком Премьер-лиги. При этом он постоянно проводил ротацию состава: продаст 10 человек, наберет новых. Значит, что-то умеет. И команда у него всегда такая, с которой тяжело играть: приходиться бороться, бодаться. Ну а то, что он импульсивный, от этого никуда не денешься, есть такое. Но при этом Кварцяный говорит много правильных вещей, которые вслух обычно не говорят
- Демьяненко в Луцке справится?
- Надеюсь, что да.
- Он вернулся в Украину, выиграв азиатский кубковый турнир. Вы как человек имеющий отношение к тамошнему футболу, можете сравнить тот футбол с нашим: украинским, европейским? Просто проскальзывают мнения, что этот Кубок совсем не котируется, что там клубного футбола практически нет.
- Футбол там есть, хотя конечно, не такого уровня как у нас. Есть люди, которые заинтересованы, любят футбол, вкладывают деньги. Что касается трофея, то какой бы он ни был – это трофей. Да, это даже не азиатская Лига чемпионов, команды там слабенькие, но это трофей. Тем более, что до Демьяненко его почему-то никто выиграть не мог. А он пришел и сделал это. Знаю, что руководство «Насафа» хотело, чтобы они стали чемпионами Узбекистана, но для этого им нужно хорошо усилиться. Я смотрел четыре поединка с участием этой команды и честно, таки и не понял, за счет чего они собирались выигрывать чемпионат.
- Максим, вы работали с Леонидом Буряком, который сейчас тренирует «Александрию». Сможет ли он положительно повлиять на команду?
- Думаю, да. Хуже точно не станет. Думаю, «Александрия» прибавит и очень даже существенно. У Буряка свое видение футбола и достаточно интересное, свои игровые схемы, интересные тренировки. А то, что у него не получилось в «Динамо», нельзя сказать, что в этом только его вина.
- В прошлом году вы в составе Узбекистана хорошо выступили на кубке Азии. Можете поделиться впечатлениями от того турнира?
- Уровень организации был высоченным. Арабские страны и их руководители не жалеют на футбол никаких средств. Открытие – сумасшедшее! Настроили новых стадионов (мы играли на идеальных футбольных полях - ровных, словно бильярдный стол). Хорошие гостиницы, питание... Они уже и через 5 лет будут готовы принять чемпионат мира.
- А с точки зрения игры и силы соперников вам интересно было участвовать на этом турнире?
- Конечно. Сборную Узбекистана возглавил новый тренер, и наша игра изменилась в лучшую сторону. Результаты Кубка Азии, на мой взгляд, объективно отображают силу сборных: Япония, Австралия, Корея… Нам немножко не хватило – четвертые.
- Как оцениваете шансы сборной Узбекистана в контексте выхода на чемпионат мира?
- Неплохо оцениваю. Скоро будет жеребьевка. Судя по той игре, которую мы демонстрируем, мы обязаны выходить. Конечно, многое будет зависеть от жеребьевки, от соперников.
- В свое время вы стали вторым в номинации лучший футболист Азии. Расскажите, что там за конкурс был? Там как-то хитро определяют победителя.
- Я ездил на награждение, после чего сказал, что больше туда ни ногой. Потому что победителя там определяют… не поймешь как. Если в Европе есть официальный расклад по голосам, то там, такое ощущение, приз получает тот, кто присутствует на церемонии. Например, три года назад предварительно озвучили трех претендентов, из которых на церемонию приехал только Мехди Махдавикия, ему и был отдан приз.
Я тоже не собирался ехать, но меня уговорили. Полетел. В воздухе провел 15 или 17 часов, но когда прибыл в пункт назначения, организаторы были в шоке! Меня там не ждали. У них уже был один араб, который и готовился к церемонии вручения. А тут я нарисовался: паника, что делать! Все иностранные журналисты тоже были в шоке.
- Помните, кому приз достался?
- Какому-то центральному защитнику, которому на тот момент было 19 или 20 лет. Он только начал играть в футбол. После этого я сказал: спасибо, но дальше без меня, даже не приглашайте. Конечно, с этим нужно что-то делать, должна быть объективность.
- Насколько положительный след в узбекистанском футболе оставили бразильский тренер Сколари и его соотечественник Ривалдо, работавшие в «Бунедкоре»?
- На них ходили зрители, но достаточно быстро это все закончилось. Не понимаю, зачем там нужен был Сколари, ведь насколько я слышал, управлял командой Ривалдо. А потом они между собой поругались. Ривалдо сказал игрокам, вы Сколари не слушайте, меня слушайте.
Они приехали заработать денег, а с собой привезли человек 15 обслуживающего персонала: повар, садовник, няньки. Думаю, это было лишнее. Хотели сделать суперклуб, но что-то не получилось: азиатскую Лигу чемпионов «Бунедкор» так и не покорил.
- А на вас представители команды выходили? Вы ведь тоже достаточно именитый футболист.
- Интерес был, но на тот момент я выступал в «Динамо» и подобные разговоры всерьез не воспринимал.
- Как на ваш взгляд сборная Украины выступит на Евро-2012 и сможет ли команде помочь Андрей Шевченко?
- Думаю, сможет, он капитан команды. С такой подгруппы выйти будет сложно, но, думаю, что болельщики помогут. Команду Блохина на чемпионате мира тоже все хоронили, но ничего, дошли до четвертьфинала.
- Во время чемпионата Европы вы будете находиться в Киеве?
- Если честно, хочу уехать, сюда ведь столько людей понаедет, а я не люблю столпотворения.
- Но следить за ЧЕ будете?
- Конечно!
- Вы следите за своей статистикой забитых голов?
- Нет. У меня супруга этим занимается. Я даже новости не читаю, в Интернет не заглядываю. Если что-то интересное, она меня просвещает.
- Просто вам осталось забить всего 12 голов, чтобы догнать лучшего бомбардира в истории чемпионатов Украины – Сергея Реброва…
- Обогнать Реброва - я такой целью не задаюсь, но выходя на каждую игру, говорю себе: «надо забить, забить, забить». Буду и дальше стараться это делать. Но уже балдею и от того, когда ассистирую. Забивать тоже надо, ведь без этого форварды не ценятся. Нужно напоминать о себе.
- Как относитесь к смене гражданства ради футбола? Примеры – Эдмар и Девич.
- А почему бы и нет? Они от чего-то отталкивались, видимо, у себя на родине не было возможности играть. Тем более, когда в клубе все складывается хорошо: тебя ценит тренер, руководство. А когда ты не считаешься легионером, отпадает сразу много вопросов, считаю, это нормально.
- А к лимиту как относитесь?
- Легионеры есть в каждой команде. На мой взгляд, они повышают уровень. Например, в Узбекистане могут играть только три иностранца, и клубам там приходится тяжеловато.
- Вы были на реконструированном НСК «Олимпийский»?
- Да. Мы всей семьей ходили на открытие.
- Как впечатления?
- Мощный. Но я думал, они сделают его компактнее, трибуны будут ближе к полю. Мы сидели за воротами и такое впечатление, что далеко. Нужен бинокль. Если хотя бы дорожки убрали… Но я понимаю, что это очень сложно, надо было сносить трибуны.
А вот акустика там хорошая, только его нужно заполнять.
- С весны на этом стадионе будет играть «Динамо». Болельщики потянутся?
- На первые матчи определенно. Многие захотят увидеть новую арену, но со временем, думаю, все будет так, как было на стадионе «Динамо».
- Максим, чем любишь заниматься вне футбола? Как проводите досуг?
- Летом – это рыбалка. Зимой время в основном провожу на природе, на даче. Играю в бильярд, нарды, теннис. В принципе, приобщаюсь ко всем видам спорта.
- А как во время тренировочного сбора проводите свободное время?
- Как правило, играем в картишки. Но свободного времени в этот период не так много.
- Жене по домашнему хозяйству помогаете?
- Не скажу что часто, но бывает.
- Где проводили зимний отдых?
- В Эмиратах. Позагорали, развеялись. Свободное время стараюсь проводить с семьей, его ведь не так много. Сейчас вот снова уезжаем на 16 дней на сборы.
- Как в этот период поддерживаете связь с семьей?
- По скайпу, по телефону?
- А в социальных сетях вы есть?
- Нет. Ни в «одноклассниках», ни «в контакте» - нигде. Не мое это.