Олег БЛОХИН: "Если Хачериди не изменится, двери в сборную для него закрыты"
Главный тренер сборной Украины Олег Блохин в воскресенье был гостем новогоднего выпуска программы "Футбольный уик-энд", где обстоятельно поговорил с Александром Денисовым.
Андрей Шевченко, будучи у нас в гостях, затронул интересную тему уважения к сборной. Когда вы первый раз пришли в сборную, уважения к ней было больше, чем сейчас?
Да нет, думаю, отношение было таким же. Но я поддерживаю Андрея в том, что как бы ни играли "Динамо", "Шахтер" или "Металлист", игра сборной всегда должна быть на первом месте, ведь она во главе пирамиды нашего футбола. В Италии к этому пришли, у нас такого отношения к сборной еще нет.
Быть может, дело не столько в футболе, сколько в социуме? Себя недооценивают, других не уважают...
Все это в комплексе. Нельзя отрывать нашу страну от ее спорта. Вот Украина пытается вступить в ЕС, а наш футбол — закрепиться в Европе. Но почему-то мы думаем, что наш футбол должен быть впереди экономики.
Наверно, нужно сначала научиться уважать самих себя, ценить свои достижения...
Смотрел недавно передачу, где показывали, как я на мероприятие "Адидаса" приехал на обыкновенной "Шкоде". На это кто-то из комментаторов сказал: "Был бы это Липпи, он бы приехал на "Мерседесе" и с охраной". Мы еще, видимо, с советских времен не научились уважать самих себя.
Когда работалось тяжелее: сейчас или в первый раз?
В первый. Я не знал, как создать сборную за два дня. Команда собиралась за 48 часов перед игрой. После опыта клубной работы для меня это было непонятно. Но в один прекрасный момент я сел, подумал и решил: надо сделать так и так.
Значит, есть какие-то секреты?
Есть, но я не буду раскрывать. Я долго к этому шел. Мы провели очень много товарищеских матчей, меня все ругали, я сам внутри шарахался, хоть и не показывал это на публике. Потом я принял одно решение, о котором не скажу, и пришел к тому, к чему пришел.
Надеюсь, речь не о бейсбольной бите?
(Смеется.) Секрет.
Раз уж речь зашла о секретах, приоткрою один. Мы с вами общались некоторое время назад, и вы в разговоре очень часто упоминали свою супругу. Мне показалось, что это женщина имеет действительно большое значение в вашей жизни. А когда вы принимали сборную, вы с ней советовались?
Моя жена не влезает в футбол. Когда ей предлагают сняться на телевидении, дать интервью, она говорит, что в ее семье достаточно одного известного человека. Она занимается семьей, создает уют, который помогает мне в непростые моменты. Если же я заговорю о футболе, она даст мне выговориться, но сама на решение не влияет, а поддержит мое.
В этом году вы приняли команду в тяжелейший момент, провели несколько поединков, ни разу не имея оптимального состава. Что из задуманного у вас получилось в этот период?
Мы просеяли кандидатов. Кто-то поймал свой шанс, кто-то нет. Матчи с Германией и Австрией показали, что у нас есть коллектив, который в непростой момент может сплотиться и дать результат. Да, я понимаю, что игра не идеальная. Проблема в нехватке времени. Если бы меня пригласили немножко раньше, проще было бы нащупать костяк, определиться с составом. Но даже если ты уже определился — начинаются травмы, и опять приходится экспериментировать. Постучу по дереву, чтобы к Евро все подошли в добром здравии.
Кто говорит, что в сборную можно набрать 35 человек, пускай мне назовет их фамилии. Это совершенно разные уровни: играть в чемпионате с "Ильичевцем" или "Зарей" и в сборной против Франции, Англии, Италии. Те, кто считают, что мы готовы с такими соперниками играть на равных, ошибаются. Точно так же, как и наша страна еще не готова вступить в ЕС. Да, мы прогрессируем, у нас есть хорошие футболисты, у нас хорошая команда, которая будет биться на Евро. С каким успехом — другой вопрос. Но нельзя завышать планку. У нас она и так после 2006 года поднята очень высоко.
В процентном соотношении из ста возможных, на сколько сейчас готова команда?
Думаю, процентов на 80.
Можно ли сказать, вы совсем не изменились с тех пор, как впервые возглавили сборную?
Внешне за 8 лет однозначно изменился. (Смеется.) А по характеру, по отношению к делу — нет. Нельзя отходить от собственных принципов.
Какой минимум и какой максимум поставил для себя на Евро максималист Олег Блохин?
Когда еще с самого начала говорили, что мы должны выиграть домашний чемпионат Европы, я считал это авантюрой. Надо реально смотреть на вещи: приезжают как-никак лучшие команды мира. Поэтому я считаю — и считал до жеребьевки, — что перво-наперво нам нужно выйти из группы. Не могли нам в группе попасться легкие команды. Если кто-то думает, что Россия попала в легкую группу, это не так. Она у них совершенно непредсказуемая. У нас же все понятно: французы с англичанами считают себя фаворитами, а мы со шведами — вроде как низшее общество. И это с какой-то стороны хорошо, ведь знаю, что со всеми в группе мы вполне можем играть. Еще хорошо, что первый матч мы проводим со Швецией.
В любом случае, после Евро мы будем иметь сборную, полностью готовую к отбору на ЧМ-2014. Обновляться нужно было еще после 2006 года. Но, видимо, молодежь тогда не подошла... Ветераны уже сделали все, что они могли.
Потенциал нынешней команды сильнее той, что была в 2006-м?
Думаю, да. У нас сейчас сплав опыта и молодости. Есть ребята, которые прошли со мной чемпионат мира, которые меня понимают и помогают в работе с молодежью. А молодежь не всегда понимает, где она находится.
После того, что в матче с "Маккаби" вытворил Хачериди, двери в сборную для него закрыты?
Не готов пока ответить, честно говоря. Нужно серьезно подумать. Если человек не поменяется, то двери, естественно будут закрыты. Я не имею права рисковать этим турниром ради одного Хачериди. Он должен понимать, что национальная сборная — это престиж всей страны. Если же он и дальше хочет себя так вести, пусть это делает у себя дома. Я еще могу понять Кучера, ответившего на удар по лицу. Хотя я все равно высказал ему свои претензии, потому что от таких действий страдает вся команда. На Евро этого допустить нельзя.
Постоянные вопросы о вашей фартовости вас веселят или раздражают?
Сначала злился. Но ведь фарт должен быть подкреплен чем-то, он ведь не падает с неба! Так что теперь я говорю: "Дайте мне миллион долларов, поедем в Монако, поставим на рулетку, заработаем деньги и закроем этот вопрос".
Кстати, вы пробовали в самом деле попытать счастья в азартных играх?
Пробовал, ничего не получается. В другом везет, значит.
То, что главные доноры сборной "Динамо" и "Шахтер" уже распрощались с еврокубками в этом сезоне, — хорошая новость для вас?
Честно? Для меня как тренера сборной это очень хорошо! Правда, для всего украинского футбола это очень плохо. Мы здорово теряем в престиже. Нужно заявлять о себе, нужно светиться в Европе. Сборная в конечном итоге от этого только выиграет.
Что вы можете сказать по поводу последних скандалов, связанных с судейством в чемпионате Украины?
Я, конечно, могу долго говорить на эту тему. Но — где доказательства? Первым делом что-то должны предпринять президенты клубов. Создать правила игры. Возможно, есть смысл Верховной раде принять определенные законы. Этими проблемами должны заниматься компетентные органы. Пусть найдут доказательства и обрубят корень зла.
Какой подарок вы бы заказали Деду Морозу на Новый год?
Это бы касалось исключительно моей семьи.