Балтийский ветер в Украине
Алексей РЫЖКОВ
«Почему вы балтийские государства все время стрижете под одну гребенку? Ведь мы все очень разные», - вопрошал российских журналистов Витаутас Ландсбергис в свою бытность Председателем Сейма Литовской республики. Для человека, далекого от балтийских реалий, эта фраза - не более, чем кокетство. На практике же разница в ментальности у представителей трех народов ощутима. Вместе с тем, и сходство также просматривается.
Политологи, анализируя состояние, в котором пребывали бывшие советские республики сразу после распада СССР, замечали, что некоторые-де оказались сразу в Европе, а некоторые в феодальном строе. Умолчим сегодня о вторых, а под первой категорией подразумевались, в первую очередь, прибалтийские республики, или, как принято ныне говорить, страны Балтии. Футбольные обозреватели, анализируя первые постсоветские турниры на Кубок чемпионов Содружества, отмечали, что именно посланцы Литвы, Латвии и Эстонии из года в год показывают на них стабильную игру, подкрепленную достаточно высоким, в сравнении с клубными достижениями прибалтов при советской власти, результатом. Говоря о причинах игровой стабильности балтийцев, пресса и специалисты, как правило, отмечали высокую игровую дисциплину, отличную физическую готовность и четкое следование тренерским установкам. Отсюда вытекает вывод об общем для прибалтов профессиональном подходе к своей работе. Возможно, футболистов из этих республик и нельзя назвать яркими творцами на полях, но дело свое они знали и выполняли его добросовестно.
В последние годы существования СССР вильнюсский «Жальгирис» стабильно входил в число лидеров союзного чемпионата, рижская «Даугава», демонстрируя радующий глаз футбол, оккупировала верхние строчки турнирной таблицы в первой лиге, но так и не сделала прыжка наверх, в футбольную элиту СССР. Таллинский «Спорт» похвастать какими-то славными достижениями не мог. В Эстонии просто не нашлось своих футбольных гуру, которыми в конце 80-х были Беньяминас Зелькявичюс (игравший в свое время в донецком «Шахтере») для Литвы и Янис Скределис (тренировавший одно время запорожский «Металлург») для Латвии.
Постсоветское время характеризуется для балтийцев в первую очередь поворотом в сторону европейских политических и экономических институтов. Ближе к Европе стал и местный футбол. Общее для Литвы, Латвии и Эстонии - в целом невысокий уровень местных клубов и добротный уровень национальных сборных. Сначала на евроарене блеснули латвийцы. Ведомые интеллигентным и вдумчивым наставником Александром Старковым, ребята с берегов Даугавы первыми из балтийцев проторили дорогу в финальную стадию Euro. Спустя восемь лет после латвийцев, со свойственной им вальяжностью, шаги в сторону финальной стадии Euro сделали эстонцы, до последнего тура ведущие борьбу за второе место в своей отборочной группе. Литовцы отличаются от своих соседей тем, что, демонстрируя добротную игровую стабильность и, как правило, занимая довольно высокие места в отборочных группах, никогда не приближались вплотную к «пропускному пункту» на большой турнир.
Под стать игре своих национальных сборных и игра балтийских легионеров в Украине. Литовский контингент в украинском чемпионате наиболее многочисленен и стабилен. Среди прочих выделяются Андрюс Йокшас и Дайнюс Глевецкас. Первый поиграл в разных украинских клубах и запомнился наибольшим среди своих соотечественников количеством матчей, проведенных в украинском чемпионате. Второй защищал цвета донецкого «Шахтера» в течение довольно длительного периода в конце 90-х годов, что само по себе может считаться хорошей характеристикой игрока. Если говорить о футболистах хорошего уровня, не реализовавших себя в Украине, то, прежде всего, следует назвать Эдгараса Чеснаускиса, так и не раскрывшегося до конца в киевском «Динамо». Нельзя не вспомнить и вратаря киевского «Динамо» с трагической судьбой Вальдемараса Мартинкенаса. Он поиграл за самый титулованный клуб Украины еще в позднесоюзное время и на заре наших национальных чемпионатов. После Киева Мартинкенас защищал цвета клубов из Финляндии, Эстонии, России, Швейцарии. Успел поработать и тренером. В 2004 году Вальдемарас утонул в горной реке в Словении, где его подопечные - футболисты таллиннской «Флоры» - проводили предсезонный сбор. Ему было 39 лет.
В целом, литовские футболисты добротного уровня вдоволь поиграли в украинском футболе, но сказать, что они оставили в нем незабываемый след, нельзя. Возможно, исправить ситуацию сможет нынешний игрок киевского «Арсенала» Саулюс Миколюнас.
У латвийцев, покорявших Украину, ситуация в чем-то схожа с литовцами, но имеет и определенные отличия. И Латвия делегировала своего представителя в донецкий «Шахтер». Андрей Штолцерс провел в оранжево-черной футболке около полусотни матчей, забивая почти в каждой третьей игре. Однако убедить руководство горняков в своей исключительной футбольной одаренности, по большому счету, так и не смог. Число матчей, сыгранных Марисом Верпаковским в футболке «Динамо», также близко к полусотне. Перед переходом в Киев Марис долго колебался. По его словам, основным побудительным мотивом в принятии решения отправиться в «Динамо», стало присутствие в столице Украины на матче Лиги чемпионов. Переполненный 83-тысячник гудел, как растревоженный улей, и Марис не в силах был отказаться от соблазна почувствовать себя в эпицентре внимания столь многочисленной аудитории преданных футболу людей. В итоге Верпаковский, к сожалению, не смог себя реализовать в бело-синей футболке. В матчах чемпионата Украины он забивал реже Штолцерса, а руководство и тренерский штаб «Динамо» постепенно в нем разочаровались. В бытность игроком «Динамо» он становился чемпионом Украины и дважды обладателем кубка нашей страны. В те же годы Марис дважды подряд признавался Игроком года в Латвии. После Украины уроженец Лиепаи играл в Испании, Хорватии, Греции и Азербайджане. Через несколько дней Марису исполняется 32 года. Лучшие футбольные годы уже позади, но чемпионат Азербайджана, в котором ныне осел Верпаковский, способен, если и не удовлетворить футбольные амбиции ветерана, то, по крайней мере, обеспечить знаковому для Латвии игроку достойное финансовое вознаграждение. Латвийцы в Украине - это, пожалуй, исполнители с высоким потенциалом, но не отличавшиеся игровой стабильностью. В чем-то их можно назвать игроками настроения.
Эстония, как наименее населенное из балтийских государств, представлена в украинском чемпионате и наименьшим количеством легионеров. Конечно, среди них выделяется форвард «Карпат» Сергей Зенев. Уверен, что в ближайшее время он перегонит Андрюса Йокшаса по количеству матчей, сыгранных в чемпионате Украины, выйдя таким образом на первое место среди представителей Балтии. А вот результативность эстонца могла бы быть и повыше. Во всяком случае, сыграв в украинском чемпионате почти вдвое больше матчей, чем Верпаковский или Штолцерс, Зенев пока что забил ощутимо меньше мячей, чем вышеназванные латвийские игроки. Отметим, что эстонским футболистам, в частности, Зеневу и экс-волынянину Таави Ряхну, наиболее комфортно именно на Западной Украине. Неслучайно суммарное количество их матчей в составах местных клубов ощутимо превышает число игр, проведенное остальными эстонцами в других украинских командах.
На заре футбольной независимости Украины посланцы балтийских стран пользовались спросом у руководителей наших клубов. По словам, одного из них, «балтийские футболисты - это оптимальное соотношение цена/качество». В то же время, ныне поток легионеров из Латвии, Литвы и Эстонии иссяк. Балтийский ветер, дуновение которого явственно ощущалось в футбольной Украине в 90-е годы, утратил свою силу. Выросшие уже в независимых государствах и зачастую не владеющие русским языком молодые балтийцы ментально стали немного дальше от украинцев, талантливая футбольная молодежь из этих стран все чаще обращает свои взоры в сторону других государств. Британский футбол, в симпатиях к которому регулярно признаются балтийцы, по манере игры вполне подходит упорным, высокорослым, выносливым и физически сильным прибалтам. Конечно, не всем из них по силам найти себя в английской премьер-лиге, но в лигах поскромнее многие балтийцы чувствуют себя вполне комфортно.