4 жовтня 2011 10:17

Заработать карточку за 20 секунд

В воскресенье, наблюдая с коллегами за игрой «Ильичевец» - «Металлист», обратил внимание на один интересный эпизод. Шла 88-я минута встречи, когда Папа Гуйе нарушил правила в центре поля, но разыграть штрафной удар Игорю Ищенко активно мешал Эдмар, ставший прямо перед мячом.

Спустя 20 секунд ситуация повторилась: снова фол в центре поля, только на этот раз в исполнении самого Эдмара, после чего хавбек «Металлиста» вновь стал мешать сопернику быстро ввести мяч в игру, что в итоге вынудило арбитра встречи Олега Деревинского показать ему желтую карточку.

Действия Эдмара вызвали подозрения: как-то уж слишком настойчиво он выпрашивал у арбитра «горчичник». Сообщив об этом коллегам, а также высказав предположение, что на данный момент у бывшего бразильца в пассиве три желтые карточки, следующий матч «Металлист» проведет с аутсайдером, а через тур сыграет с кем-то из лидеров, я заглянул на сайт премьер-лиги и поочередно убедился в каждой своей догадке. Эта желтая карточка стала для Эдмара четвертой - соответственно, следующий тур, в котором его команда встречается с «Черноморцем», до недавнего времени находившимся в зоне вылета, он пропустит. Зато к поединку с «Шахтером», равно как и к последующим встречам с «Ворсклой» и «Динамо» никакая дисквалификация ему грозить не будет.

В общем, все сходится, и совершенно очевидно, что Эдмар эту желтую карточку получил умышленно. Даже признания самого футболиста не требуется. Однако понесет ли он за это наказание? В Европе, наверное, понес бы. У нас - вряд ли.

Наверняка многие читатели помнят разбирательство, которое устроила УЕФА по итогам матча группового турнира прошлогодней Лиги чемпионов между «Аяксом» и «Реалом». После разбора ситуации и просмотра видеозаписи контрольно-дисциплинарная инстанция Европейского футбольного союза пришла к выводу, что Хаби Алонсо и Серхио Рамос, имевшие в пассиве по предупреждению, по указанию наставника мадридцев Жозе Моуринью поочередно умышленно затягивали время, чтобы получить вторую желтую карточку. Благодаря этому они пропускали ничего не значащий для «Реала» последний матч в группе, а к плей-офф подходили «чистыми». Причем в данном случае игрокам нужно было напроситься именно на удаление, поскольку после первых предупреждений оба автоматически попадали под угрозу дисквалификации за перебор «горчичников».

Вердикт УЕФА вызвал негодование со стороны Моуринью, однако, смею предположить, оно оказалось больше показным. Ведь дисквалифицирован был лишь он, причем всего на одну игру (еще на одну - условно), тогда как наказание Алонсо и Рамоса ужесточено не было. Зато дисциплинарный комитет ударил по нарушителям рублем, а точнее, евро: Моуринью оштрафовали на 40 тысяч, удаленных футболистов - на 20, Ежи Дудека и Икера Касильяса, которые передавали указания главного тренера, - на 5 и 10 соответственно, а сам клуб - на 120 тысяч.

Можно вспомнить аналогичные санкции, вынесенные в 2008 году игрокам «Лиона» Крису и Жунинью. Они также были уличены в преднамеренном получении желтых карточек, за что были оштрафованы на 15 и 10 тысяч евро соответственно.

Правда, доказать каждый подобный случай УЕФА не может. Иногда просто не получается уследить за нарушителями. В частности, однажды Дарио Срна признался, что получил предупреждение специально, однако, по всей видимости, делал это хорват не так явно, а интервью давал украинскому изданию, и это не дошло до ньонских ушей.

У нас же этим вопросом никто не занимался, не занимается, и, похоже, заниматься не планирует. Дисквалификация Фернандинью по итогам просмотра видеозаписей остается одним из редких примеров позитивных сдвигов в направлении наказаний футболистам постфактум.

В премьер-лиге мне сказали, что механизма вынесения наказаний за подобные действия нет. Есть правила игры, есть арбитр, который следит за их выполнением и принимает решения. Если он не увидел какого-то нарушения, или увидел, но принял ошибочное решение, «в игру» может вступить контрольной дисциплинарный комитет ФФУ. В остальном - увы.

В КДК вышесказанное подтвердили, также сославшись на отсутствие пункта в регламенте. Теоретически, конечно, Эдмара могут как-то наказать, но реально - очень маловероятно. Нарушение (в данном случае, наверное, следует иметь в виду нарушение принципов fair play) должно быть настолько явным, насколько это возможно, поскольку доказать его трудно, а сам игрок вряд ли последует примеру Срны и признается. Также должна быть соответствующая запись в рапорте арбитра или делегата. И если с первым пунктом проблем нет (повторюсь, цель поступка Эдмара была очевидна), то никаких записей в рапорте, естественно, нет. Потому что во время матча у того же судьи есть более важные задачи, чем вычисление, специально у него выпрашивают желтую карточку или нет. Да и не должен он знать, сколько предупреждений в пассиве того или иного игрока. А вот делегат, в принципе, этим вопросом мог бы и обеспокоиться.

Еще одна инстанция, которая могла бы заняться этим делом - комитет по вопросам этики и честной игры, однако и в этом случае ничего не выйдет. Как сказал глава комитета Игорь Кочетов, он и его сотрудники могли бы изучать подобные деяния, однако пока нет договоренности между клубами и федерацией, чтобы доверить работу над этими вопросами его ведомству, об этом не может быть и речи.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что Эдмар откровенно пренебрег принципами fair play. Наоборот, полузащитник «Металлиста» является одним из наиболее интеллигентных игроков в нашем чемпионате. Просто он воспользовался тем, что, совершив такое действие, может выйти сухим из воды и в дальнейшем быть полезным команде.

Ну а наши функционеры, надеюсь, получили очередную причину усовершенствовать регламент…

Андрей ВАРЧАК