29 вересня 2011 12:17

"Маккаби" Т-А: Живущие по средствам

В Одессе, наверное, сказали бы: «Нам с вас смешно». Я имею в виду выраженные в евро цифровые итоги летней трансферной деятельности «Маккаби» из Тель-Авива - сегодняшнего соперника киевского «Динамо». Всего две продажи - Маор Бузагло, ушедший в бельгийский «Стандард» за полмиллиона и Тамир Кахалон, доставшийся польской «Краковии» за сто тысяч. При этом - ни одного приобретения, о котором точно было бы известно, что оно сделано за деньги. Хотя, по крайней мере, вратарь Гай Хаймов, считающийся сейчас вторым номером в сборной Израиля, как и пришедший из хорватского «Вараждина» молодой центральный защитник Роберто Пунчец, и правый бек Омер Веред из хайфского «Хапоэля» наверняка достались «Маккаби» не задаром. А так - получается весьма скромная статистика для клуба с более чем вековой историей. 105 лет исполнилось первому еврейскому футбольному клубу в Оттоманской империи, сначала носившему название «Ха-Ришон Ле-Цион Яффо». До основания Тель-Авива оставалось еще три года, но как только это произошло, клуб принял новое имя, дожившее до нашего времени.

Что было до обретения Израилем независимости? Сначала междусобойчики друг с другом, редкие, но порою звучные (в Америку и Австралию) турне за границу, участие в Палестинской лиге, которая как-то из-за внутренних разногласий и противоречий разделилась на две - условно лигу «Маккаби» и лигу «Хапоэлей».

ИЗ АЗИИ ЧЕРЕЗ ОКЕАНИЮ - В ЕВРОПУ

На футбольной жизни Израиля безусловно не лучшим образом сказывалось то, что тамошняя федерация входила в Азиатскую конфедерацию футбола. Не все ее члены дружили с израильтянами, и контакты с Европой были не так часты, как хотелось бы. Хотя случалось и выгоду извлечь из этого. К примеру, второй клубный чемпионат Азии в 1971 году (первый был завоеван в 1969-м), «Маккаби» получил без борьбы, вследствие отказа сыграть против израильтян чемпиона Ирака. Мы, кстати, в СССР тоже нечто подобное проходили, когда нашим клубам в еврокубках доставались албанские команды, которым было запрещено играть против «ревизионистов», извративших учение Ленина и Сталина.

Клубный чемпионат Азии после вышеупомянутого инцидента надолго прекратил свое существование, а чуть раньше преимуществом статуса «отверженной» воспользовалась сборная Израиля, попав пока единственный раз в своей истории в финальный турнир чемпионата мира так сказать, через черный ход - зону Океании.

Вступления в УЕФА пришлось ждать долго - до 1992 года, но контакты с Европой постоянно ширились, и даже советские команды (если не ошибаюсь, первопроходцем после долгого перерыва в 1989 году, еще до восстановления дипломатических отношений с Израилем, было как раз киевское «Динамо») посещали Землю обетованную.

С израильскими игроками по упомянутой выше азиатской причине мы были знакомы плохо, но некоторых, выступавших за заметные европейские клубы, все же знали: Эли Охана, Ронни Розенталь, Бонни Гинзбург… «Маккаби» внес в это дело и свою лепту, делегировав в «Ливерпуль» левого защитника Ави Коэна, который стал всего лишь вторым легионером (британцы не в счет) в истории «Красных». В декабре прошлого года Коэн, в то время - председатель Ассоциации футболистов Израиля попал в страшную автокатастрофу и через несколько дней скончался в больнице в результате черепно-мозговой травмы.

ДЕТИ АВРААМА ГРАНТА

Лучшими в современной истории «Маккаби» были 90-е годы прошлого века, когда под началом тогда еще не такого знаменитого, как сейчас, Авраама Гранта, работавшего с командой девять лет с годичным перерывом, клуб трижды становился чемпионом Израиля. Последний же титул достался тельавивцам в 2003-м, когда ими руководил Нир Клингер. Увы, развить успех Клингеру не удалось и восьмое место спустя два года, естественно, привело к его увольнению и послужило отмашкой для новых тренерских назначений, следовавших с вызывающей скорее сочувствие, чем злорадство, периодичностью - раз в год (президенты менялись в три раза реже). Очередным спасителем финишировавшей на сей раз третьей команды призван стать 47-летний Мордехай (Мотти) Иванир, до этого работавший в Израиле с клубами средней руки, юниорской и молодежными сборными. Наверное, именно в первых у него выработалась упомянутая в начале рассказа о «Маккаби» привычка жить по средствам, а во вторых - умение работать с молодежью.

Не знаю, откуда у него вспыльчивость, но именно она не позволит Иваниру пребывать на скамье запасных тельавивского клуба во время сегодняшнего матча с «Динамо». Тренер повздорил с арбитром поединка «Панатинаикос» - «Маккаби», был отправлен в раздевалку, а потом получил дисквалификацию на три матча. Аналогичным образом в той встрече отличился и нападающий Мусса Конате, так что в лучшем случае увидим его в Киеве.

КАК БОРОТЬСЯ С ЛИМИТОМ

Возвращаясь к комплектованию команды, не могу не отметить, что в отличие от украинских клубов, израильские ограничены строгим (до пяти человек) лимитом на легионеров. Обходить его, конечно можно, но для этого необходимо иметь либо еврейские корни как у аргентинца Гильермо Исраилевича, либо жениться на гражданке Израиля, как это сделал соотечественник последнего Роберто Колаутти, получивший в результате право даже сыграть за сборную Израиля. Исраилевича тоже приглашали, но пришла запретная петиция из ФИФА, напомнившая, что Гильермо уже заигран у себя на родине на юношеском уровне, а два матча за израильскую молодежку мировые футбольные власти просто вовремя не заметили. Можно добиться израильского гражданства, прожив в стране достаточно большой срок и доказав делом, что ты здесь нужен. В этом плане самый яркий пример - советский вратарь Александр (Шура) Уваров, игравший за «Маккаби» из Тель-Авива в 90-х годах, а сейчас работающий с вратарями этого клуба и сборной.

Взглянув на заявочный список «Маккаби», определяем, что в команде пятеро чистых легионеров. Конате, как уже сказано выше, в игре с «Динамо» команде не помощник. Остаются четверо, из которых лишь трое имеют стабильное место в основном составе. Начиная от печки, не могу не отметить пару центральных защитников - Павичевич - Нивалду. В Израиле они играют год с небольшим, но недюжинный опыт поколесивших по Европе (а бразилец еще и по Южной Америке) ветеранов позволяет им понимать друг друга с полуслова, а Гаю Хаймову - единственному игроку «Маккаби», вызванному на последний матч сборной Израиля (в октябре наверняка будет больше - может, пригласят Зива, или Колаутти) - чувствовать себя за ними как за каменной стеной. Правда, в свете стамбульского результата (1:5 от «Бешикташа») это, наверное, можно отнести лишь ко внутреннему первенству.

Босниец Харрис Медунянин, во время выступлений в Голландии обзаведшийся еще и нидерландским паспортом - мозговой центр команды. Занимая стартовую позицию опорного полузащитника, способен подключиться к атаке и дирижировать действиями товарищей.

А впереди в отсутствие Конате почти наверняка выйдет Колаутти, а дальше уже решать Иваниру. Ни в чемпионате страны, ни в Лиге Европы у «Маккаби» нет одной стандартной схемы. Наставник может оставить в нападении как одного игрока, так и пару. Во втором случае тренеру придется выбирать между опытным Бараком Ицхаки, имеющем опыт выступлений в Европе, и молодым Монсом Даббуром. У первого, как мне кажется, шансов больше.

Евгений БЕЛОЗЕРОВ