19 травня 2011 21:53
2

Учиться никогда не поздно

Артем ФРАНКОВ, «Футбол»

В понедельник, 16 мая, в Доме футбола Пьерлуиджи Коллина встречался с журналистами в необычном для наших просторов формате. Впрочем, не факт, что где-нибудь это обыкновенное дело… Как бы то ни было, куратор судейского и инспекторского корпусов Украины проводил мероприятие под названием семинар для теле– и радиокомментаторов.

Проще говоря, ликбез футбольных правил – чтобы не удивляться потом произносимому с экрана кретиноскопа или из динамика идиотоприемника.

Судя по живой и непосредственной, приветственной, а где и недоуменной, но неравнодушной реакции собравшихся – проняло. Значит, собрались не зря, значит, хорошо бы продолжать. Хотя, как показалось, многие рассчитывали, что это опять будет общение в режиме «а вот почему там пенальти не поставили», а пришлось иметь дело с логикой и демонстрировать знания. Ну, у нас так принято – переть со своим уставом в чужой монастырь. Мало ли что Коллина собрался обсудить – мне-то другое нужно!..

УЧИТЕ МАТЧАСТЬ!

Есть Правила игры в количестве 17 штук, но они не в состоянии описать всё многообразие ситуаций, возникающих в футболе. Поэтому к правилам прилагаются рекомендации ФИФА и УЕФА арбитрам, которые призваны помочь трактовке правил и максимально облегчить работу. Если правила еще читали в детстве процентов двадцать-тридцать футболистов, функционеров и болельщиков (тренерам проще – они на лицензии экзамены сдают, так что наверняка перечитывают), то рекомендации – штука, во-первых, более объемистая, во-вторых, менее распространенная и куда чаще меняющаяся. Их легко скачать – и правила (26 страниц в Word-овском формате), и рекомендации (страниц 35), например, на fifa.com, referee.ffu. org.ua или же referee.org.

Читали? Если да, продолжаем.

Осознали? Прониклись? Спасибо. Дальше мы всё время будем обращаться не только к правилам, но и к их рекомендованным властью толкованиям.

Теперь скажу, что для трехчасового семинара (9.00– 12.00, потому что в 14.00 самолет уже унес Коллину в Дублин, готовиться к финалу Лиги Европы) программа была заготовлена чрезвычайно обширная – 12 спорных вопросов по 15 минут на каждый (выступление уважаемого преподавателя, демонстрация видео, ответы на вопросы). В итоге рассмотрели примерно два с половиной, что было легко предсказуемо – темы такие, что только зацепись… Главное – аудитория из трех десятков журналистов, среди которых человек десять задавали вопросы, явно не намеревалась заглядывать Коллине в рот. Наоборот, его не только спрашивали, но и отстаивали собственное видение ситуации!

К сожалению, совершенно правильные положения «сомнение – непременная черта человека разумного» и «даже признанным авторитетам нужно доверять с осторожностью» зачастую перерастают в отвратительную на вид и вкус крайность «для нас вообще никто не авторитет, мы сами с усами» и даже «мужик, а ты вообще кто? Коллина? Первый раз слышу. У нас в Рыгаловке всегда иначе судили!» Не говоря уже о том, что в Украине вот это направление – списывать все свои грехи на судей – давно доведено до абсурда. Синьору Пьерлуиджи стоило бы любую встречу с прессой начинать с демонстрации подборки вопиющих ляпов вратарей и нападающих, которые обходятся ничуть не дешевле ошибок судей, после чего, многозначительно и молча посмотрев в зал, переходить к работе… Он, насколько мне известно, считает такой подход недостойным. Да как сказать… С волками жить – не обязательно по-волчьи выть, можно и ружьишком запастись!

Интересно не только содержание общения, но и кто что вынес из него. А также все ли хотели чему-то научиться, что-то понять… За себя скажу: учиться нужно всегда, а голова должна работать – «ибо в бездействии ум покрывается ржавью». Это я к тому, что чем больше в толкование правил футбола пытаются внести стройность, соответствие духу игры и прозрачность, тем туманнее они становятся и тем профессиональнее должны быть арбитры, а также все причастные к процессу. Это не вина неких «футбольных жидомасонов», устраивающих злобный заговор против простого болельщика – это вполне объективный процесс, связанный с эволюцией игры и всего, что ее окружает. Футбол становится интенсивнее, хотя кажется, что куда уж дальше; охват телевидением и прочими технологиями – всё шире, что позволяет любой домохозяйке чувствовать себя как минимум Лобановским; игроки-жулики тоже не дремлют – изощреннее становятся нарушения и подготовка к ним…

Что ж, придется поработать и нам с вами. Очень рассчитываю на ваше понимание – иначе не мучьте себя и не читайте. Вообще ничего не читайте – ибо бесполезно.

ИГРА РУКОЙ

Разумеется, мечта арбитра – жесточайший критерий «если мяч встретился с рукой, правила нарушены, свисти». Однако жизнь и справедливость элементарных критериев не приемлют. Ключевым вопросом было и остается наличие в действиях игрока УМЫСЛА. «Конечно, самым правильным было бы спросить самого футболиста – хотел ли он нарушить правила, играл рукой или же контакт произошел нечаянно… Но по понятным причинам это невозможно, и нам приходится искать иной выход из положения». Я бы добавил, что крайне желателен был бы в таких случаях полиграф, или же, на худой конец, чтобы каждый арбитр прошел школу доктора Лайтмана из «Теории лжи». Мерси, но сие тоже из области комической фантастики.

Итак, Коллина, напомнив критерии, о которых вы только что прочитали на стр. 6, привел еще один: игрок стремится занимать больший объем пространства, получая за счет этого преимущество. Сказал бы, что это фактически критерий «естественное – неестественное положение». Смотрим видео.

РУКА В МАТЧЕ «ТАВРИЯ» – «СЕВАСТОПОЛЬ». НЕУМЫШЛЕННАЯ ИГРА РУКОЙ В ШТРАФНОЙ СОПЕРНИКА

Если вы решили, что рука неумышленная и не остановили игру, не важно, что последует дальше: срыв атаки или голевой удар. Вы уже приняли решение, остальное не имеет значения! Нельзя толковать правила на основании продолжения эпизода. Так что игрок «Севастополя», если б сумел обработать мяч после касания его рукой, имел полное право забить… Если бы судья дал штрафной за ИГРУ рукой, это было бы ошибкой.

«МЕТАЛЛИСТ» – «КАРПАТЫ». РУКА ПЕТРИВСКОГО ПОСЛЕ ПРОСТРЕЛА ТАЙСОНА. МНОГО ШУМУ БЫЛО…

Коллина отметил, что успеваешь завести руки за спину, только если есть достаточно времени, здесь же динамика ситуации на это времени не оставляла. Следует обратить внимание на крайне малое расстояние между бьющим и защитником. Так что… Естественно или неестественно положение рук защитника? Занимает ли он заведомо больше пространство? Нет. Выжидательная позиция, чуть согнуты ноги, руки чуть в сторону – 10–15 см от тела… Совершенно естественная позиция! После удара рука не двигалась навстречу мячу и отлетела назад и вверх только после контакта с ним. «Единственная вина защитника в том, что у него есть руки. Но в футболе такое само по себе ненаказуемо». А вот если бы Петривский расставил руки – тогда это было бы наказуемо.

В 98-м году арбитр ошибся, назначив пенальти за удар Баджо в руку защитника сборной Чили. «Это не прецедент – мол, тогда дали 11-метровый, так теперь нужно всё время такие назначать! Наоборот, это четкий пример совсем иного – нельзя автоматически назначать пенальти за любой контакт мяча с рукой!»
Логика такой трактовки очевидна: технически одаренный игрок всегда найдет мячом руку соперника, и тогда игра сведется к стрельбе по верхним конечностям, за которыми будут следовать пенальти и голы…

Вот чем полезны чемпионаты мира – ошибки арбитров на них очевидны всем и обсуждаются всеми же. В том числе в судейских кругах. Я спросил Коллину – а когда ФИФА и УЕФА пришли к такой трактовке игры рукой? Он ответил, что во времена его работы всегда было принято трактовать так, как он рассказал.

Пытался я допросить Коллину на предмет достопамятного момента в матче Гана – Австралия на чм-2010 – когда Кьюэлла удалили за фол последней надежды на линии ворот, а он доказывал, что не играл рукой… Не получилось. Говорит, не помнит.

Обсуждали потом услышанное… Петр Мага предположил, что и в Европе пять арбитров дали бы за такое пенальти, а пять – не дали. И что нам с вами тогда делать?! Я бы
даже поставил на 6:4 в пользу 11-метрового!

«Карпаты» – «Ильичевец». Рука у Тищенко (мяч после удара по воротам попал в ногу блокирующего Тищенко и отлетел ему в высоко поднятую руку).

Коллина: «Должен быть какой-то «предел естественности» – нельзя любое движение записывать в попытки сбалансировать себя». Первое, что нужно сделать – принять решение по естественности положения. Второе – как рука соотносится с траекторией полета мяча. Одно дело – «прямое попадание» в руку, другое – рикошет. Только динамика ситуации порой позволяет оценить, что же это такое было и насколько естественно положение руки. По этому моменту, есть у меня такое подозрение, любое решение арбитра было бы правильным: «Он так решил».

Если бы «канонир» просто отворачивался от мяча, то нормально было бы прижать руку! А игроки лукавят, при повороте выставляя руки и ноги и занимая большее пространство… Коллина: «Если я выбрасываю руки в стороны, то моя вина заключается именно в таком положении рук и я должен понимать, какую ответственность беру на себя. Моя цель – «увеличить» свое тело, и это наказуемо. Расстояние между атакующим и защищающимся игроком в таком случае вторично».

СЕРЬЕЗНОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ

Этот термин вообще на заре футбола не существовал – вот как-то без него обходились. В том числе и потому, что скорости были гораздо ниже, а потому реже ломали людей… Сейчас же игровые столкновения происходят на такой скорости, с такой кинетической энергией, что если пустить дело на самотек, число футбольных инвалидов ежегодно будет переваливать за сотни.

Такова логика, с которой ФИФА в начале 90-х приступила к работе над проблемой.

Поначалу всё виделось гораздо проще, и органы всего лишь запретили подкат сзади – в том смысле, что постановили карать его красной карточкой как несущий опасность здоровью соперника. Можно, конечно, иронизировать по поводу темноты толкователей правил, но вскоре обнаружилось, что сломать игрока можно и сбоку, и спереди с неменьшим «успехом».

Есть три уровня серьезного нарушения (опять же см. стр. 6): неосмотрительность (ненаказуемо), безрассудство (рискую причинить вред) – предупреждение, чрезмерная сила – красная карточка. Это не зависит от того, причинен ли вред, нанесена ли травма – достаточно того, что только описано, результат не столь важен.

«КАРПАТЫ» – «ОБОЛОНЬ». ФОЛ ГОДВИНА НА КОТЕНКО

Очевидная красная – прыжок с высоко поднятой прямой ногой. Главный критерий наличествует – подвергается риску здоровье соперника. Никакой игровой необходимостью прыжок шипами вперед не диктуется. А судья только желтую дал…

Та же история с прыжком голкипера «Волыни» Недилько на Луиса Адриано из «Шахтера» – ошибочно не была показана красная с последующим назначением пенальти. по поводу приснопамятного прыжка голкипера «металлиста» Горяинова в днепропетровца Коноплянку Коллина продолжает настаивать, что ситуация отличается: прежде всего тем, что Горяинов да, прыгает опасно, но перед ним нет игрока – Коноплянка, что хорошо видно с повтора из-за ворот, двигается пересекающимся курсом и тем подставляется под удар… Впрочем, в любом случае ситуация остается крайне сомнительной, и сам Коллина явно колеблется – мол, между желтой и красной, потому что уж очень опасно было при всех оправданиях. Пенальти же не был назначен из-за продолжения эпизода – там ведь Обрадович потом из пустых ворот вынес.

«АРСЕНАЛ» – «ВОРСКЛА». ФОЛ ШОАВЭ, ПРЫЖОК В НОГИ УХОДЯЩЕМУ ВДОЛЬ БОКОВОЙ ЛИНИИ КУЛАКОВУ

Чистая красная! Там не подкат, но опаснейший прыжок в ногу соперника (судья показал «преимущество», то есть позволил продолжить атаку, а потом ограничился желтой). Коллина: «У нас в Италии прямую ногу называют «мартелло», молоток – из-за формы». Да, и за убойную силу наверняка тоже. Здесь как раз четко проявляется отличие от подката: нога Шоавэ приподнята над травой сантиметров на 20. Вот это (а тем более если у игрока наблюдается фаза полета, он вовсе не касается газона) заставляет предположить, что мы имеем дело не с подкатом, а именно с прыжком прямой ногой.

«Динамо» – «Шахтер». Прыжок Милевского в ноги защитнику на 61-й минуте.

Неважно, что Артем сыграл все-таки в мяч – опасный прием, и наказать динамовца следовало желтой карточкой. Желтой, потому что риск был все-таки не слишком велик. Увы, судья ограничился фиксацией нарушения.

«ШАХТЕР» – «ДНЕПР». СЕЛЕЗНЕВ НА РАКИЦКОМ, РУКОЙ В ГОЛОВУ.

У форварда нет возможности ударить по мячу – зато есть отменные шансы повредить здоровью соперника… Что он и делает, так что по справедливости удаления не может быть никаких сомнений.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Здесь модельным видео послужила разборка в недавнем кубковом матче «Шахтер» – «Днепр». Денисов падает возле углового флага, мяч под ним, Тейшейра с маху лупит ногой по лежащему сопернику, вступается Ротань и отбрасывает бразильца, к месту событий мчат другие днепропетровцы, но сразу двоих захватывает за шеи и валит Фернандиньо… После чего свалка переходит в совсем уж неуправляемую. Напомним, что по мотивам разборки горчичники были показаны Русолу и Лаштувке, а также Тейшейре и Срне. То есть главному виновнику, капитанам команд и голкиперу «Днепра», который примчал к месту событий и оттаскивал СВОИХ – видимо, форма бросилась в глаза…

Ну а по Тейшейре я более-менее готов согласиться, что хватит и желтой – если я поверю самому игроку, что он бил именно в мяч, а не в Денисова. Коллина склоняется к тому, чтобы поверить в добрую волю горняка.

Аналогичного характера разборка в матче «Шахтер» – «Металлист» (Рац вытолкнул в рекламу Олейника, после чего главными действующими лицами стали Тайсон и Ракицкий) была всё же помельче масштабом и разрешилась более благополучно. Коллина подчеркнул, насколько сложно в такой ситуации установить истину даже после десятикратного просмотра, а каково арбитру? Да понимаю…

И еще один момент. пенальти и удаление Джулиано в матче «Заря» – «Днепр».

Итальянец искренне недоумевает – какие вообще могут быть вопросы по этому моменту и этому решению арбитра? Очевиднейшее «лишение голевой возможности» – сзади завалили игрока, который выходил к линии вратарской площади на прострел с фланга. Пенальти – за то, что нарушение произошло в пределах штрафной. Удаление – за то, что нарушение носило именно такой характер. Какие вопросы? И разводил, разводил Коллина руками, но снова и снова наталкивался на непонимание части аудитории – а вдруг бы вратарь отбил? Коллина улыбнулся и сказал: «А может, метеорит упал бы».

Я пытался достать его насчет давнего эпизода в финале кубка, когда судья швецов погнал с поля динамовца Диакате за удар через себя – потому что при этом он попал в голову стоящему сзади сопернику. Итальянец отшутился, что для него этот момент совсем уж древний, «из парка юрского периода», отметил опасность такого приема в окружении других футболистов, но предположил, что красную в такой ситуации заработать всё же сложно. Например, потому, что игроки соперника имеют возможность убрать свои могущие пострадать органы и выставить другие, менее чувствительные… Но к каждому такому эпизоду нужно подходить отдельно и оценивать умысел.

О перспективных изменениях в Правилах игры поговорить не удалось – цигель, цигель, ай-лю-лю!

С НАДЕЖДОЙ НА ПРОДОЛЖЕНИЕ

Вот так мы где-то посередине начали углублять свои знания о футболе и где-то посередине закончили… Значит, нужно встречаться снова и снова. Надеюсь, хоть Коллине охоту к такому не отбили.
Понимаете, когда задаешь вопрос, нужно хотя бы примерно представлять, что собираешься услышать в ответ. Я сам этим грешу частенько – когда вопрос задается ради самого факта вопроса, а его внешняя, бьющая по ушам эффектность многократно превосходит ответ и делает его вообще ненужным. Если вы пришли на семинар, при чем здесь вопросы в стиле пресс-конференции – а вот там было то-то, что вы думаете по этому поводу?! Нет же, кое-кому главное – вытащить из куратора признание, что судьи ошиблись там-то и там-то, а здесь они вообще повели себя как натуральные болваны. Но этого не будет – он не для этого приехал в Украину и не для этого представляет здесь Европу, куда мы так стремимся, оставаясь в душе откровенными чурбанами. Глубоко убежден, что разборки Коллины с подчиненными ему судьями носят куда более крутой характер, но он не собирается и не должен выносить их на всеобщее обозрение. Ибо единственным следствием такой «прозрачности» могло бы стать только одно – окончательное прощание с авторитетом арбитров. У нас и без того в последнее время оживились хронические любители валить собственные грехи на людей в черном…

В завершение – о самом, на мой взгляд, дурном. Из чего исходит Коллина, пытаясь достучаться до умов пишуше-снимающей братии? Из того, что она, даже будучи безграмотной и ограниченной, всё же искренне стремится разбираться в футболе и докапываться до истины. Но представляете, для скольких людей на самом деле куда большую роль играют контрвопрос «А на хрена напрягаться?» и логика «Моя команда (мой работодатель, нужное подчеркнуть) всегда права и нам не нужна правда – без нее зачастую спокойнее»?!

Наверняка Коллина если не знает, то догадывается, насколько сильно пронизано этим наше общество. Но виду не подает, гнет свою линию. Уважаю.
 

А вверху и указано "Артем ФРАНКОВ, «Футбол»". А ссылка дана на ресурс, откуда именно взято. Всё нормально.
у джерелі вже писали б ж-л Футбол, а так "копіпастінг"...