29 квітня 2011 10:15
2

Василий РАЦ: "Обидно, что 25-летие победы в Кубке Кубков никаким образом не отмечается"

 

25 лет назад киевское «Динамо» во второй раз завоевало Кубок обладателей Кубков. Канул в Лету сам турнир, приказала долго жить страна, честь которой защищала команда Валерия Лобановского.

Блистательного хавбека киевлян и сборной СССР «Спорт» разыскал в Будапеште, где обосновался… Ласло Рац.

— Ласло в переводе с венгерского — Василий, — объяснил Рац. — Родился я в Закарпатье, но на дворе стоял 1961 год! Поэтому родителям не разрешили записать меня венгерским именем.

Бесков поджидал в «Мерседесе»

— Никогда не задумывались, что Кубка Кубков в вашей карьере могло и не быть? И отношения с Украиной испортили бы в раз и навсегда.
— Имеете в виду мой несостоявшийся переход в московский «Спартак»?

— Именно! Киев и «Спартак» — это же антагонисты во все времена, что, собственно, подтвердила история с Владиславом Ващуком уже в новом веке.
— В 1983 году в Киев приехал питерец Юрий Морозов. Он был хорошим специалистом и человеком, но требований Юрия Андреевича я не понимал. Поэтому весь сезон отыграл в дубле. И вот приезжаем мы в Москву, поселяемся в гостинице «Россия», и вскоре в моем номере раздается звонок. На конспиративную встречу приглашает Константин Бесков. Я украдкой вышел из отеля. Нашел его «Мерседес».

— «Мерседес»? А говорили, что в те годы на «Мерсах» ездили только Высоцкий и Евстигнеев?
— Бесков тоже ездил (улыбается). Короче говоря, Константин Иванович дает готовый контракт: «Пиши заявление в «Спартак». Ты — наш игрок, спартаковского стиля. Зачем тебе Киев с его беготней?»

— И что же вы?
— Взял время на размышление. Хотя понимаю, что из «Динамо» уйти не мог — сразу бы в действующую часть внутренних войск отправили, ведь в то время службу проходил. Меня еще и московское «Динамо», и «Пахтакор» приглашали.

— И вот вы демобилизовались…
— …и никуда не нужно было рваться. В конце 1983-го в Киев вернулся Валерий Васильевич и начал строить новую команду.

— Поход за Кубком Кубков начался для киевского «Динамо» с победы в Кубке СССР. Финал в 1985 году получился чисто украинским. Те, кто не видел игру с «Шахтером» — в высшей степени инфарктную, могут поставить под сомнение принципы фэйр-плей?
— Как в финале Кубка страны мог быть сговор или что-то подобное? Бред полный, согласитесь. «Шахтер» тогда был середняком, но в Кубке всегда бился не на жизнь, а на смерть. И едва земляки не отобрали у нас пропуск в евротурнир. Кстати, венгерские журналисты мне уже 20 лет не дают покоя разговорами о матче СССР — Венгрия на чемпионате мира-1986.

— Неужели и здесь нашли подвох?
— Говорят «отдали» мадьяры игру «большому брату». Представляете! Ага, «отдали», со счетом 0:6.

— На одном дыхании пройдя «Утрехт», «Университатю», «Рапид» и «Дуклу», ваша команда столкнулись с проблемами подготовки к финалу. Эдуард Малофеев вызвал большую группу киевлян в сборную. Представляю чувства Лобановского, никогда не разделявшего взглядов отца «искреннего футбола».
— Конечно, Валерий Васильевич переживал. У Лобановского мы привыкли к интенсивным тренировкам, примерно час-полтора. Малофеев проводил занятия 2,5 часа. За это время и пропотеть успевали, и высохнуть. Не понимали мы тренера. Что такое «искренний футбол»? Его философия была чуждой для нас.

— В товарищеском матче со сборной Румынии травму получил Олег Блохин, едва не пропустивший из-за этого финал. Роль Блохина для киевского «Динамо» образца 1986 года?
— Возможно, травма Олега и была связана с тренировочным процессом Малофеева. Все-таки работали у нас абсолютно другие группы мышц. Олег — авторитет на поле. Все мы видели его преданность футболу, старались равняться.

— Однако характер у нового-старого коуча сборной Украины не сахар?
— Не сахар — это точно. Впрочем, Лобановский не давал ему возможности противопоставлять себя коллективу. Вспоминаю, как на тренировке играли в «квадрат», Олег вспылил, накричал на кого-то из молодых. «Или ты делаешь работу, или собираешь вещи и уезжаешь с базы», — сразу же одернул форварда Лобановский.

«Теплая» встреча в Шереметьево»

— Самое тяжелое испытание накануне финала с мадридским «Атлетико»? Трагедия на Чернобыльской АЭС?
— 27 апреля мы обыграли «Спартак» и сразу отправились в Москву. Потренировались на динамовской базе в Новогорске. Какие-то слухи об аварии до нас доходили, но не более. По-настоящему масштаб трагедии осознали только, когда приехали во Францию. В аэропорту нас встречала толпа журналистов, ни одного вопроса они не задали о футболе! Только про Чернобыль. Все новостные передачи по телевидению начинались со слов «Чернобыль. Авария. Радиация».

— Испугались за родных?
— У меня никого не было в Киеве, к тому времени я еще не женился, а родители жили в Закарпатье. А вот ребята, конечно же, бросились звонить домой. Пытались отправить детей из города.

— Победа хотя бы на какое-то время отвлекла вас от переживаний? Очевидцы рассказывают, что в московском аэропорту Шереметьево получилась «теплая» встреча?
— Такое чувство, что мы выиграли Кубок области. Ни одного болельщика, ни одного журналиста, ни одного руководителя! Встречал нас лишь администратор сборной. Загрузились в автобус — и снова в Новогорск. Как будто наши команды штамповали победы в Европе.

— Москвичи завидовали киевскому «Динамо»?
— Наверное… Как это так — опять Лобановский выиграл!

— «Динамо» позиционировало себя советской или все-таки украинской командой?
— За всех не стану отвечать. Но я всегда считал, что мы играем за одну страну, не делил никого на украинцев, россиян или грузин.

Какие штрафы? В часть!

— Почему киевское «Динамо» на протяжении четверти века не может повторить успех вашего поколения?
— Надо спросить у руководства клуба. На мой взгляд, нужно в корне поменять философию, идеологию, клубный менеджмент. Я поработал короткое время в команде (осенью 2007-го. — «Спорт») и видел отношение к «Динамо» легионеров. Многие из них казались мне балластом.

— Чтобы сделал с вами Лобановский после ответного четвертьфинального матча Лиги Европы с «Брагой»?
— Не знаю даже. С Валерием Васильевичем мы прошли бы эту команду. Тем более, играя в большинстве. Нужно было грызть землю. Но как раз этого я и не заметил.

— Юрий Семин признался, что защитник Евгений Хачериди за несдержанность был оштрафован на серьезную сумму.
— Оштрафован? Думаю, при Лобановском он уже на следующий же день отправился бы в воинскую часть.

— Представляю, что было бы в таком случае с Артемом Милевским и Александром Алиевым.
— Я не стану называть фамилий, но, думаю, некоторых ребят Васильич точно бы отправил послужить, подумать на тему отношения к футболу. Жаль. У «Динамо» был очень хороший шанс сыграть в финале Лиге Европы.

— Теперь ждем португальский финал? Не удивляет прорыв клубов из этой страны?
— Чему же тут удивляться. Руководители клубов доверили работу молодым тренерам Виллашу-Боашу, Домингешу, которые принесли свежие идеи. У них бразильцы играют на команду, выполняя массу черновой работы. Рискну предположить, что в финале сразятся «Порту» и «Бенфика».

— ЦСКА, «Зенит» или «Шахтер», побеждавшие уже в новейшей истории в Кубке УЕФА, в незапамятные времена и в подметки не годились дружине Лобановского. Не обидно за «Динамо»?
— Скорее, закономерно. В этих командах собрались очень сильные легионеры и местные игроки. Обидно другое: 25-летие нашей победы никаким образом не отмечается. А ведь как хотелось собраться с ребятами, сыграть, например, со «Спартаком». Затронули бы ностальгические чувства многих болельщиков.

 

===На мой взгляд, нужно в корне поменять философию, идеологию, клубный менеджмент=== Абсолютно согласен. Это конкретная претензия к ИМС.
Нам бы щас такого ВасильВасилича или ЛаслоЛаслыча...