4 березня 2011 09:22

Каждому дону - по санчо

Захлопнув трансферное «окно», обозреватель «СЭ» подвел итоги селекционной деятельности клубов в зимнее межсезонье

Несколько недель назад коллеги из российского приложения «СЭ» + Воскресенье» обнародовали рейтинг «10 лучших фильмов о спорте», и автор этих строк не без интереса ознакомился с лидером этого хит-парада - британской лентой «Проклятый «Юнайтед», повествующей о 44 днях работы в «Лидсе» Брайана Клафа летом 1974 года. Одно из главных футбольных впечатлений - то, с каким постоянством будущий триумфатор Лиги чемпионов возил с собой любимых футболистов. Автор легендарного гола в матче Шотландия - Голландия Арчи Джемилл играл у Клафа в «Дерби» и «Ноттингеме». Нападающий Джон О`Хара помимо этих двух клубов засветился еще и в «Лидсе». А полузащитник Джон МакГоверн прошел с одиозным наставником весь 15-летний путь от «Хартлпула» до «Ноттингема»! При этом в защищенной какими-никакими футбольными законами Великобритании даже сорок лет назад каждый такой переход давался отнюдь нелегко. Однако изобретательный Клаф действовал по принципу «Вижу цель, не вижу препятствий». Когда утомленный настойчивостью наставника Джемилл попросил у него время на размышление до утра, харизматичный коуч, не долго думая, разлегся на коврике у входной двери и сладко позевывая, просопел: «Надеюсь, Арчи, твоя жена хорошо готовит яичницу». Само собой, что вскоре подпись Джемилла уже красовалась под условиями контракта с «Дерби», несмотря на все старания его конкурентов.

В советские времена такие вот шпионские игры были неотъемлемой атрибутикой селекционной деятельности всех ведущих клубов пятнадцати республик. Талантливых игроков, словно кавказских невест, похищали с тренировочных баз, снимали с поездов или неожиданно призывали для армейской службы. Тем не менее, футбол в СССР тогда еще не приобрел профессионального статуса, и при определенной доле связей, хитроумия и свободных финансов трансферные вопросы решались достаточно эффективно. Более того, по мановению руки кого-то из тренеров, их бывшие подопечные кочевали за наставниками, словно Санчо Панса за доном Кихотом в знак глубокой преданности и обоюдного доверия. Позавчера вечером практически «на флажке» в родные пенаты вернулся человек, вокруг которого вот уже который месяц безостановочно крутился огромный мир постсоветской спортивной журналистики: борец с ветряными мельницами женской логики президента «Локомотива» Ольги Смородской, заслуженный оруженосец дона Семина - «Санчо» Алиев. И по моему субъективному мнению, за столь чудесное освобождение с чужбины добрый молодец должен сказать спасибо руководителю своего родного клуба. Игорь Суркис в этой ситуации сработал не столько во благо клубной казны, сколько по общечеловеческим, даже почти мужицким понятиям. Судите сами: как показали матчи Лиги Европы с «Бешикташем», экстренную необходимость в Алиеве «Динамо» не испытывало. Тем более что речь идет о футболисте, чьи креативные таланты должны обслуживать более трудолюбивые партнеры. Но Суркис «своего пацана» в беде не бросил.  

Не слишком ли много сказано о возвращении блудного сына? С одной стороны, быть может, и немало. Но ведь сотню раз прав был штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, он же Всеволод Владимиров, он же Максим Исаев: запоминается последнее слово, а оно под занавес периода дозаявок было произнесено достаточно громко. Да, это отмалчивавшееся все межсезонье руководство «Динамо», подобно Остапу Бендеру на памятном аукционе, резко выбросило в воздух руку и за мгновение до третьего удара молотка звучно выдохнуло: «Двести!»

Менее разговорчивым клиентом трансферного рынка оказался только «Шахтер». Да и зачем донецкой хозяюшке ходить на этот самый рынок, если холодильник полон самыми экзотическими фруктами (читай - легионерами), а бабушка из деревни каждую зиму привозит закрутки (читай - исполнителей, возвращенных из аренды)? «Днепр» и «Металлист», не в пример традиционным грандам, на виртуальной кадровой бирже драли связки во всю мочь, стараясь не забывать о действующем лимите на легионеров.

Новая метла донецкого «Металлурга», перспективный российский специалист Андрей Гордеев, метет по-старому. Ведущие футболисты из лагеря сине-белых пропадают также неожиданно, как и возвращаются. В принципе, ничего нового. Весьма аккуратно и даже «точечно» сработали расщедрившиеся «Карпаты» и «Арсенал», укрепившие самые болезненные позиции. «Кривбасс», как, впрочем, и «Ильичевец», озаботился своевременным продлением отношений с рядом арендованных игроков «Днепра». Запорожский «Металлург» удивил прощанием с двумя лидерами - Полевым и Аржановым. Все остальные, в общем-то, сработали как обычно, утолив голод с помощью непритязательного кадрового «фаст-фуда», состоящего из блюд балканской (Цакич, Матич, Рамович) и африканской (Ади, Аддо, Бабатунде) «кулинарии».

И в завершение - примечание для внимательных читателей, удивленных видом такого персонажа как японец Го Ногаока, а именно отсутствия жирного шрифта у его фамилии в нашей традиционной таблице переходов. Никакой ошибки: судьба азиата в «Оболони» по-прежнему не прояснилась. Будучи свободным агентом, полузащитник может быть заявлен за «пивоваров» в любой момент. Даже притом, что его имя больше подошло бы мастеру шашек, а фамилия - магистру восточных единоборств...

Михаил СПИВАКОВСКИЙ