17 січня 2011 11:02

Александр Ковпак: "Петров? Не поняли друг друга…"

Еще в начале зимнего перерыва было понятно, что переход Александра Ковпака из «Таврии» в «Арсенал» будет одним из самых громких в нынешнее «межсезонье» украинской Премьер-лиги. Сейчас новый нападающий киевской команды готовится начать подготовку к весенним играм с новыми партнерами.

 

 

 

– Саша, известно, что ты родился в небольшом городке Смела. Насколько осложнен путь талантов из «нефутбольных» центров к спортивным вершинам?

– Скажу, что самим футболом я начал заниматься поздно – в 14 лет. Сейчас так не начинают. До этого я занимался гимнастикой, но при этом, естественно, играл и во дворе, и за сборную школы. В итоге друзья убедили меня «сменить профиль», сказав, что в футболе у меня неплохо получается. Когда я принял такое решение, то мне даже дали недельный срок зарекомендовать себя – своеобразный просмотр устроили. Но я с ним справился гораздо раньше – практически после первой тренировки. Я был счастлив и тогда понял, что футбол – моя судьба. Конечно, сложнее пробиваться в большой футбол, если ты родился, скажем так, на периферии: это и отсутствие достаточной инфраструктуры, худшие условия и меньше игровой практики, когда тебя могут заметить. Но кто хочет, тот все равно пробьется.

 

– Ты не только поздно начал футболом заниматься – лишь в 20 лет перешел на профессиональный уровень…

– Да, до «Таврии» у меня еще был ФК «Черкассы». С ним начинал еще на первенство Украины среди КФК, затем была вторая лига. И надо же случиться такому, что моим первым взрослым тренером был никто иной как Сергей Валентинович Пучков. Чудо свершилось, я ему подошел, хотя на одной из первых тренировок он мне сказал: «Не в тот футбол играешь, сыночек!». Не так давно я напомнил ему эту фразу, но, видимо, мне она запомнилась больше, чем наставнику.

 

 

 

– Через два года тебя пригласили в Симферополь… Что это – счастливый случай или ты всех был на голову выше? Ведь из второй лиги сразу в высшую мало кто пробивается…

– Просто оказался в нужное время в нужном месте. Значительным образом помог Кубок Украины. Мы сначала играли против «Черноморца», которому я забил гол, а затем уже с «Таврией». Видно, тогда меня и заприметили. Тогда радость мою словами было не передать. Впрочем, ее вполне можно сравнить с той, когда попал в «Черкассы». Только я старше стал и уровень тоже вырос.

 

– Если говорить о том юношеском периоде, когда ты еще не был профессионалом, о чем мечтал?

– Многое сбылось. Хотел играть в высшей лиге, стать лучшим бомбардиром. Это уже случилось. Не все еще сбылось, но озвучивать не буду – не стоит забегать наперед. Наверное, все-таки самые сокровенные надежды сбываются.

 

– Есть стабильные футболисты, у других случаются взлеты и падения. Ты себя к каким относишь?

– К сожалению, к последним. Бывают удачные периоды. Затем вроде бы делаешь все точно так же, но выходит иначе. Возьмем недавний пример – выиграли Кубок Украины. Это несомненный успех, но я не то чтобы залез на вершину и ноги свесил. Наоборот, хотелось с новыми силами идти в сторону новых свершений. Однако определенного спада избежать не удалось. Ничем другим, кроме психологии, этот факт объяснить не могу.

 

– Кого из наставников, с кем пришлось работать, можешь выделить?

– Ну вот о последнем – о Валерие Петрове – говорить не буду. Дело не в том, что мы не сошлись в чем-то или какие-то разногласия между нами были. Нет, просто мы недостаточно времени вместе с ним проработали и не успели друг друга понять. Все остальные сыграли самую непосредственную роль в моем становлении. Олег Федорчук, при котором я перешел в «Таврию», поверил в меня, предоставил шанс, сказал: «ты сможешь!» Михаил Фоменко – жесткий тренер, делающий упор на трудолюбие и дисциплину. Его девиз: «Не можешь, а надо!». С Сергеем Пучковым я и начинал играть, и в «Таврии» наши пути пересеклись. Считаю, без него не было бы тех успехов, которых достигла команда в последнее время.

 

– Саша, переходя к последним событиям твоей карьеры, приоткрой занавес тайны: ты знал заранее, что покинешь «Таврию», или это связано со сменой тренера?

– Контракты заканчивались у меня уже не раз. И всегда за полгода начинались разговоры о новом соглашении. У нас была договоренность, что если мною заинтересуются из более серьезных клубов (не обижая «Таврию»), то меня отпустят. Каждый раз было вот-вот и что-то срывалось. Я оставался в Симферополе. Сейчас, после отставки Пучкова, где-то не до конца сработались с Петровым. Где-то я виноват, конечно: наверное, не все требования к себе понял. Но в какой-то мере решающим фактором решения сменить клуб стало решение перевести меня в «дубль».

 

– Как ты считаешь, это нормальная практика, когда футболиста в клубе начинают ущемлять за полгода до окончания контракта? Так ли это происходит в европейском футболе?

– Всегда есть два взгляда – футболиста и тренера (или чаще руководителя клуба). Если новые условия будут устраивать обе стороны, то новое соглашение будет подписано заранее. Но при этом руководитель хочет оставить у себя хорошего игрока, не выкладывая за это дополнительных денег. Футболист вправе рассчитывать на повышение зарплаты – на 5 или на 20 процентов или еще на сколько-нибудь в зависимости от того, насколько он был успешен. Приведу в пример «Шахтер» и Дарио Срну. Там перезаключают контракт на выгодных условиях для игрока, потому что он нужен клубу. Кстати, это не отвлекает его на посторонние мысли от футбола.

 

– А можно ли сравнить ситуацию твою и Марко Девича?

– Лишь отчасти. Мне жаль Девича. Он много полезного сделал для «Металлиста», в том числе, и в нынешнем сезоне. Конечно, мы не знаем всех отношений между ним и тренером. Но так или иначе – у него действующий контракт на полгода. И этим фактом клуб не имеет права пренебрегать. Я считаю, что «Металлист» не прав.

 

– Обычно этот вопрос задают игрокам постарше. И все же задумывался, сколько еще хотел бы играть?

– Здесь очень много зависит от здоровья. Слишком далеко я не заглядываю: живу сегодняшним днем и думаю о завтрашнем. На данном этапе главная для меня задача отыграть в «Арсенале» ближайшие три года контракта так, чтобы по их окончании ни у кого не возникло желания заглядывать ко мне в паспорт.

 

– Пару вопросов финансового плана. Насколько увеличилась средняя зарплата в украинском футболе за то время, что ты играешь среди сильнейших украинских команд?

– Провел на этом уровне 6 лет. Естественно, мы общаемся друг с другом в команде, с футболистами других клубов. Поэтому могу сказать, что зарплаты основных игроков команды выросли в 5 раз. Наверное, это свидетельствует о росте нашего Чемпионата и о том, что к нам приезжают легионеры хорошего уровня. Все это взаимосвязано: общий уровень отражается на зарплатах, а суммы в контрактах заставляют игроков держать планку.

 

– Твой личный доход с переходом в «Арсенал» увеличится?

– О сумме мы договаривались непосредственно с Вадимом Рабиновичем. Условиями предусмотрено, что я не могу разглашать эту информацию. Единственное, что могу сказать, что «Таврия» не может приглашать к себе таких новичков, как это нынешней зимой делает «Арсенал».

 

– Точно можно сказать, что болельщиков у «Арсенала» меньше, чем в Симферополе. Это не смущает? Или футболисты лукавят, когда говорят, что играют для зрителей?

<текст>– Почему лукавят… Не всегда болельщики – те, кто приходит на трибуну. Кто-то не может прийти, кто-то переживает у экранов телевизора. Если команда показывает хорошую игру, у нее всегда будут поклонники. И конечно же, играем для наших самых близких почитателей – своих близких людей, родственников. Они всегда пристально за тобой следят и являются очень требовательными. Для нас же футбол – и работа, и хобби…

 

– Известно, что накануне Нового года у вас с супругой Ириной родилась дочка, с чем тебя и поздравляем! Где собираетесь жить? Связь с Симферополем останется?

– Спасибо за поздравления. Пока бытовыми вопросами в Киеве не занимался. К этой теме обратимся по окончании зимних сборов. Так мы решили с женой. А бросать Симферополь ни в коем случае не собираемся. У нас там квартира, много друзей – не только, связанных с футболом. Вполне возможно, что там и будем жить в будущем.

 

– Саша, перед праздниками все другу много чего желают. Что из услышанного тебе хотелось бы в первую очередь осуществить в 2011 году?

– Наверное, все просто. Хотел бы, чтоб 2011 год сложился успешнее предыдущего и чтобы здоровье мое и близких людей не мешало достигать поставленных целей.