6 грудня 2010 10:03
1

БАТЭ - "Динамо": в снегу, в пустыне и на пляже

«Хотелось доказать этой команде, что мы ее обыграем в снегу, в пустыне и на пляже - да, в общем, в любых условиях. Мы еще в Киеве должны были ставить БАТЭ на место - жаль только, что не использовали все свои моменты в первом тайме. Но мы доказали, что это - дворовая команда: только футболисты пивзавода могут до матча высказываться таким не подобающим образом. Мы сейчас довольны не только потому, что вышли из группы, но и оттого, что обыграли соперника, который так недостойно о нас отзывался».

Прозвучи этот монолог в послематчевом интервью Артема Милевского, который еще до первой игры с борисовчанами вступил в полемику с Игорем Шитовым, заявившим, что от «Динамо» осталась одна лишь вывеска, никто бы, наверное не удивился. Нападающий, которому принадлежит авторство облетевшей мир фразы «Подождите, мы к вам еще в Минск приедем, клоуны», взял на себя роль защитника, желающего отстоять репутацию клуба. Почище слов, впрочем, подействовал на игроков БАТЭ гол, забитый Милевским в середине второго тайма, после которого экс-капитан динамовцев с жестом триумфатора помчался к трибуне с фанатами не своей, а чужой команды, откуда девяносто морозных минут - и в этот момент особенно - в его адрес неслись нелестные эпитеты.

Фразу, с которой начинается этот репортаж, сказал, едва отдышавшись в микст-зоне, Олег Гусев. Человек, просто так слов на ветер не бросающий и, признаться, не слишком охотно дающий интервью. И если раньше казалось, что неосторожно брошенная игроком БАТЭ фраза задела только Милевского - белоруса по крови и украинца по паспорту, то теперь стало ясно, что ее помнили без малого три месяца все динамовцы. «На самом-то деле мы не злопамятные. Просто мы злые, и у нас память хорошая», - этой фразой из бородатого анекдота футболисты киевской команды после игры в один голос объясняли репортерам причину одной из своих самых впечатляющих еврокубковых побед в новейшей истории. К слову, всего лишь одиннадцатой крупной в еврокубках на выезде. «Думаю, сопернику не следовало нас злить, - улыбался Александр Шовковский. - Мотивации и так было достаточно, а после этого - стало еще больше».

***

Выход в сектор минского стадиона «Динамо», где журналистам предстояло провести с небольшим перерывом 90 минут этого матча, мы откладывали до последнего момента. Долго выясняли, нет ли в пресс-центре телевизора, перед которым в такую погоду текст репортажа складывался бы намного веселее. Но коль назвался груздем - полезай в короб. Приехал в Минск - смотри поединок с трибуны, набирайся полезных для отчета деталей антуража. Но пальцы, заиндевевшие еще после попытки сгрести снег со своего сидения, помимо воли принялись выстукивать на клавиатуре фразу о термобелье, которое в стужу выручает футболистов и наверняка не помешало бы репортерам. «Не помогло, - грустно признался после финального свистка Андрей Ярмоленко. - У меня особенно ноги мерзли. Никогда прежде не доводилось играть на таком холоде, но, с другой стороны, надо быть готовым выходить на поле при любой температуре».

Вот когда позавидуешь обитателям ложи для почетных гостей и комментаторских кабин: все-таки прилетевший несмотря на непогоду в Минск делегат УЕФА Велид Имамович стоял прямо над нами за стеклом в одном костюме и неспешно пил чай из пластикового стаканчика. Припорошенные снегом трибуны грелись по-своему. Приехавшие из Киева кто поездом, кто на автобусах динамовские болельщики слаженным пением заглушали нестройный хор оппонентов, которые не столько поддерживали свою команду, сколько костерили на чем свет стоит Милевского. А заодно - безуспешно обстреливали Артема снежками - ни один цели не достиг. «Думал, все будет гораздо хуже», - сказал он после игры, имея в виду не столько реакцию публики, сколько декабрьский мороз.
 
В одном сторонники «Динамо» и БАТЭ оказались солидарны: когда поле на носилках покинул, вступив в единоборство и неудачно приземлившись на промерзший газон, Бадр Каддури, весь стадион отозвался овацией, отдавая должное отважному марокканцу. Надо сказать, что ночью в минском аэропорту он передвигался в специальной коляске, а при посадке в самолет и выходе из него футболиста несли на руках партнеры по команде. В Киеве Каддури диагностировали сильный ушиб именно того голеностопа, с которым уже были серьезные проблемы, плюс растяжение связок - и наложили на ногу фиксирующую лангету. По словам врачей, это повреждение наверняка не позволит ему принять участие в начавшемся вчера коротком турецком сборе и практически исключает выход на поле в последнем матче года - 15 декабря с «Шерифом».

***

Случалось ли вам видеть тренера, который бы после разгромного поражения на своем поле сказал, что ничуть не разочарован? Наставник БАТЭ Виктор Гончаренко в этом смысле - исключение из правил. «Мы выполнили все задачи на сезон, - пояснил он. - Значит, речь стоит вести лишь об одном неудачном матче, в котором наша команда сыграла из рук вон плохо, а соперник проявил себя наилучшим образом. Вот когда проиграли другому «Динамо», брестскому, и вылетели из Кубка Белоруссии, я имел основания метать в адрес своих футболистов критические стрелы, теперь же ни в чем упрекнуть своих ребят не могу. Этой осенью у нас оказался настолько плотный график, что мы просто не успеваем перевести дух. Но это, впрочем, едва ли зачтется в качестве оправдания…»

Гончаренко улыбался, а Олег Лужный выглядел предельно серьезным - словно и не одержала его команда победу, обеспечившую первое место в группе и ставшую, не исключено, его дополнительным козырем в глазах президента клуба Игоря Суркиса. «В первую очередь, спасибо болельщикам, которые в такой холод приехали нас поддержать, - сказал он. - А во вторую - нашим футболистам, которые выполнили установку и отдали все силы без остатка». Лужного спросили, кто должен был бить пенальти, если возникнет такая необходимость, ведь те, кто их зарабатывает, практически никогда не берут на себя эту миссию. «Я не суеверен, и мне это было совершенно не принципиально, - все так же сдержанно ответил динамовский тренер. - Раз Гусев не только заслужил 11-метровый, но и был уверен, что его реализует, значит, он и должен был пробивать».

И еще одна любопытная деталь. Пресс-центр минского стадиона и его окрестности вдоль и поперек увешаны историческими фотографиями, на которых можно найти при желании и знакомые нам лица. Вот Игорь Беланов, несмотря на рост, выигрывает борьбу за мяч на «втором этаже» у Сергея Алейникова, вот Алексей Михайличенко вырывается вперед из-за широкой спины Андрея Зыгмантовича. А вот в конференц-зале рядом с дающим после игры комментарий Лужным висит портрет Эдуарда Малофеева. И не случайно, кивая на него, у наставника киевлян осведомляются: сыграла ли его команда с БАТЭ в искренний футбол? «Мы показали именно тот футбол, в который должно играть «Динамо», - сказал, как отрезал, тот. - Как видите, он дает весьма неплохой результат…»

Дмитрий ИЛЬЧЕНКО из Минска

ща нас будут все учить морали