После ироничного высказывания о президенте "Локомотива" Юрий Сёмин лишился работы в московском клубе и приблизился к возвращению в киевское "Динамо"
Олег Лысенко
Если верить Википедии (а не доверять ей у меня, например, нет никаких оснований), лет этак 200 назад писатель Жак Пеше вложил в уста вымышленной портнихи французской королевы Марии-Антуанеты фразу, впоследствии ставшую крылатой:
"Всё новое – это хорошо забытое старое". Относилось остроумное замечание к конкретному платью, давно не надёванному монаршей особой, но впоследствии смысл поговорки расширился, и сегодня её эксплуатируют в самых разнообразных контекстах.
Полтора года назад этот девиз взял на вооружение московский "Локомотив" – когда уволил Рашида Рахимова и вернул в Баковку Юрия Сёмина. Теперь же под знаменитым изречением парижской модистки, похоже, готово подписаться руководство киевского "Динамо". Причём применительно всё к тому же Юрию Павловичу!
Летом 2009 года украинцы, скрепя сердце, отпустили тренера домой, в Москву, а теперь рассматривают его кандидатуру повторно. По крайней мере, говорят, что рассматривают. Бытует мнение, что на самом деле вопрос давно решён, а официально новый старый тренер будет представлен коллективу после соблюдения всех юридических формальностей. По-моему, правдоподобная версия. И я объясню – почему.
Сёмин оставил о себе в украинской столице преимущественно позитивные впечатления. Его светлый образ в глазах местных болельщиков немного затемнило только одно обстоятельство – спешное возвращение в "Локомотив". Кто-то посчитал его бегством, кто-то – погоней за длинным рублём. Явно огорчил такой поворот событий и клубных акционеров – ведь сотрудничество с российским специалистом только-только начало приносить "Динамо" серьёзные турнирные дивиденды. В свой первый полноценный сезон на берегах Днепра Сёмин выиграл чемпионат страны, вывел команду в полуфинал Кубка УЕФА, а главное – привил ей симпатичный, узнаваемый игровой почерк. И тут – на тебе. Отставка.
Клуб не стал чинить тренеру препятствий и по обоюдному согласию расторг с ним соглашение – в знак признательности за всё то, что Юрий Павлович успел сделать в Киеве. Эстафетную палочку у старинного приятеля принял Газзаев, но избавиться от сёминской "тени" Валерий Георгиевич не сумел. Совсем скоро фамилия заслуженного железнодорожника РФ снова зазвучала в украинском болельщицком "эфире". И чем хуже складывались дела у нового наставника динамовцев, тем чаще киевляне ностальгировали по Палычу. Да и сам Палыч, должно быть, не без удовольствия вспоминал полтора динамовских года. Особенно после смены власти в "Локомотиве". Рабочие отношения с госпожой президентом у него с самого начала не заладились.
У Игоря Суркиса и Николая Наумова 63-летний специалист пользовался несравнимо большим кредитом доверия. Ольга Смородская такого пиетета перед заслуженным тренером Российской Федерации не испытывала. Собственно говоря, они оба не упускали случая отпустить шпильку в сторону друг друга. Апогеем публичной словесной дуэли стала ироничная фраза тренера о конфликте президента с футболом.
Через два дня Сёмин перестал быть главным тренером "Локомотива".
Официальная формулировка – неудовлетворительные спортивные показатели (по словам Ольги Юрьевны, от Юрия Павловича ждали, по меньшей мере, третьего места в чемпионате страны). Хотя в данном случае, наверное, уместнее будет более прозаичное объяснение – не сошлись характерами. Серьёзных попыток достичь компромисса никто, кажется, и не предпринимал. Оба пошли на принцип, и результатом этого противостояния стало досрочное увольнение главного тренера. Начальник всегда прав.
Подписав все необходимые бумаги, тренер поспешил отбыть в отпуск – не то в Таиланд, не то в Марбелью. А на вопросы касательно профессионального будущего Сёмина теперь регулярно отвечает… Суркис. С момента отставки Газзаева, случившейся на исходе сентября, президент киевского клуба уже, должно быть, устал повторять, что новый тренер будет назначен в конце года, а до тех пор командой руководит Олег Лужный. По утверждениям Игоря Михайловича, Сёмин – не единственный, а всего лишь один из кандидатов на эту должность. Но как-то подозрительно легко и "своевременно" освободился Юрий Павлович из "Локомотива". Не имея на примете "запасного аэродрома", он вряд ли вступил бы в конфронтацию с московским начальством. Это, понятно, только авторские домыслы, но разве лишены они логики?
Интересно, что именно Лужный передал "Динамо" Сёмину и в первый раз – в конце 2007 года.
История повторяется? Полагаю, что в Киеве найдётся больше сторонников этого сценария, чем противников. А о Юрии Павловиче и говорить не приходится – я хорошо помню, как он прощался с "Динамо" 26 мая 2009 года. Со слезами на глазах.
Для него это сегодня, пожалуй, лучший вариант.