Ренан БРЕССАН: "Если удачно сложится матч с "Динамо", встреча с АЗ будет уже не так важна"
Первый сезон в борисовском БАТЭ для бразильского кудесника Ренана БРЕССАНА получился невероятно плодотворным. Плеймейкер не только выиграл все возможные командные трофеи и удачно сыграл в еврокубках, но и собрал внушительную коллекцию индивидуальных номинаций. В ней — титулы лучшего бомбардира, футболиста, легионера и самого полезного игрока чемпионата по системе "гол плюс пас".
Чтобы расспросить об этих знаменательных событиях и не только, корреспондент "ПБ" воскресным вечером заглянул на огонек к Ренану. "Быстро чемпионат пролетел, — сидя на любимом диване делился впечатлениями бразилец. — Вроде только вчера забил в первом туре жодинскому "Торпедо". А вот уже и конец".
— Это твой лучший сезон в карьере?
— Без вопросов. Получилось почти все! И в общекомандном плане, и в индивидуальном. Все, что могли, выиграли. Хотел бы поблагодарить за эти достижения всех: и ребят, и тренеров, и конечно, болельщиков. Это наша общая заслуга. Повторить его будет тяжело. Но все равно надеюсь, что в будущем все будет еще лучше. По крайней мере, надо над этим работать.
— Над чем в первую очередь нужно работать лично тебе?
— Над единоборствами, оборонительными действиями. Для полного идеала всегда есть, что добавить. Но вообще за этот сезон я бы поставил себе высокую оценку.
— Каково самое негативное воспоминание от этого года?
— Вылет из Лиги чемпионов. Все очень рассчитывали сыграть в групповом раунде — не только команда, но и болельщики. Не получилось. Хотя могли ведь... Сейчас "Копенгаген" здорово выступает в главном еврокубке. Но все равно считаю, что имели немало шансов с ним справиться. Играть можно со всеми. Но с другой стороны, в Лиге чемпионов выйти из группы тяжело. А в Лиге Европы мы это уже сделали.
— Матчи в Лиге Европы сильно отличаются от чемпионатных?
— Да. В первенстве Беларуси мы много владеем мячом, создаем моменты, выигрываем больше единоборств. А в Лиге Европы класс команд примерно равен. Там все гораздо интенсивнее. И нет фаворита. Кто меньше ошибается, тот и выигрывает. Взять, к примеру, гостевой матч с "Шерифом". У тираспольцев было больше моментов. Но они в завершающей стадии постоянно ошибались. А мы забили один — и победили.
— А с кем тебе было тяжелее всего играть в чемпионате Беларуси?
— С "Минском". Все три матча как на подбор. Первый — 0:0. Затем дома уступили: первое поражение и первые пропущенные голы в первенстве. В третьем победили, но тоже с большим трудом. В равной игре. Даже в последнем матче первенства с "Шахтером" было полегче. Хотя и уступили. Ну и еще тяжело играть против "Партизана".
— Кстати, чем объяснишь, что в третьем круге БАТЭ поделил очки с замыкавшей турнирную таблицу тройкой — "Неман", "Торпедо", "Партизан"? Могли ведь и раньше чемпионами стать.
— Хороший вопрос... В принципе, желания у нас хватало. Думаю, нас подводила уверенность, что, как только понадобится, забьем еще. Футбол этого не прощает. Мы создавали много моментов, но где-то чуть-чуть не хватило концентрации, где-то еще чего-то. Может, недонастроились. "Торпедо" второй гол обязаны были забивать. Не забили — вот и поплатились. Тем более соперникам очки были очень нужны. Даже президент клуба сказал, что мы выигрываем, когда это необходимо. Так, в общем, и получилось.
— Ты уже четыре года играешь в чемпионате Беларуси. Заметил ли за это время изменение уровня национального первенства?
— Если судить по еврокубкам в этом сезоне, рост есть. Правда, это такой вопрос, на который трудно ответить однозначно исходя из результатов одного еврокубкового старта. Здесь важна стабильность.
— В нынешнем году была опробована новая формула проведения чемпионата Беларуси. Как она тебе?
— Честно говоря, с моей точки зрения идеальный вариант — 16 команд в два круга. Это 30 матчей. Хотя нынешняя схема с тридцатью тремя встречами — тоже неплохо. Мне нравится играть по два раза в неделю: среда — суббота, среда — воскресенье. Меньше тренировок. Футболисты всегда играть любят больше, чем тренироваться. Все было бы хорошо, если бы не было еврокубков. Там на БАТЭ выпадает значительная нагрузка. Например, перед "Копенгагеном" было очень тяжело. С утра в четверг только прилетели из Исландии, в воскресенье трудный выезд в Могилев, поздно вернулись. И уже в среду — квалификация Лиги чемпионов. Это, возможно, тоже одна из причин нашей неудачи в играх с датской командой. Поэтому считаю, что для БАТЭ излишнее уплотнение календаря — минус, который мешает в еврокубках.
— В конце сезона от футбола не воротит?
— Думаю, в какой-то степени устали все. Что ж, в любом деле наступает момент, когда приходится работать через "не могу". Нужно потерпеть. У нас впереди еще три серьезные игры. Правда, если удачно сложится матч с киевским "Динамо", то встреча с АЗ будет уже не так важна. В Голландию можно будет ехать спокойно. А вот матч с другим "Динамо" — брестским — в Кубке Беларуси в любом случае не потеряет в важности. На него настраиваемся очень серьезно. Нужно найти и желание, и азарт.
— В завершившемся чемпионате Беларуси ты стал лучшим бомбардиром. А что труднее: забить самому или отдать голевую передачу? И как ты вообще принимаешь решение, как поступить в той или иной игровой ситуации?
— Всегда больше отдавал. И в "Гомеле", да и в БАТЭ тоже. Обычно смотрю по моменту. Хотя раньше был запрограммирован исключительно на пасы. Мне в "Гомеле" тренеры часто делали замечания. Говорили: "Перед тобой зона открыта, есть вариант что-то попробовать самому, пробить. Зачем отдаешь?" Можно сказать, боролись с этим. Вообще я незабивной игрок.
— Как так?!
— Ну, сейчас выходит, что забивной. А раньше не был. Так получилось в этом сезоне. А как пойдет дальше — еще посмотрим. Может, теперь стану поражать ворота чаще. Буду над этим работать.
— Насколько важны для тебя собранные в этом сезоне индивидуальные награды — лучшего бомбардира, игрока, легионера, самого полезного по системе "гол плюс пас"?
— Конечно, это очень приятно. Думаю, что любой футболист мира мечтает иметь эти звания. Где бы он ни играл — в Беларуси, в Чехии или в Голландии. Я не исключение. Всегда настраиваюсь на самый высокий результат. Сейчас получилось вообще все. Но это и дополнительная ответственность. Ведь в следующем сезоне болельщики будут ждать того же. Это как минимум. В принципе, и я останавливаться на достигнутом не собираюсь. Стану стремиться играть еще лучше. И в чемпионате страны, и в еврокубках.
— Тяжело было в начале сезона вливаться в борисовский коллектив?
— Первый сбор был трудным в психологическом плане. Никого не знал. В Сочи даже жил один в номере. Но я к этому был готов. Все новички проходят через это: первые месяц-два уходят на притирку. Уже на втором сборе было полегче. Да и в игровом плане дела пошли в гору. Тренер стал давать мне шансы проявить себя. Уже на второй месяц пребывания в команде влился в коллектив — и на поле, и вне его. То есть освоился за сравнительно небольшой промежуток времени.
— В чем особенности тренерского стиля Виктора Ганчаренко? Он сильно отличается от других коучей, с которыми тебе приходилось работать?
— С наставником сработались быстро. Считаю, мы похожи в главном: я, как и Виктор Михалыч, хочу выигрывать все и всегда. Ганчаренко — он как Муринью. Главное для него — победа в любом матче. Но даже виктория — не повод для того, чтобы не замечать ошибок. Даже если выигрываем с крупным счетом, тренер после поздравления команде находит, какие помарки нужно исправить. На следующий день обязательно проходит разбор полетов. Ганчаренко — лучший тренер, с которым я когда-либо работал. Думаю, у него большое будущее. Многие говорили о заинтересованности московского "Локомотива". Но думаю, этот клуб — не для нашего коуча. С таким подходом к работе он должен работать в более серьезной европейской команде.
— Ты много забиваешь со штрафных. Это природный дар или исключительно результат тренировок?
— В Бразилии я не сразу стал выполнять "стандарты". У нас было два-три человека, которые уже давно это делали. Но тренер видел, что у меня хороший удар. Поэтому вместе с ним стали больше внимания уделять этому компоненту. Начал оставаться после тренировок, отрабатывать. Но не сказать, чтобы забивал так уж часто. В "Гомеле" в прошлом сезоне забил, по-моему, только раз со штрафного. Там было еще пара человек, способных ударить. А вот в БАТЭ в начале сезона главного исполнителя штрафных как такового не было. Кривец ушел, Стасевич играл не постоянно. Попробовал — получается. Один забил, второй. Но все равно много работал на тренировках. Не хватало стабильности. Сейчас она, можно сказать, появилась.
— В какой момент решаешь, куда бить?
— В самый последний. Оцениваю, как стоит "стенка", где вратарь. Вот в последнем матче с "Шахтером" голкипер слишком близко встал к одному углу. Видимо, не хотел пропустить так же, как вратарь "Шерифа". Поэтому решил перебросить "стенку". Цыгалко не успел переместиться.
— В конце сезона ты начал бить в БАТЭ еще и пенальти. Любишь это дело?
— Люблю. Одиннадцатиметровые — это вообще моя специальность. В Бразилии всегда забивал. Ни разу не сплоховал! Уверенность в себе была стопроцентная. А вот в конце прошлого сезона началась черная полоса. Не забил два пенальти за неделю за "Гомель" — "Динамо" и ДСК. После переезда в БАТЭ неудачи продолжились. В Сочи на турнире били послематчевую серию — один забил, один не забил. Потом "товарняк" с "Ростовом" — опять не забил. Четыре осечки — уверенность пропала. Даже на тренировке не хотелось бить одиннадцатиметровые. А хороший пенальтист у нас нашелся — Артем Концевой. Вот я и остался на какое-то время без практики. Но однажды мы заработали удар, а Артема на поле не оказалось. И тренер скомандовал бить мне. Забил — уверенность вернулась. Теперь опять не боюсь.
— Скоро тебе предстоит торжественное вручение белорусского паспорта. После чего ты станешь полноправным гражданином страны. Насколько ты себя чувствуешь белорусом?
— На много! Конечно, Бразилия — это очень дорогое для меня место, родина. И отказываться от бразильского паспорта не стану. У меня будет двойное гражданство. Но и Беларусь дала мне столько хорошего в профессиональном и житейском планах. Не попади я сюда, не знаю, где бы сейчас был. Так что могу не кривя душой сказать: Беларусь — это тоже моя родная страна. Меня здесь все устраивает. Хотя конечно иногда хочется на пляж. Чтобы как дома. Но жить и играть в футбол это мне не мешает.
— На слух узнаешь национальный гимн второй родины?
— Конечно, без вопросов! Слов, правда, не помню. Только "мы, беларусы, мiрныя людзi". Дальше уже сложно.
— А насколько ты белорус в бытовом плане? Телевизор смотришь? Общественно-политические газеты читаешь?
— По телевизору смотрю в основном спортивные трансляции. Стараюсь не пропускать матчи белорусской сборной. Болею. Вот недавно очень переживали за "молодежку". Смотрели матч с итальянцами. И жена поддерживала наших, и Мауро Алонсо, который был у нас в гостях. Так обрадовались в конце. Хотя Италия в некотором смысле тоже не чужая страна — оттуда мои предки. Но в таких поединках я исключительно за Беларусь.
Газеты читаю только спортивные. Про политику не читал и в Бразилии.
— Ты отлично выучил русский. Это касается не только повседневной речи, но и ненормативной лексики?
— Мат — это вообще первое, что усвоил. Выучил "Привет! Как дела?", а остальные слова нецензурные. Сейчас знаю много хороших слов, а матом пользуюсь больше на поле. Иногда надо ругаться. Знаю, что это плохо, но в футболе все так говорят. Вообще думал, что в Бразилии много сквернословят, но в Беларуси понял: дома вообще, считай, не ругаются. Если человек рассердился, здесь бывает фраза из десяти слов, и восемь — матерных. В русском вообще нехороших слов гораздо больше, чем в португальском. В Бразилии есть крепкие выражения. Но со здешними им и близко не сравниться.
— Твоя супруга Марианна русского не знает. Для нее это большая проблема?
— В быту — нет. Если я дома, в магазин ходим вместе. Если нет — сама справляется. Там много говорить не надо. Главная проблема — недостаток общения. Хорошо, что к динамовским бразильцам сейчас приехали девушки, мамы. Можно встретиться, поговорить на родном языке. Но Марианна уже тоже привыкла к Беларуси. Она все понимает: такая у меня работа.
— На поле ты довольно эмоционален, часто апеллируешь к арбитрам? Ты эмоциональный человек или это сознательная попытка как-то повлиять на дальнейшие решения арбитра?
— Наверное, и то, и другое. На поле эмоции переполняют. И иногда стараешься обратить внимания судьи на эпизод. Решение он вряд ли поменяет, но в следующий раз свиснет в нашу пользу.
— Болельщики БАТЭ считают сверхпринципиальным матч с "Динамо". Ты проникся духом этого противостояния?
— В общем, да. Чувствую, что все относятся к этим встречам по-особенному. Но я считаю, что главное — победить в чемпионате. Если это удается, то не так уж важно, как закончились встречи с "Динамо". Когда приехал в "Гомель", главным соперником соперник был МТЗ-РИПО. Правда, я так и не понял, в чем принципиальность этого противостояния. Ребята просто сказали: надо их всегда побеждать. И на поле у нас всегда была жесткая борьба.
— В курсе последних успехов "Гомеля"?
— Конечно. Болею за них, слежу, сайт смотрю. Созваниваюсь с Юсипцом, Меркуловым, ребятами. Эта команда тоже много мне дала. Но в следующем сезоне в матчах с БАТЭ пусть пощады от меня не ждут. Может быть, вылет для был и на пользу. Теперь на футбол обратили внимание. Большой город, хороший стадион, который мне нравится. Такому клубу нельзя играть в первой лиге. Надеюсь, это поможет его развитию.
— Долгожданный отпуск распланировал?
— Уже даже билеты взял. 19 декабря числа летим в Бразилию. 15 января — назад. Почти месяц получается.
— Какие у тебя виды на следующий чемпионат?
— Однозначные. Выиграть его с БАТЭ!
— Смелый ты, Ренан. У нас многие предпочитают прогнозов, особенно долгосрочных, не давать. Говорить: "много от чего зависит, трудно сказать..." А ты всегда конкретен: победим, забью, станем чемпионами...
— А как по-другому? Я верю в себя и в команду, в которой играю. Вот и говорю, что думаю. Чего осторожничать? Тем более я — футболист БАТЭ. Это означает одно: всегда нужно быть настроенным только на победу. Кто не играет на максимальный результат, не растет как футболист. В этом нас постоянно убеждает Ганчаренко. Да я и сам не люблю проигрывать. Сплю потом плохо.