Руслан КОСТЫШИН: "Лобановский хотел забрать в "Динамо"
Руслан Костышин – один из «гвардейцев» чемпионата Украины. На его счету 324 матча в элитном дивизионе, что позволяет полузащитнику «Кривбасса» входить в десятку футболистов, сыгравших в чемпионатах Украины наибольшее количество встреч. Но статистические показатели стоят у опытного игрока далеко не на первом месте.
– Руслан, в твоей карьере были клубы серьезнее, чем «Кривбасс». В чем находишь главный стимул для выступлений в Кривом Роге?
– Главное, что я востребован. И востребован на высоком уровне. Это и есть самый большой плюс. А что до амбиций клуба, то они у «Кривбасса» простираются довольно далеко. Пока не все получается, но останавливаться руководители криворожцев не собираются.
– Наверное, самое большое достижение команды за последнее время – это сохранение прописки в Премьер-лиге в прошлом сезоне. Были ли моменты, когда смирились с понижением в классе?
– Конечно, такие моменты были. В этой ситуации, с одной стороны, мы уже расслабились и стали вести себя на поле более раскрепощенно. И на игре это отобразилось благоприятно. С другой стороны, соперники подарили нам шанс (в частности, «Черноморец» перестал выигрывать), которым мы с благодарностью воспользовались. Так получилось. Один тренер назвал наше спасение восьмым чудом света. Не знаю точно, но статистики говорили, что положение, из которого мы выбрались, является едва ли не редчайшим в истории футбола.
– Был ли готов пройти путь с командой в Первой лиге? Какое при этом имело бы значение снижение зарплаты?
– Я не скрываю – разговор с руководством у меня был. В любом случае остался бы в «Кривбассе»! У каждого ведь своя ситуация, свой возраст, свои цели в футболе. Ребята моложе могли уйти – и где-то их понять можно. Кого-то бы не устроили финансовые условия. Я весной играл не так много, а в 33 года можно было бы поиграть и в Первой лиге. Не я первый, не я последний. Но так получилось, что остались в Премьер-лиге.
– Роль тренера в твоей судьбе…
– Можно много говорить, но роль тренера переоценить нельзя. Мне со всеми повезло. С кем-то спорил, с кем-то ругался, но всегда это решалось мирным путем и шло на пользу. А вообще много случаев, когда талантливый футболист то ли не может найти свою команду, то ли не находит общий язык с наставником, после чего его карьера под угрозой. Это есть на любом уровне. Возьмем, к примеру, Уэсли Снайдера. В «Реале» сидел на скамейке запасных, а перешел в «Интер» и стал одним из лучших в мире.
– Если вспоминать твои предыдущие клубы, что самое памятное осталось от каждого из них?
– В карьере у меня команд было не так и много. В каждой было хорошее. Например, в родном Хмельницком играл еще совсем молодым. Еще вчера ДЮСШ, а сегодня уже в Первой лиге. Перед трибунами, где собираются все знакомые, родные, переживают за тебя. И все это для тебя в диковинку. Потом забрали в армию. А ЦСКА играл в высшей лиге. И рядом с тобой такие личности, как Лозинский, Бессонов, Фоменко, Литовченко, Кузнецов. Я их только по телевизору видел, а тут они с тобой проводят тренировку; учат, что и как делать. С той командой – средней по отечественным меркам – мы вышли в финал Кубка Украины, выступали довольно успешно в Кубке УЕФА. «Црвену Звезду» прошли, потом, правда, с треском проиграли «Брюгге». Но вспомнить есть что: вместе историю писали. Когда уже в «Днепре» был, это более известная история карьеры. Команда была у всех на виду. Когда ее тренировал Кучеревский, вся Украина за нас болела.
– Помимо этих клубов, возможны ли были переходы куда-то еще?
– По слухам, из ЦСКА Лобановский хотел меня забрать в «Динамо», долго присматривался. Но в итоге, как мне сказали, не в мою пользу сказался факт, что играл я нападающим, а забивал мало. О других предложениях мне ничего неизвестно.
– Из «Днепра» как уходил?
– Очень цивилизованно. Я тогда уже редко на поле выходил. В заявку попадал, но только иногда по несколько минут играл. Хотелось найти другой клуб, чтобы играть. Олег Протасов дождался конца сезона, вызвал меня к себе и сказал: «Большое спасибо за работу. Знаю, что хочешь уйти. Мы дадим тебе статус свободного агента». Обид никаких не осталось.
– Почему в той ситуации выбор пал на «Кривбасс»?
– Потому что там проявили наибольшую заинтересованность во мне. Позвал Валерий Городов, который работал в «Днепре» при Кучеревском, а тогда был вторым тренером у Олега Тарана.
– Руслан, еще не время подводить итоги карьеры, но все же: доволен, как все сложилось?
– Конечно, очень доволен. Особенно, если учитывать, как все начиналось. Из Хмельницкого не так легко пробиться в большой футбол. Может, где-то могло сложиться лучше, но жаловаться мне не на что.
– Не превратился ли футбол в какую-то повинность?
– Такое может случиться в 26-27 лет, когда все надоедает. Но после 30-ти совсем по-другому смотришь на футбол. Как говорится, входишь во вкус. Дополнительный стимул был сыграть 300 матчей в Высшей лиге. О следующих ориентирах не задумываюсь. Живу каждым новым сезоном. И хотелось бы, конечно, вместе с «Кривбассом» пробиться в Лигу Европы.
– Если немного отойти от футбола. Где дом, семья?
– В Киеве. Это не очень удобно, ведь дети видят папу, как говорится, по выходным – раз в неделю. Но с женой решили не дергаться с места. Тем более, не хотелось бы срывать с места детей. Старший сын поступил в школу «Динамо». Это тоже приходится учитывать. К родителям в Хмельницкий езжу дважды в год, но многие праздники отмечаем вместе. Для меня побыть с семьей – самый главный отдых.
– Помимо футбола, есть еще увлечения?
– На них попросту времени не остается. Если выдается возможность – сразу к семье. А на базе, кроме тренировок, все остальное также связано со спортом. Есть ТВ-тарелка, на стенах – расписания всех значимых соревнований. Важные матчи стараюсь не пропускать. Болею за «Барселону» и сборную Англии. Среди футболистов сейчас никого выделять не стану. В свое время кумиром был Роберто Баджо – о нем знаю все, есть даже его футболка.
Беседовал Константин БАДУЛИН