2 листопада 2010 14:12

Qui prodest

…В апреле 2007-го, спустя несколько часов после церемонии в кардиффской мэрии, ключевым моментом которой стало нарочито медленное извлечение Мишелем Платини из конверта листка с названиями двух стран, выигравших тендер за право проведения Euro-2012, совместная украинско-польская делегация как раз поднималась на борт чартера Кардифф - Варшава - Киев, когда у Григория Суркиса зазвонил телефон. Президент ФФУ, чья заветная мечта только что осуществилась, находился в состоянии приятной эйфории и на ходу обсуждал с тогдашним членом исполкома УЕФА Вячеславом Колосковым, что надо предпринять в Украине в первую очередь, чтобы пять лет спустя удивить уровнем организации турнира просвещенную футбольную Европу. Видимо, поэтому первые несколько секунд Суркис слушал телефонного собеседника с прежней улыбкой, затем улыбаться перестал, но уже через минуту громко рассмеялся.
 
- Мне позвонили из нашего посольства в Будапеште, - пояснил он находившимся рядом журналистам. - Представляете, мы только выиграли тендер, а мой венгерский коллега уже сделал заявление, что совместную заявку его страны с Хорватией прокатили в Кардиффе только потому, что ему, мол, было сложно противостоять славянской мафии. Жаль, что президент футбольной федерации Венгрии не умеет достойно проигрывать. Я ответил послу, что если считать мафиози первого и нынешнего президентов Украины и их польского коллегу, а также выдающихся спортсменов двух стран Сергея Бубку, Ирену Шевиньску, Виталия Кличко, Ежи Дудека, Андрея Шевченко, Олега Блохина и Гжегожа Лято, то я, пожалуй, с этим утверждением соглашусь.
 
Перепечатанная итальянскими таблоидами три с половиной года назад, шутка эта вместе с ироничным обещанием Суркиса накануне голосования «не спать всю ночь, лоббируя заявку», приобрела на родине мафии и родоначальника жанра киногероя Папарацци предсказуемую окраску. В Италии, получившей от исполкома УЕФА вдвое меньшую поддержку, чем Украина с Польшей, развернулась целая кампания: мол, Европейский футбольный союз должен был отдать предпочтение Апеннинам, где есть вся нужная инфраструктура, но восточноевропейские выскочки подключили к решению вопроса криминальный, а для надежности - еще и финансовый ресурс.
 
Как и костер, долго горящий только в том случае, если в него подбросить дрова или плеснуть бензин, эта шумиха, не получив продолжения в виде ответных заявлений, вскоре погасла. Но мог ли исполненный оптимизма Суркис, сказавший в апреле 2007 года: «Кардиффская победа лишит нас покоя», предположить, что актуальной эта фраза окажется в приложении не к одной лишь подготовке двух стран к чемпионату Европы. Разговоры о том, что у нас вот-вот отберут турнир, как раз перестали тревожить сон украинских болельщиков, когда возникли новые: членов исполкома УЕФА подкупили! Прежде малоизвестный даже на родине футбольный чиновник с Кипра Спирос Марангос вмиг стал знаменит, заявив, что знает людей, которые под присягой готовы подтвердить: пять из восьми голосов украинско-польская заявка получила, переправив через оффшор в Лимассоле солидную взятку в 11 миллионов евро.
 
Позже в телевизионном интервью Марангос назвал уже меньшее число подкупленных чиновников - три - и большую, правда, всего на полторы сотни тысяч, сумму. И заявил: это итальянская пресса приписала ему упоминание Григория Суркиса в роли главного взяткодателя. Впрочем, если бы киприот просто выступал на страницах газет, его слова вряд ли приковали к себе внимание всего мира. Но, во-первых, Марангосу, за плечами которого срок в российской тюрьме за похищение в Краснодаре земляка-банкира, очень подсобил в виде аналогии недавний случай с коррупцией в исполкоме ФИФА накануне выборов хозяев чемпионатов мира 2018 и 2022 годов. А во-вторых, творец сомнительной сенсации дал понять, что намерен дать делу ход в гражданском суде. Предоставить свои доказательства органам футбольного правосудия УЕФА он отказался наотрез, что дало основания теперь уже Европейскому футбольному союзу подать иск против Марангоса - за диффамацию или, говоря доступным языком, за оскорбительную клевету. Федерация же Италии поспешила заявить, что если вина Украины и Польши будет доказана, страна, где футбол - вторая религия, охотно подхватит упавшее знамя и проведет европейский чемпионат.
 
Древние говорили: «Qui prodest» - «Ищите, кому это выгодно». Мне кажется, ответ лежит на поверхности, однако идти по пути незадачливого киприота и предъявлять обвинения, не имея тому основательных доказательств, я не возьмусь. Пусть латынь подозрительно и напоминает итальянский…
 
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО