Митрофанов: "Зенит" – самый успешный коммерческий клуб в стране
Генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов рассказал, сколько клуб заработал на собственной коммерческой деятельности в прошлом году, выразил недовольство ситуацией на рынке коммерческих телеправ в России, объяснил, из чего складывается сумма доходов, и обозначил задачи, поставленные перед командой "Газпромом".
"Зенит" – самый успешный коммерческий клуб в стране. И не потому, что "Зенит" – единственный клуб в пятимиллионном городе. Просто дело в том, что мы не стоим на месте, постоянно развиваем собственные коммерческие проекты. Речь идёт о доходах без учёта спонсорских средств от компаний группы "Газпром" и без учёта доходов от трансферов: продажа билетов, атрибутики, рекламы, телевизионных прав, специальных коммерческих проектов.
"Зенит" – президент клуба недавно назвал эту цифру – заработал на собственной коммерческой деятельности в 2009-м около $ 60 млн за год. Столько же заработала РФПЛ за аналогичный период. При этом у "Зенита" есть 20 % от существующих рекламных возможностей, а у лиги – 80 %.
Это ненормально для мировой практики, но рынка коммерческих телеправ в России, по сути, не существует. Доходы "Зенита" от продажи телеправ составляют около $ 2 млн в год, которые мы получаем от РФПЛ. Такие же доходы у остальных топ-клубов. Клубы, которые находятся в нижней части турнирной таблицы, получают от $ 700 тыс. до $ 1 млн. О таких цифрах смешно говорить. Клубы Премьер-Лиги вкладывают многократно больше в создание футбольного продукта по сравнению с тем, сколько телевидение может на этом заработать. А должно быть наоборот.
В зависимости от сезона мы зарабатываем от $ 15 до 20 млн на продаже билетов. Ещё $ 10-12 млн – на мерчандайзинге. Ещё $ 15-20 млн – на рекламе: Nike, МТС и другие. Ну и доходы от участия в еврокубках. Это деньги, которые УЕФА, продавая наш коммерческий пул, перечисляет "Зениту". Это ещё около $ 10-11 млн. Понятно, что есть какие-то погрешности, но так складываются $ 60 млн доходов.
Как только команда "Газпрома" была поставлена к управлению клубом, она сразу поставила задачу зарабатывать. Поначалу это воспринималось иронично, какие-то шаги делались поспешно, какие-то, может быть, не совсем правильно. Но мы сразу использовали деньги "Газпрома" для достижения не только спортивного эффекта, но и экономического. Объём спонсорских денег с 2006 года слегка сократился, процентов на 10. У "Газпрома" есть свои задачи помимо "Зенита", был кризис 2008 года. Объём же денежных средств, которые мы зарабатываем сами, существенно увеличился. Я отчётливо помню цифры по мерчандайзингу. В 2005 году этот доход составил 15 млн рублей. В 2006-м это уже было 100 млн рублей в год", - приводит слова Митрофанова журнал "Финанс".