Неизвестный СУПЕРКУБОК
Дуэль «Динамо» и «Баварии» стала всего третьей в борьбе за Суперкубок. Все началось с письма УЕФА в адрес киевского клуба, в котором победителю Кубка кубков предлагалось «сыграть в так называемом суперсоревновании против обладателя Кубка чемпионов, футбольного клуба «Байерн Мюнхен». Затем последовали переговоры (в ту пору соперники определяли даты матчей самостоятельно), в которых интересы «Динамо», кстати, представлял как раз Ошемков.
Баварцы настаивали на проведении первого поединка в Мюнхене. Еще бы, ведь премьера на роскошном по тем временам «Олимпиаштадионе» сулила чемпиону Германии солидный куш от продажи билетов и телевизионных прав (в расчетах немцы, правда, ошиблись — вместо 50-тысячной армии поддержки на трибунах собралась едва ли не вдвое меньшая аудитория, но заработали прилично — около 350 тыс марок.) Узнав о требованиях противника, тренер киевлян Валерий Лобановский только руки потер. Он всегда предпочитал заканчивать еврокубковый спор на своем поле, а для киевлян эта битва считалась венцом сезона, да не простого, а совпавшего с празднованием 30-летия победы в Великой Отечественной войне.
Переобулись все, кроме одного
На просьбу динамовского руководства заполучить видеозапись последнего матча «Баварии» немцы ответили более чем любезно: к запрашиваемой кассете приложили несколько других. А также пухлую папочку с подробным иллюстрированным досье на каждого своего футболиста и тренера. Смотрите, дескать, изучайте, наслаждайтесь. «Пусть они делают что хотят. Все равно мы сыграем так, как захотим», — эта фраза Пауля Брайтнера в те годы была своеобразным негласным девизом мюнхенцев, в составе которых тогда значилось пять действующих чемпионов мира (Беккенбауэр, Мюллер, Майер, Шварценбек и Каппельманн).
Последние пару дней перед вылетом в Мюнхен «Динамо» готовилось без Лобановского. Оставив расписанный по минутам план работы, Васильич улетел в Гельзенкирхен на просмотр встречи «Баварии» с «Шальке». Тренер и команда воссоединились уже в мюнхенском аэропорту. Не всех футболистов, сыгравших в Германии, можно было отнести к основному составу. Травмы выбили из обоймы Онищенко, Мунтяна и Матвиенко, а Веремеев отбывал дисквалификацию (вот парадокс: матч-то, по мнению УЕФА, был неофициальным). Но не основной — еще не значит «не боевой». Что и доказали динамовцы, и в их числе дублеры Зуев, Дамин, Слободян...
Накануне матча принимающая сторона одарила гостей магнитолами «Грюндиг». Подъехали и представители «Адидаса», обхаживавшие «Динамо» еще после победного финала Кубка кубков (3:0 — в споре с венгерским «Ференцварошем»). В дар киевлянам были преподнесены бутсы последней модели. Единственным условием контракта было то, что против «Баварии» нашим надлежало играть именно в обновке. Согласились все, кроме Леонида Буряка, сроднившегося со своей «Пумой».
— Не придумав ничего лучше, мы с тренером Александром Петрашевским шариковыми ручками закрасили на Лениных бутсах опознавательные знаки злейшего конкурента «Адидаса», — улыбается Ошемков. — Казалось, никто ничего не заподозрил. По крайней мере, в Мюнхене адидасовцы никаких претензий нам не высказали. Но позже на мое имя пришел конверт от представителя фирмы, в котором находилась вырезка из газеты с нашим командным фото, где ноги Буряка были обведены красным фломастером с припиской: «Миша, что бы это значило?»
«Пятерка» от Бекккенбауэра
Интересно, где сейчас та футболка, которую Кайзер Франц получил от будущего обладателя «Золотого мяча»?..
Суп минестрони по-киевски
Киев жил предвкушением ответного матча. Наши болельщики, лишенные телерепортажа из Мюнхена (а ведь встреча транслировалась во многих странах Европы), ждали «продолжения банкета». Число заявок от организаций и граждан, бредивших билетами на «Баварию», превысило 650 тысяч. Билетик на футбол в те октябрьские дни был самым дорогим подарком. В прямом и переносном смысле, если учесть цены, по которым раритетами торговали спекулянты (стоимость билета с рук доходила до 100 рублей).
Сотрудники администрации «Динамо» тоже были завалены просьбами от друзей и знакомых. Приходилось скрываться, тем более, что хватало и своих забот — в Киев ехал действующий клубный чемпион Европы.
— Учитывалась любая мелочь, — продолжает рассказ Михаил Ошемков. — Мы заранее поинтересовались у немцев, что они желают на обед. Поинтересовались — и тут же пожалели, услышав про суп минестрони и молодую оленину под бернским соусом! Я проконсультировался у шеф-повара ресторана гостиницы «Киев», где мы обычно селили гостей. Он успокоил: «Все будет в порядке. Минестрони — это овощной суп? Значит, сварим им борщик. Хотят оленину? Получат жаркое из молодой телятины в горшочках. С грибочками! Пальчики оближут, еще спасибо скажут». Так и вышло. Никаких нареканий трапеза не вызвала.
В ресторане произошел любопытный эпизод. Увидев, как Беккенбауэр наливает себе красное вино, потянулся к бутылке и ловкий Цобель. Куда там! Даже пригубить не дали. «Вот когда станешь Беккенбауэром, тогда — пожалуйста, — налетел на него Шван, — а сейчас поставь, где взял».
Вместе с немецкой делегацией осваивала украинскую столицу и судейская бригада из Турции, возглавляемая авторитетнейшим Доганом Бабачаном. Для гостей был организован прекрасный активный отдых на базе в Конча-Заспе — сначала «дыр-дыр», потом — банька. Ошемкова, Петрашевского и администратора Григория Спектора турки благополучно обставили. И попросили на память динамовские футболки, в которых играли. А на следующий вечер надели их под свою черную судейскую форму, спасаясь от прохлады и сырости.
Скрытые от чужих глаз, но греющие сердца буковки «Д» вдохновили рефери на качественный арбитраж, не помешавший подопечным Лобановского и Базилевича повторно одолеть «Баварию». Без травмированного Колотова, но с вернувшимися в строй Онищенко, Мунтяном и Веремеевым хозяева воплотили игровое преимущество в два безответных гола Блохина.
А могли бы и не отдавать...
Кубок-великан триумфаторы брали сами. Даже если его и мог поднять, а затем передать из рук в руки присутствовавший в столице Советской Украины президент УЕФА Артемио Франки, он не сделал бы этого. Все по той же причине — неофициальности турнира. Трофей, формальным владельцем которого еще оставался амстердамский «Аякс», в огромной коробке привезли в Киев представители «Баварии» — по просьбе De Telegraaf. Привезли, чтобы приз достался сопернику.
Самым обидным в этой истории является тот факт, что «Динамо» имело все шансы сохранить чудо-кубок (ящик шампанского не смог заполнить эту «рюмку» даже наполовину) у себя навечно. Через год, когда негласный титул сильнейшей команды континента оспаривали «Андерлехт» и все та же «Бавария», киевляне получили факс с просьбой переправить чашу в Брюссель. Вся значимость этой бумаги сводилась к подписи поляка Украинчика — небезызвестного футбольного импресарио, представлявшего в то время интересы голландской газеты.
Откажись динамовцы, никто бы им и слова не сказал, ведь трофей-то был неофициальным. Но наши законопослушные функционеры отправили Суперкубок в Бельгию. Везти ценный груз было поручено, конечно же, Ошемкову. Транзитом через Москву, с ночевкой у тети, Михаил Олегович доставил его по назначению и к сроку. Во время транспортировки трофей побывал на весах, остановив стрелку на отметке 36 килограммов!
Исполин так больше и не покидал Брюссель. Бельгийцы, чья скупость стала поводом для анекдотов, справившись все с той же «Баварией» по сумме двух встреч, оставили Суперкубок себе, выставив его в призовую витрину стадиона «Констант ван ден Шток», домашней арены «Андерлехта». Нынешние же обладатели Суперкубка УЕФА получают в награду иной «вазончик». Даже с грузом официального признания, являясь объектом ежегодной выгодной продажи телевизионщикам и рекламодателям, этот приз не столь уж и тяжел. Его без усилий можно поднять вверх одной левой...
ТАБЛО
9 сентября 1975 г. Мюнхен.
«Олимпиаштадион». 32 000 зрителей.
Гол: 0:1 Блохин (67).
«Бавария»: Майер, Хорсманн, Дюрнбергер (Рот, 46), Шварценбек, Беккенбауэр, Вайсс, Вундер, Цобель, Мюллер, Румменигге, Капелльманн.
«Динамо»: Рудаков, Коньков, Зуев, Фоменко, Решко, Трошкин, Дамин, Слободян, Колотов, Буряк, Блохин.
«Динамо» — «Бавария» — 2:0.
6 октября 1975 г. Киев. Центральный стадион. 100 000 зрителей.
Голы: 1:0 Блохин (40), 2:0 Блохин (53).
«Динамо»: Рудаков, Коньков, Зуев, Фоменко, Решко, Трошкин, Мунтян, Онищенко, Буряк, Веремеев, Блохин.
«Бавария»: Майер, Хорсманн, Дюрнбергер (Хансен, 70), Шварценбек, Беккенбауэр, Вайсс, Рот, Вундер, Шустер (Торстенссон, 78), Румменигге, Капелльманн.
За учреждение Суперкубка футбольная общественность должна благодарить голландских газетчиков из De Telegraaf, выдвинувших идею о выявлении лучшего клуба Старого Света в споре обладателей Кубка чемпионов и Кубка кубков. Редакция же предоставила и приз — массивную, внушительных габаритов чашу. А УЕФА, хотя и признал новый турнир не сразу, но не преминул взять суперсоревнование под свою юрисдикцию и даже обложил его налогом с прибыли.